Детские годы великих писателей и поэтов

Влад Каганов
ЛЕВ ТОЛСТОЙ  

        Лев был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда ему не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе "ее духовный облик".Некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии) и даже портретное сходство можем мы найти в княжне Марье Николаевне Болконской ("Война и мир").
          Отец - участник Отечественной войны, отличался добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837).
        Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская. "Она научила меня духовному наслаждению любви".
       Леве было семь лет, когда в домашнем, детском журнале он собственноручно написал такие рассказы:
      ОРЕЛ
«Орел царь птиц. Говорят о нем, что один мальчик стал дразнить его. Он рассердился и заклевал его.»
      ПЕТУХ
«Петух есть красивая птица. Его пестрый хвост загнут вниз. Горло у него красное, синее и всех цветов, а борода красная»»

       В кондуите Тульской гимназии сохранилась такая запись:
«Ученик второго класса пытался обмануть преподавателя, положив раскрытую книгу на скамейку и давая по ней ответ на летучие вопросы. За что получил два часа карцера».
       Через тридцать лет автор двух  детских рассказов и проказник-второклассник напишет классический роман « Война и мир» и еще несколько десятков томов сочинений, которыми до сих пор зачитывается весь мир.

         Творчество Льва Николаевича Толстого (1828-1910) началось с домашнего рукописного журнала. Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений.

ИВАН БУНИН

         10 октября 1870 года в Воронеже, в семье разорившихся дворян родился мальчик, которого назвали Иваном. Отец Вани был человеком добрым, веселым, но к тридцати годам стал алкоголиком. То что не пропил – раздарил.
         В семь лет  для Вани наняли воспитателя. Это был человек образованный, бывший преподаватель, но изгнанный из школы за пристрастие к алкоголю. Воспитатель сразу понравился маленькому Ване. В короткий срок мальчик научился читать и писать. Азбуку он изучал по «Одиссее» Гомера. Учитель рассказывал своему воспитаннику о разных странах, о приключениях  Дон Кихота. Он умел играть на скрипке и хорошо рисовал. Он привил Ване вкус к рисованию. Одно время мальчик мечтал стать художником. Воспитатель писал сатирические стихи. И Ваня тоже начал писать стихи. Но не сатирические, а лирические: о Луне, о горных долинах, о любви к природе.
         А вот с гимназией у Вани отношения не сложились. Точнее, он любил уроки русской литературы читал, но люто ненавидел математику.
Однажды, на урок математики вошел директор школы - плешивый старичок с заостренным черепом. Рядом с Ваней сидел мальчик в начищенных дегтем сапогах. Запах дегтя так подействовал на Ваню, что он стал обмахиваться тетрадкой. В эту минуту его вызвали к доске. На доске красовались несколько треугольников,, но Ваня ничего не мог сообразить. стоял, как вкопанный с мелом в руке. Тогда директор сухо процедил: «тупоголовый». Ваня словно пробудился ото сна. Он побледнел. Затем посмотрел надменно на директора и резко произнес:  «остроголовый!».
       Разразился скандал. В гимназию вызвали отца Вани. Историю эту в конце концов замяли, но мальчик навсегда покинул гимназию, сказав, что в  гимназию больше не пойдет.
Он прочитал такое количество книг, что со временем сам стал писать.

          Лауреат Нобелевской премии по литературе Иван Алексеевич Бунин, отвечая  на вопрос об образовании всегда говорил: « Четыре класса гимназии».

ЧАРЛЬЗ ДИККЕНС

             Много лет назад в Лондоне юноша мечтал стать писателем. Читать Чарлза научила мать. Какое-то время он посещал начальную школу,а с девяти до двенадцати лет ходил в обычную школу. Не по годам развитый, он с жадностью прочитал всю домашнюю библиотечку дешевых изданий.
           В двенадцать лет мальчик начал работать за шесть шиллингов в неделю на фабрике, где он должен был наклеивать ярлыки на банки с ваксой в кишащем крысами подвале. Это время показалось ему мучительной, безнадежной вечностью и пробудило решимость выбиться из бедности.
         Ночевал он на чердаке в обществе таких же нищих мальчишек. Он писал рассказы,которых никто не печатал. И вдруг, один рассказ напечатали. Денег за него ему не дали, но редактор похвалил его. Эта похвала придала ему силы.
             Так в Англии появился великий писатель Чарльз  Диккенс (1812-1870).

ГЕРБЕРТ УЭЛЛС

          Когда мальчику исполнилось восемь лет, ему «посчастливилось», как он сам выражался, сломать ногу. Именно тогда он и пристрастился к чтению. В том же возрасте Герберт поступил в «Коммерческую академию мистера Томаса Морлея» , которая должна была подготовить его к профессии торговца. Однако, когда Герберту исполнилось тринадцать лет, его отец сломал бедро, и с крикетом было покончено; Герберту пришлось начинать самостоятельную жизнь.
  Юный Герберт  трудился в лондонской мануфактурной лавке. Вставал в пять утра, подметал всю лавку и как каторжный работал по четырнадцать часов в день. Работу свою ненавидел. Через два года он решил покончить с жизнью. Об этом он написал своему учителю. Старый учитель помог юноше найти место учителя. В свободные часы юноша начал писать рассказы, повести.
          Всего он написал 77 книг, в том числе : «Машина времени», «Остров доктора Моро» (1895), «Человек-невидимка» (1897) и «Война Миров» (1898).
      Это был Герберт Уэлс (1866-1946).

АЛЕКСАНДР ГРИБОЕДОВ

        Александр родился 4 (15) января 1795 года , в Москве,  в семье отставного секунд-майора Сергея Ивановича и Анастасии Фёдоровны Грибоедовых.
         Родители были людьми состоятельными, в кругу дворянских семейств пользовались почётом. Всем в семье заправляла Настасья Фёдоровна, её слово было решающим.
         Настасья Фёдоровна была женщиной умной, образованность, но при этом честолюбивой, властной, не терпящей возражений. Детей , а кроме Александра,  была ещё дочь Мария,  мать любила , но не баловала , а  держала в строгости.
         Когда маленькому Саше пошел второй год, к нему была приставлена бонна-француженка. Была у мальчика и русская нянюшка, в доме её шутя называли «поднянька». Именно она читала своему воспитаннику русские сказки. Так что мальчик одновременно учился говорить и на русском, и на французском языках.
Через  несколько лет, мать пригласила для Саши ученого-энциклопедиста , немца Иоганна Петрозилиуса, позднее служившего в Московском университете в должности помощника библиотекаря.
         Иоганн Петрозилиус был человек немолодой,  рассудительный, серьёзный. К преподаванию у Петрозилиуса был особый дар - учил он основательно. Да и Саша сам стремился к учению. Ему было всё интересно. Так что к шести годам мальчик хорошо освоил русскую грамоту, говорил на французском,  английском и немецком языках,  знал азы истории,  географии и латыни, прочёл огромное количество книг.

        Кроме  того, мать приглашала для занятий с сыном профессоров из университета. Уже в детские годы , Саша очень красиво пел, играл на флейте и фортепиано, знал танцевальные па, писал стихи и музыку.

         В 1803 году ,  когда Александру исполнилось 8 лет , он поступил в лучшее учебное заведение Москвы –  Благородный пансион  при Московском университете.   Занятия в пансионе вели преподаватели университета , в том числе- русский поэт, литературный критик, переводчик, профессор Московского университета - Алексе;й Фёдорович Мерзляко;в (1778- 1830) . Он внушал своим ученикам: «Уменье мыслить – ключ к искусству сочинять». 

        В пансионе Саша проучился три года и 30 января 1806 года, когда ему исполнилось 11 лет, он поступил на словесное отделение  Московского университета, которое окончил через два года (!) со степенью кандидата словесных наук . После этого, юноша продолжил учёбу на нравственно-политическом отделении юридического факультета, и в 1810 году получил диплом кандидата прав. Следующим шагом Алексадра было  поступление на физико-математическое отделение, однако, начавшаяся  война 1812 года помешала продолжить образование, и он идет добровольцем в армию.

        Среди  преподавателей  унивеситета  был известный философ и антиковед, декан словесного отделения университета ( 1810 -1811) ,  профессор-  Иоганн Феофил Буле (1763 -1821), которого  мв юноше интерес к русской истории, формируют «вкус и мнение» в литературе.

        Уже в университете Александр единодушно признаётся окружающими одним из самых образованных людей своего времени. Он прекрасно знает всю мировую классику, читает и свободно говорит на пяти иностранных языках, прекрасно играет на фортепиано и сочиняет музыку,

         Александр Сергеевич Грибоедов (1795 - 1829)- великий русский драматург, автор сатирической комедии «Горе от ума»,  дипломат и экономист, музыкант и композитор, историк и лингвист, владевший девятью языками.