***

Александр Азъ
А. АЗАРЕНКОВ



КАКУЮ ПРИСЯГУ ДАВАЛИ КАЗАКИ.

Pro bono publico
Вместо вступления.
 По Артикулу воинскому от 26 апреля 1715 г. Божиею милостию, мы Петр Первый, царь и самодержец всероссийский, и протчая, и протчая, и протчая.
Повелеваем всем обще нашим генералом, штаб, обор и ундер-офицерам и салдатам, как подданным, так и чужестранным, в службе нашей пребывающим, покорным и послушным быть по своей должности, и все пункты сего артикула право исполнять, и всякому особо высокого и ниского чина без всякаго изъятия нам, яко государю своему, присягу чинить: в том, дабы им верно, честно, с доброю охотою себя содержать, и как сии последствующие пункты в себе содержат, как честным воинским людям благопристойно, против всех наших и государств наших неприятелей, телом и кровию, хотя и в поле, во осадах, сухим и водяным путем прилучитца, служить, и по крайней возможности тщательно радеть, и чтоб им наш и государств наших подданных убыток отвращати, и против того же прибыток и лутчую пользу знати и вспомогати и в том никакова ради страха не отбегать, ниже трудов жалеть толь долго, пока бог всякому живот продолжит. И дабы неведением никто не отговаривался, надлежит сей артикул на смотрах, а особливо при всяком полку по единожды прочитать в неделю, чтоб всяк своего стыда, наказания и безчестия удалялся и бегал, против тогож о благодеянии, храбрости и повышении прилежание имел.
О присяге, каким образом присягу или обещание чинить, от генералов и до фендриха.
Положить левую руку на евангелие, а правую руку поднять вверх с простертыми двумя большими персты.
А салдатам (понеже их множество) правую толко руку поднять пред предлежащим евангелием, и говорить за читающим присягу, и по прочтении целовать евангелие.
Сия присяга бывает генералитету в воинской консилии, а штап, обор и ундер-офицерам и салдатам при полку или роте, при распущенном знамени.
Присяга или обещание всякого воинскаго чина людем:
«Я (имя рек) обещаюсь всемогущим Богом служить всепресветлейшему нашему царю государю верно и послушно, что в сих постановленных, також и впредь поставляемых воинских артикулах, что оные в себе содержати будут, все исполнять исправно. Его царского величества государства и земель его врагам, телом и кровию, в поле и крепостях, водою и сухим путем, в баталиях, партиях, осадах, и штурмах, и в протчих воинских случаях, какова оные звания ни есть, храброе и сильное чинить противление, и всякими образы оных повреждать потщусь. И ежели что вражеское и предосудительное против персоны его величества, или его войск, такожде его государства, людей или интересу государственного что услышу или увижу, то обещаюсь об оном по лутчей моей совести, и сколько мне известно будет, извещать и ничего не утаить; но толь паче во всем ползу его и лутчее охранять и исполнять. А командирам моим, поставленным надо мною, во всем, где его царского величества войск, государства и людей благополучию и приращению касаетца, в караулах в работах и в протчих случаях, должное чинить послушание, и весьма повелению их не противитца. От роты и знамя, где надлежу, хотя в поле, обозе или гарнизоне, никогда не отлучатца, но за оным, пока жив, непременно, добровольно, и верно так, как мне приятна честь моя и живот мой, следовать буду. И во всем так поступать, как честному, послушному, храброму и неторопливому салдату надлежит. В чем да поможет мне господь Бог всемогущий».
Понеже сия присяга вообще всякому чину положена, того ради надлежит тому, кто к присяге приводить, выписывать, которому чину что принадлежит, а ундер-офицерам и салдатам все.
Богу единому слава!
***

…Из Войскового Учебника казака Русской Императорской Армии: "Присяга есть клятва перед Богом: служить верно ГОСУДАРЮ, Наследнику Престола и Родине, хотя-бы пришлось умереть за них"…
Казаки из различных организаций, ныне вводят вариации Присяги. Раз уж это было, есть и будет , то я рекомендую, братьям, ознакомиться из собраний собственного архива. Выписки были произведены мною в ГАРФе и РГБ, а дополнения присланы ревнителями Казачьей старины М. Абрамовым и П. Молодидовым, к которым я отношусь с искренним уважением. Ведь тот, кто, обращается к старому, способен открывать новое.

Присяга есть официальное и торжественное обещание (клятва) в верности. Присягать, присягнуть, клясться, дать присягу, клятву, клятвенное обещанье или уверенье в чем; призывать гласно и торжественно Бога во свидетельство, с установленными церковью обрядами, целуя Св. Крест и Евангелие.
Итак, Форма присяги на верность службы, принятая в царствовании последнего императора, такова:
Я, нижепоименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом. Перед Святым Его Евангелием, в том, что хочу и должен ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ своему истинному и природному Всемилостивейшему ВЕЛИКОМУ ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ НИКОЛАЮ АЛЕКСАНДРОВИЧУ, Самодержцу Всероссийскому и законному ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Всероссийского Престола НАСЛЕДНИКУ, верно и нелицемерно служить, не щадя живота своего, до последней капли крови, и всё к Высокому Его ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Самодержавству, силе и власти принадлежащие права и преимущества, узаконенные и впредь узаконяемые. По крайнему разумению, силе и возможности исполнять. ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Государства и земель Его врагов, телом и кровью, в поле и крепостях, водою и сухим путём, в баталиях, партиях, осадах и штурмах и в прочих воинских случаях храброе и сильное чинить сопротивление и во всём стараться споспешествовать, что к ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА верной службе и пользе государственной во всяких случаях касаться может. Об ущербе же ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА интереса, вреде и убытке, как скоро о том уведаю, не токмо благовременно объявлять, но и всякими мерами отвращать и не допущать потчуся и всякую вверенную тайность крепко хранить буду, а предпоставленным надо мною начальникам во всём, что к пользе и службе Государства касаться будет, надлежащим образом чинить послушание и всё по совести своей исправлять, и для своей корысти, свойства, дружбы и вражды против службы, и присяги не поступать, от команды и знамени, где принадлежу, хотя в поле и обозе или гарнизоне, никогда не отлучаться, но за оным, пока жив, следовать буду, и во всём так себя вести и поступать, как честному, верному, послушному, храброму и расторопному казаку надлежит. В чём да поможет мне Господь Бог Всемогущий. В заключение-же сей моей клятвы, целую слова и крест Спасителя моего. Аминь.
(Войсковые учебники. Кавалерия. Учебник для казака. Составлен с разрешения Главного Штаба <в числе составителей – подъесаул П. Н. Краснов>.



Откуда повелась на Дону присяга, излагают казакийцы Губарёв и Скрылов.
Пересказ казаков-белоэмигрантов, с незначительными сокращениями и дополнениями я привожу ниже.
Присяга – всякое торжественное обещание перед крестом и евангелием, в частности обещание свидетельствовать беспристрастно и правдиво на суде или честно выполнять обязательства, принятые на себя, добровольно, по принуждению или по гражданскому долгу. Первая попытка русских царей принудить Казаков к присяге или «крестному целованию на службу московскому царю» относится к 1632 г. Она окончилась неудачно. Донские Казаки в войсковой отписке заявили категорически по этому поводу, что на Дону «Крестного, государь, целования, как зачался он казачьими головами, не повелося. При бывших государях, старые атаманы и казаки им, государям, неизменно служили не за крестным целованием». Донцы указывали также, что даже служилых Казаков, приходивших для гарнизонной службы в украинные города, «и тех бывшие государи ко кресту приводить никогда не указывали. А с нами того крестного целования не обновится, чего, искони веков не было».
Но через 22 года после этого, по Переяславскому договору «на службу царю» должны были присягнуть Казаки Днепровские; на Дону более благоприятная для Москвы обстановка сложилась к 1671 году. Россия только что справилась с грозными волнениями крестьян, вспыхнувшими по почину Степана Разина и его сподвижников Донцов; должны были смириться и донские противники Москвы. Среди Казаков верх брали ее сторонники.
24 августа 1671 г. с большим отрядом рейтар и драгун в Черкасск прибыли стольник Григорий Касагов и дьяк Богданов. Касагов объявил собравшимся Казакам «царскую милость», передал «жалованье», большее чем когда либо, и потребовал от имени царя присяги «на верность службы» и «в отвращение подобных на Дону возмущений».
Четыре дня Казаки не соглашались и протестовали, но всё же, после недавнего разгрома разинцев, воля Круга была надломлена и верх взяла партия сторонников послушания Москве. Решено было присягу принять. (И, прежде всех, присягнула станица Яковлева во время ее пребывания в Москве).
Войско Донских казаков в первый раз было приведено к присяге на верность службы. В тексте присяги говорилось о вине войска Донского за попустительство С. Разину и о прощении казаков государем. Принятие присяги означало установление нового порядка во взаимоотношениях между донскими казаками и русским правительством. Значительно возросла зависимость Дона от России. Был сделан решающий шаг по пути превращения казаков из вассалов русского государя в его подданных, а Дона – из вассальной республики в составную часть Российского государства, пользовавшуюся широкой автономией. Но для этого трижды пришлось собирать Войсковой круг, поскольку многие казаки присягать не хотели. С большим трудом Касагову и старшинам удалось уговорить казаков принять крестное целованье.
В «Историческом описании Земли Войска Донского» (изд. 1867 г.) «Присяга произведена была на площади, близь соборной церкви, в присутствии стольника Касагова и дьяка Богданова и все присутствующие Казаки вписывались в книгу, присланную из Посольского Приказа; другая книга оставлена была ими в Войске, для вписывания в оную имен тех Казаков, кои впредь придут служить в Войско и всем тем, кои родятся на Дону и достигнут совершенного возраста».
Главные статьи присяги заключались в том, что Казаки и их старшины обещались укрощать все «открывшиеся на Дону возмущения и тайные заговоры», главных заговорщиков присылать в Москву, «а их последователей по войсковому праву казнить смертию», «к злоумышленникам не приставать и даже не помышлять о том, с Калмыками дальнейших сношений не иметь, кроме увещаний служить государю с Казаками вместе; скопом и заговором ни на кого не приходить, никого не грабить и не убивать и во всех делах ни на кого ложно не показывать. На здравие государя и всей его царской фамилии не посягать и кроме его величества государя, царя и великого князя Алексея Михайловича и всея России самодержца, другого государя, польского, литовского, немецкого и из других земель царей и королей или принцев иноземских и российских, на царство всероссийское никого не призывать и не желать, а ежели услышат или узнают скоп или заговор или другой какой умысел, возникший у Россиян или у иноземцев, и с такими злоумышленниками, не щадя жизни своей, биться». Текст присяги носил характер исключительно служилый и отражал лишь страх русских властей перед повторением Смутного времени и перед участием Казаков в новых восстаниях. Но, приняв ее Казаки отказались и формально от нарушенного уже выдачей Разина, права давать приют всякого рода пришельцам, в гордом сознании, что «С Дона выдачи нет!». Присяга ограничивала также внешние сношения, но еще во многом оставляла Донцам права автономного бытия. К тому же, приняло ее не все население Дона, а только те, кто нес очередную службу в Главной Войске и участвовал в Войсковых Кругах тех дней. Сама же присяга стала обязательной для каждого Казака только в последующие годы. Да и беглых стали выдавать только после жестоких насилий 1708 года, а прямые общения с Польшей, Калмыками, Азовом и Крымом - Дон прекратил только в начале XVIII в.
Для Казаков-мужчин, достигших двадцатилетнего возраста, был установлен особый вид Присяги, которой не подлежал никто из остального населения России. По приказу станичных атаманов в начале каждого года собиралась очередная молодежь, которая после молебна присягала у алтарей станичных соборов на верность династии.
…17-й год принес с собою неслыханные смуты.
"…Мы должны превратить Россию в пустыню, населенную белыми неграми, которым мы дадим такую тиранию, которая не снилась никогда самым страшным деспотам Востока. Разница лишь в том, что тирания эта будет не справа, а слева, и не белая, а красная, ибо мы прольем такие потоки крови, перед которыми содрогнутся и побледнеют все человеческие потери капиталистических войн" (Вождь и создатель Красной армии тов. Л. Троцкий).

После провозглашения независимости Дона, впредь до образования в России национального правительства, приемлемого для казаков (отвергая коммунистическую идеологию), новоизбранный Атаман отдал распоряжение:

Приказ В. В. Д.
 Июля 6 дня 1918 г. № 447. § I Гор. Новочеркасск.
       Предписываю всем Войсковым Начальникам и Начальникам военно учебных заведений, управлений и штабов принять самим и привести к присяге на верность службе Всевеликому войску Донскому всех лиц, состоящих, как в мобилизованной, так и в постоянной армиях на военной службе, согласно прилагаемого при сем текста.
Перед присягой надлежит разъяснить всю важность переживаемого войском времени, а также значение долга службы и присяги Государству.
Принесение присяги в войсковых частях должно состояться перед полковыми (сотенными) иконами, в батареях перед фронтом орудий и вообще перед фронтом частей и команд.
Лица, принесшие присягу, все без изъятия обязаны расписаться на особых присяжных листах. Лиц, не приведённых к присяге в означенное приказом части время, приводить к присяге в следующие дни.
       По принесении присяги возвести Господу Богу молебствие об укреплении наших сил на счастье и славу Всевеликого войска Донского и его процветание, а затем перед старшим начальником пропустить войска церемониальным маршем.
*
       Форма присяги для казаков христианского исповедания:
"Обещаюсь честью Донского Казака перед Всемогущим Богом, и перед Святым Его Евангелием и Честным Крестом, чтобы помнить престол Иоанна Предтечи и христианскую веру, и свою атаманскую и молодецкую славу не потерять, но быть верным и неизменно преданным Всевеликому Войску Донскому, своему Отечеству.
Обещаюсь служить ему до последней капли крови, всеми силами способствуя славе и процветанию Войска Донского. Обязуюсь повиноваться Большому Войсковому Кругу и избранному Им Донскому Атаману. Возложенный на меня долг службы буду выполнять с полным напряжением сил, имея в помыслах только пользу Войска Донского и не щадя жизни ради блага Отечества.
Обещаюсь повиноваться всем поставленным надо мною начальникам, чиня им, полное послушание во всех случаях, когда этого требует мой долг Донского Казака и войска.
Обещаюсь быть честным, добросовестным, храбрым казаком и не нарушать своего обещания из-за корысти, родства, дружбы или вражды.
В заключение данного мною обещания осеняю себя крестным знаменем, целую Святое Евангелие и Честный Крест и нижеподписуюсь".
Установил Донской Войсковой Круг.
(Машинопись, подлинник. ГАРФ).
*
А до того, была присяга равная с общеармейскими чинами.
Настоящий документ был обнаружен в Ростовском Архиве Войсковым Старшиной Абрамовым Михаилом Юрьевичем и передан для публикации в «Казачий Архив».
ГАРО: фонд № 55, оп. I, д. 42 – "Личный фонд Х. И. Попова. Формы присяги для разных национальностей." Л. 8. – Временному правительству:

"ПРИСЯГА".
"Клянусь честью офицера /солдата и т.д./ и гражданина, и обещаюсь перед Богом и своей совестью быть верным и неизменно преданным российскому Государству, как своему Отечеству. Клянусь служить ему до последней капли крови, всемерно способствуя славе и процветанию Русского Государства. Обязуюсь повиноваться временному правительству, ныне возглавляющему Российское государство, впредь до установления образа правления волею народа при посредстве учредительного собрания.
       Возложенный на меня долг службы буду выполнять с полным напряжением сил, имея в помыслах исключительно пользу Государства и не щадя жизни ради блага отечества. Клянусь повиноваться всем поставленным надо мной начальникам, чиня им полное послушание во всех случаях, когда этого требует мой долг офицера и гражданина перед отечеством. Клянусь быть честным, добросовестным, храбрым офицером и не нарушать своей клятвы из за корысти, родства, дружбы и вражды. В заключение данной мною клятвы осеняю себя крестным знамением и нижеподписуюсь."

***

Слова присяги:
Именем Бога Всемогущего перед Святым Его Евангелием и Животворящим Крестом, перед Атаманскими войсковыми знамёнами, кровью казачьей политыми, обещаюсь Войску Донскому служить, не щадя живота своего, до последней капли крови и все к славе и процветанию Войска Донского направлять и законы для того установлять по крайнему своему разумению и силе, споспешествуя всему, что к войску Донскому верной службе и пользе Государства относиться может.
Господи, Боже Отцов и Царю Царствующих, настави, вразуми и управи мя в великом служении, на которое я Войсковым Кругом, Атаманами молодцами, избран и поставлен.
Да будет со мною присядящая Престолу Твоему Премудрость, пошли с небес Святых твоих, даразумеют, что есть угодно пред очами Твоими и что есть право по Заповедям Твоим. Буди сердце мое в руку Твою. Аминь.

Вышеуказанный машинописный текст Присяги Атамана был обнаружен Азаренковым в Государственном Архиве Российской Федерации. Фонд 102, "Всевеликое войско Донское, Канцелярия атамана, 1917-1920", в бумагах и письмах "Донского атамана Богаевского - Деникину и окружному атаману Черкасского Округа". Подлинник.
Тот же текст, без малейшего изменения, приводится в Основных Законах Всевеликого войска Донского (Права и обязанности Донского Атамана, п.42., 1918 г.).
Его автор переписал в отделе Русского Зарубежья РГБ. В документах указано и принято, что "по своем избрании Донской Атаман в Войсковом Соборе перед св. Крестом и Евангелием под Войсковым знаменами приводится архиепископом Донским и Новочеркасским к присяге Войску Донскому", которую и приносит в вышеприведенной форме:
По всей вероятности, новый атаман Богаевский, стремился, как то использовать текст Присяги Донской Республики в ВСЮР.
*
А публикуемый ниже текст автор нашёл в ГАРФе, в фонде 9100, опись 1, дело 6. «Астраханское казачье войско 1921-22» (Временное положение об управлении астраханским казачьим войском). Машинопись. Подлинник.

По своём избрании Войсковой Атаман приводится под войсковым знаменем к присяге Астраханскому казачьему войску, которую приносит в следующей форме: Пред Всемогущим Богом, Святым Его Евангелием и Животворящим Крестом под славными боевыми знамёнами Астраханского казачьего войска, обещаюсь верно и нелицеприятно служить избравшему меня своим Войсковым атаманом Астраханскому казачьему войску ради славы и процветания его, не щадя жизни своей до последней капли крови. Боже Милосердный и Истинный, Рука Твоя Благая да укажет мне путь правый к величию Государства Российского и к пользе Астраханского казачьего войска. Боже, помоги мне в великом служении моём. Аминь." (Период Гражданской войны. Дата не указана).

***
В годы 2 М. В. у Краснова, для казаков была введена своя присяга. У казаков, вошедших в РОА/ВС КОНР, - своя: «Как верный сын моей Родины, я добровольно вступаю в ряды войск Комитета Освобождения Народов России. В присутствии моих земляков я торжественно клянусь честно сражаться до последней капли крови под командой генерала Власова на благо моего народа против большевизма. Эта борьба ведется всеми свободолюбивыми народами… Я клянусь, что останусь верным этому союзу».
"Я передаю, а не сочиняю" – писали древние. Всё опубликованное здесь и Вами только что прочитанное – было в Казачьей Истории. Мне же остаётся надеяться, что данная информация окажется полезной или хотя бы интересной для наших уважаемых читателей.

Александр Н. Азаренков