Кишинёв. 3. Россия и Кишинёв

Анатолий Штаркман
Для получения цельного представления об истории г. Кишинёва желательно прочитать две предшествующие главы.

 Кишинёв и Россия.

"Любовь" между евреями и Россией началась задолго до присоединения Бессарабии к России. В 1711 году во время Прутского похода русской армии "не только служивые люди, - писал молдавский летописец, - но и сапожники, портные, меховщики, трактирщики, дворовые вступали в войско". Пётр Первый, окружённый в Молдавии двухсоттысячной армией, вынужден был убраться во свояси, и присоединение Молдавии к России было отложено на сто лет.
Во время русско-турецкой войны 1735-1739 годов кишинёвцы восстали против турок, отказались платить налоги и снова присоединились к русской армии. Монастырь Галата в этот период жалуется господарю, что "горожане сами владеют местом в городе, равно и окрестностях топчут землю скотом своим, и, владея здесь домами, лавками и погребами, ничего не платят монастырю". В наказание турки снова сожгли город.
В 1798 году русская армия снова в Кишинёве, и снова турки сжигают город. "Я ездил на днях в Кишинёв, - писал в донесении генерал Репин, строения в нём, кроме каменной церкви, в которой служба производится (пр. авт.: Мозаракиевская церковь), и самого малого старого дома, для весьма нужно караульни, никого нет".
В Русско-Турецкой войне 1806-1812 годов город Кишинёв был одним из опорных пунктов русских войск. Командование войсками заключило договор на снабжение провиантом с купцом евреем Давидом Урсулом. Урсул – прозвище, перешедшее в фамилию, с иврита Урэс, можно прочесть Орэс - ;;;; - означат арендатор земли. Вполне понятно, что деятельность Давида Урсула пересекалась с кишинёвскими купцами-евреями. Из судебных дел к нам дошло имя одного из них – Абрамовича. Этот купец в 1808 году был ограблен молдавскими волонтёрскими полками, на что и подал жалобу в Диван (правительственный орган) о "неотдаче по контракту за разные вещи денег". По распоряжению командующего армией полки эти были распущены, и дело закрыто. В 1811 году тот же Абрамович продал русской армии свыше 28 тысяч четвертей зерна и муки, цифра по тем временам фантастическая.
Молдавский Диван (правительство) относилось к еврейскому населению весьма негативно. Например, постановление суда за № 335 от 5 августа 1808 года "О не впускании в Молдавию евреев с австрийской стороны, переходящих по случаю рекрутского там набора". Диван был озабочен этим "поелику род сей нетрудолюбив в делах, относящихся до пользы ближнего, и проживает между жителями только обманными интригами, нанеся оным немалый убыток". Председательствующий Дивана Российский сенатор Кушников "вполне согласился с таким взглядом на жидов" и подписал постановление суда.
Война России с Турцией длилась шесть лет и закончилась в мае 1812 года Бухарестским миром. Россия получила во владение Бессарабию, "где жидов проживало великое множество во всех здешних городах и местечках", и которая представляла жалкое зрелище страны, одарённой всеми благами природы, но разорённой набегами татар и ещё более произволом Турецко-Молдавского управления. Сельское население находилось почти в полудиком состоянии и строило свои хижины большей частью в лесах и глубоких долинах, укрываясь там от татар и сборщиков податей".
В 1812 году местечко Кишинёв выбирается митрополитом Гавриилом Бодони-Банулески центром православной епархии. Адмирал Чичаков, на которого царь возложил управление Бессарабией, также избрал Кишинёв своей резиденцией. Среди окраин Российской империи Бессарабия занимала особое положение, так как с её территории можно было осуществлять влияние России на Балканский полуостров.
"Город Кишинёв, - пишет в 1813 году офицер статистического управления Куницкий П. С., - есть самый удобный для резиденции Областного или Губернского правительства, как и потому, что он находится посредине области, так и потому, что с одной стороны довольно лесу и камней для зданий, а с другой пространная степь, так же как и вода здесь ключевая и воздух чистый, по каким причинам сей город многолюднее других".
В 1813 году по ходатайству ремесленников евреев города губернатор, в то время эту должность занимал генерал-майор Гартинг, утверждает шесть цехов: портных, столяров, плотников, каменщиков, стекольщиков и кожевников. Тот же Куницкий писал, что у молдаван "даже за некоторый стыд почитается быть ремесленником или художником (пр. авт.: промышленником)". Пастушество и земледелие считались почётными занятиями среди молдавского населения, а ремесленничество – презираемыми.
Молдаване, боясь потери личной свободы из-за крепостного права в России, целыми семьями уходили на правый берег Прута в Молдавию. Кишинёв наполнялся евреями из Оргеевского, Сорокского, Бендерского цинутов (районов), из-за границы, особенно из Турции, Греции, Австрии…. Весь этот "презираемый люд" мастерил, строил, торговал, развивал край. В город наезжает много купцов из других мест России, нуждающихся в посредниках с заграницей и местным населением. Эту миссию выполняли местные еврейские купцы, не забывая, конечно, и своей прибыли.
В "Правилах временного правления" 1813 года торговля должна была составлять главный предмет внимания и деятельности гражданских властей. Правительство России гарантировало еврейскому населению "привилегии, данные им от молдавских господарей" и добавило новые, такие как, например, освобождение от податей и повинностей, в том числе и от рекрутской. Ещё до мирного договора с Россией монастырь Галата сдал в аренду город помещику Стрижеско. Попытки правительства откупить Кишинёв ни к чему не привели, и он остался монастырской собственностью до истечения срока аренды, до 1823 года, но барьеры на строительство домов, лавок, корчим были сняты.
К еврейскому Кишинёву присоединяются соседние вотчины: Баюканы, Вовинцены, Хруска, Мунчешты, Вистерничены…. Город расширил свои границы, концентрация еврейского населения уменьшилась. Это был почерк российских властей в завоёванных городах с большинством еврейского населения не только в Бессарабии, но и на Украине.

Придворный советник Коллегии Иностранных дел Свиньин П. писал о Кишинёве в 1816 году. "Он лежит на реке Бык, весьма болотистой и высыхающей во многих местах в жаркое лето; но жители пользуются весьма хорошей водой из колодцев, особливо в нагорной стороне, коих почти при каждом доме находится по одному и по два. Первое основание Кишинёва было у подошвы немалой горы на болотистом месте, но ныне мало-помалу переносится он на верх ея. Присутствие областного начальства привлекает сюда на жительство беспрерывно людей всякого состояния, так что из небольшой бедной деревни, каковою найден он при начале Российского правительства, принимает теперь вид богатого города.
Ныне считается в Кишинёве 2109 домов, в том числе семь церквей, 1 монастырь и 448 лавок. Число жителей безошибочно положить можно до 5000. Всего более жидов, потом болгар, молдаван, русских и так далее (прм. авт.: учитывая присоединённые сёла).
Торговля в Кишинёве довольно обширна. Здешние купцы не только выписывают товары из России, Австрии и Польши для продовольствия оными целой области, но служат посредниками Российской коммерции с заграничным купечеством, жительство своё имеющим в Яссах, Галацах и Бухаресте. Есть также довольно богатых лавок с разными иностранными произведениями, принадлежащих большей частью грекам и жидам; приезжающие в город по каким-то делам принуждены квартировать в заездных общих дворах и трактирах, которые большей частью содержаться жидами; на городовых площадях, коих считаются здесь три, можно найти всякие припасы и все вещи, нужные для жизни. По четвергам бывает довольно значительная ярмарка, на которой кроме великого множества скота, привозится всякого рода мука, крупа и самый хлеб зерном, сено, масло коровье и конопляное, бринза, соль, всякие фрукты и огородные овощи, также разные изделия, как то: повозки, сани, сёдла, бочки, ситы, корыта, лопаты и прочия. Цены на сии припасы переменяются почти каждый раз по произволу продавцов, а более чрез перекупку их жидами, кои выезжают за несколько вёрст за город.
В городе находятся следующие маловажные фабрики: 5 сафьяновых заводов, 22 кожевных, 18 сечных, 4 мыльных, 3 красильных, 4 медных, на коих выделывается разные медныя посуды, и одна фабрика для деланья курительных глиняных трубок, на манер турецких".
Местность под названием Бессарабия в 1816 году представляла практически неуправляемую законами страну. Грабежи, разбои, пытки, увечья, убийства, самоуправство со стороны местных представителей власти не имели границ. "До 1812 года в Бессарабии не было ни одной школы для народного образования, и потому низшие сословия жителей были совершенно безграмотны. Собственно читать и писать по-молдавски умели только чиновники, обучавшиеся в единственной в то время ясской школе или у домашних учителей". (пр. авт.: это не относится к еврейскому населению города) Такое положение тормозило развитие края, поэтому "государю Императору благоугодно было призвать к главному управлению Бессарабской областью подольского военного генерал-губернатора Бахметьева со званием полномочного наместника". С его назначением руководство еврейской общиной Кишинёва было возложено на кагал. Погребальное братство перешло в веденье кагала и несло ответственность только за содержание еврейского кладбища и процедуры похорон.
Первым духовным руководителем Кишинёвского кагала был выбран Хаим Черновицер. В Кишинёв он попал во время массового перехода евреев из Австрии. Еврейское население Кишинёва, согласно данным Свиньина составляло большинство от общего и по скромной оценке в 1816 году насчитывало 2500 душ. Кагал делился на две части: духовную и хозяйственную. В первой действовал раввин с тремя представителями от каждого молитвенного дома. Хозяйственной частью заведовали обычно пятеро кагальных, в обязанность которых входило также исполнение распоряжений правительства и городских властей.
Обучение, особенно мальчиков, языку иврит для чтения молитв и получения элементарных знаний по Торе и Талмуду считалось самым что ни есть необходимым признаком еврейского существования и входило в введенье Кагала. Дети обучались в еврейских школах, называемых хедерами (комнатами, классами в переводе на русский). Преподаватели этих школ, меламеды, собирали учеников по утрам и возвращали вечером. В начальных классах детей обучали азбуке и чтению на языке иврит, в более высоких - преподавалась Тора и первоначальные знания по Талмуду, и, наконец, в старших классах учёба завершалась более глубоким изучением Талмуда. Образование было доступно всем евреям.
В 1816 году началось строительство первой не только в Кишинёве, но и во всей Бессарабии синагоги. Строили не просто здание, строили храм, религиозные институты, строили в надежде на будущее. Строительство синагоги было завершено в начале 20-х годов.
Здание синагоги, по рассказам очевидцев, представлял вытянутый вдоль улицы Азиатской прямоугольник без каких либо украшений снаружи. Двора не было. Шесть колонн вдоль стен, по три с каждой стороны, поддерживали два женских балкона. Двустворчатая высокая дверь из толстого дерева, окованная железом, широкие стены, около полутора метров, окна, на высоте в несколько раз превышающие рост человека, указывали на то, что синагога могла стать временным убежищем при опасности. Синагога вмещала 500 прихожан.

В семидесятых годах двадцатого века автору этих строк удалось найти человека, который рассказал, что в 1938 году синагога всё ещё действовала. Чтобы войти в неё, нужно было спуститься вниз на две-три ступеньки. Зал поражал чистотой и был расписан яркими красками. В 1947 году здание синагоги, одно из старейших в городе, власти превратили в складские помещения, а затем вообще снесено.

Располагалась синагога недалеко от правого берега реки Бык в самой гуще еврейского населения на всё ещё центральной торговой площади 1800 года на пересечении улиц Азиатской и Фонтанной. Это были две основные улицы Кишинёва того времени. Азиатская тянулась вдоль вверх по течению реки Бык; Фонтанная спускалась перпендикулярно к реке, к роднику. Вокруг этих улиц петляло множество переулков: Караимский, Маклерский, Синагоговский (второй), Бегучий, Сирийский, Греческий…. Мыльный переулок ниже Азиатской был переименован с открытием синагоги в Синагоговский (первый). Вплотную к реке прилепилась Банная улица. Названия говорят сами за себя. От площади, что на пересечении Азиатской и Фонтанной улиц подымался на холм Мозаракиевский переулок, с левой стороны которого на склоне холма находилось еврейское кладбище, в конце его – церковь с небольшим христианским кладбищем.
Площадь у синагоги вскоре замостили и украсили круглым фонтаном. Место оживлённое, духовный и всё ещё торговый центр города.
С ростом населения Кишинёв развивается вверх от реки Бык. Торговый центр передвигается выше на свободное место под названием Ильинский базар.
Турецкая улица (Константинопольская позже), на которой жили евреи из Турции, проходила параллельно и выше Азиатской. Армяне жили рядом с Ильинским базаром на коротенькой улочке, позже она получила название Староармянская – она не имеет географического отношения к будущей Армянской улице.

Хаим Черновицер не только заложил основы развития кишинёвской еврейской общины в сложный период присоединения Кишинёва к России, но и прославился написанием трёх богословских сочинений: "Колодец живой воды", "Порядок молитв Субботнего дня", "Ворота моления".
Поэтизированное название книги "Колодец живой воды" взято из Торы (Бырэшит – 26). В книге рассказывается об Ицхаке, сыне Авраама, который во времена засухи ушёл из страны к царю Пылиштимскому в Гырар. "… И сеял Ицхак в той земле, и получил в тот год во сто крат: как благословил его Господь. И стал великим человеком сей, и возвеличивался больше и больше, до того, что стал весьма великим…. И сказал Авимэлах Ицхаку: "Уйди от нас, ибо ты гораздо сильнее нас". И ушёл Ицхак". Вернулся Ицхак к себе домой, "… и копали рабы Ицхака в долине и нашли там колодец воды живой".
В конце своего царствования Александр Первый резко меняет своё отношение к евреям России в худшую сторону. Хаем Черновицер понял, что еврейский храм нужно строить в Иерусалиме. Он призвал евреев Кишинёва последовать примеру Ицхака, вернуться на свою историческую родину, откопать колодцы Авраама.
В середине двадцатых годов Хаим Черновицер совершил паломничество в Иерусалим, следы его затерялись в далёкой Палестине.

Использованная литература.
Халипа П. Н. Бесарабия до присоединения к России. Исторический очерк. Кишинёв 1914
Хроника умственного и нравственного развития Кишинёвских евреев. Кишинёв. 1887
История Кишинёва. Кишинёвский государственный университет. Кишинёв.1966
Еврейская Энциклопедия. Брокгауз-Ефрон. С. П. 1912
История Бесарабии с древнейших времён Алексея Накко. Одесса. 1876
Куницкий Пётр Семёнович. Краткое статистическое описание заднестровской области, присоединённой к России по мирному тракту, заключённому с Портой Оттоманской в Бухаресте 1812 г. С.П. 1813
Очерк гражданского устройства Бессарабской области. «Бессарабский Вестник». 1889.