Ассоль

Юрий Басин
       В жизни каждого мужчины, если он только не законченный болван, есть своя гриновская Ассоль. У самого Александра Грина это была его жена Нина Николаевна.
       К стыду своему, я очень мало о ней знал, и только недавно прочёл её "Воспоминания об Александре Грине". Кто их не читал, прочтите хотя бы несколько абзацев. Какой замечательный, образный, интеллигентный язык! И столько всепрощающей любви к Грину, хотя тот в семейной жизни был далеко не подарок. Кроме испытаний крайней нищетой, болезнями своими, матери и мужа, на её долю выпала цепь несчастий, которые трудно себе вообразить. После смерти мужа она осталась одна без всякой помощи и поддержки, с больной, сумасшедшей матерью на руках. И при этом ещё пыталась организовать музей Грина! Когда началась война и Крым оккупировали немцы, Нине Николаевне, чтобы не умереть с голоду, пришлось пойти работать корректором в местную газетку. Она всё время боялась, что её мать немцы заберут и уничтожат, как они это делали со всеми умалишёнными. И при этом она ещё умудрилась спрятать у себя и тем спасти от смерти 13 партизан. Но сама не убереглась, попала под облаву и была отправлена на принудительные работы в Германию. После окончания войны вернулась на Родину для того, чтобы попасть в сталинский лагерь как "работавшая на оккупантов". В лагере она работала в больнице для зеков и была образцом этики для людей, теряющих человеческий облик. После смерти Сталина и освобождения из лагеря вернулась в Старый Крым, в свой домик, где хотела устроить музей Грина. И обнаружила, что этот домик присвоил и занял первый секретарь райкома партии. Не для себя, для своего курятника. Добилась того, что домик был освобождён. Собрала для музея все те предметы быта, которые раздала друзьям перед арестом, и организовала музей.
       Когда Нина Николаевна умерла (в 1970 году), гэбисты не разрешили похоронить её рядом с мужем. Её похоронили отдельно, но через год её бесстрашные друзья ночью перезахоронили гроб с её останками, поместив его ПОД гробом Грина, так что хватившиеся гэбисты, разрыв могилу Грина, её гроба не обнаружили. Или сделали вид, что не нашли - времена уже были не те.
       Но и на этом злоключения с могилой не кончились. В 1998 году один из местных охотников за цветметом (между прочим, внук бывшего гэбиста, через которого проходило "дело" Нины Грин!) украл с могилы Гринов бронзовую скульптуру Бегущей По Волнам, распилил её на куски и сдал как металлолом. Примерно в то же время на могилах моего отца и матери на кладбище Абдал в Симферополе воры выломали из надгробий металлические плиты с именами покойных для сдачи их как металлолом за стоимость бутылки водки.