Рецензия на модный роман The Иван

Максим Бухтеев
Новый, но уже модный исторический роман молодой писательницы Виолетты Граубе-Заболотной вызвал широкий резонанс в писательских кругах. Ещё бы – этот дебют потряс Лондонскую биржу, вызвав повышение цены на нефть на три доллара за баррель.
Так высоко оценил роман своей супруги Альберт Лихтенштейн, владелец известной нефтедобывающей компании - самой крупной на севере-востоке Москвы.
 
 Дерзкий, но по-женски эмоциональный роман Виолетты стал значительным событием в светской жизни посёлка Жуковка на Рублёвке. До поздней ночи гремела презентация книги, став причиной появления шести новостных сюжетов на центральных ТВ-каналах и ста двадцати восьми рекламных щитов на центральных улицах города.
 
Что же можно сказать о сюжете, так захватившим умы просвещенной элиты? Начнём с обложки. На ней изображена сама Граубе-Заболотная с дубинкой, напоминающей скипетр. Некоторые светские остряки разглядели в этой дубинке черты самого Лихтенштейна, но это лишь досужие домыслы. Как говорила в одном интервью сама Виолетта «Лёлика символизирует большая зелёная фигня над моей головой, а вовсе не эта палка».
 
Как выяснилось на презентации, сюжет книги держался в строгом секрете. Как говорят те же остряки, даже от самой писательницы. Но это, как водится, черта нашего сурового времени.
Правила рынка диктуют всё!
Ведь ещё до написания книги, все авторские права были выкуплены Главным телеканалом страны для экранизации.
 
       
Итак, внутри обложки мы видим красочное предисловие и несколько благодарностей людям, благодаря которым эта книга увидела свет. В том числе, конечно, Альберту Лихтенштейну и историческому консультанту Виолетты – профессору МГУ Петрову Иосифу Давыдовичу. К величайшему сожалению, профессор не смог присутствовать на презентации – получив, прямо из типографии, экземпляр книги, он попал в больницу с инфарктом.
 
Время действия книги – правление Ивана Грозного. Её жанр, как определяет его сама писательница, криминально-светское фэнтези. Стоит добавить, что это новое русское фэнтези, в котором причудливо смешались опричники, скоморохи и хоббиты. Некоторые усматривают в этом прямые аналогии с «Властелином колец» Толкиена, но, как показало недавнее судебное разбирательство, они не имеют под собой основания.
 
Основная идея романа, красной нитью проходящая через всё повествование – это патриотизм и замужество. Причём замужество удачное и денежное, а патриотизм с элементами мелодрамы и катарсисом.
 
Замуж хотят все - Василиса, Акулина, Анжелика и даже Геннадий Белый. Он по сюжету лучший друг Ивана Грозного, но, впрочем, Иван не догадывается об этом до самого конца романа.
 
Хотя тема крепкой мужской дружбы раскрыта талантливо и со знанием дела, но она выглядит бледно, по сравнение с описанием дружбы женской. Шантаж, убийства, инцест и прочие интриги описаны в романе правдиво и откровенно.
 
Завязка романа начинается с первой же страницы и там же, собственно, и заканчивается. Главная героиня романа – светская львица Фродя мечтает пристроить куда-нибудь своё кольцо.
Тёмные силы всячески мешают ей в этом, строя типичные средневековые козни – подсыпая толчёное стекло в босоножки или стараясь посадить Фродю на кол. Иногда им это удаётся, но это не останавливает героиню романа. Кольцо всё время попадает не в те руки и не на те пальцы, а иногда и вовсе валяется неизвестно где. Но каждый раз оно чудесным образом возвращается на правильный путь и упорно движется к своей цели.
 
Стиль романа, под стать характеру самой писательницы – хлёсткий, ироничный и
по-женски точный в эмоциях.
 
Но конёк писательницы – проработка сильных и глубоких характеров персонажей.
 
Особенно удалось писательнице раскрыть образ коня Гены Белого – сильного, страстного, но в то же время чувственного и чуткого.
 
 Конечно, смелость и новаторство писательницы не может не восхищать. Её историческая гипотеза о существовании в Москве времён Ивана Грозного не только Немецкой слободы, но и Таджик-тауна с Голубым проспектом ещё станет для археологов темой для исследования.
Спонсировать раскопки Таджик-тауна, находившегося, по мнению Виолетты, на месте нынешнего здания Государственной думы, уже вызвался сам Альберт Лихтенштейн.

Временами чуть заметно проскальзывают элементы богатого личного опыта Виолетты. Например, в эпизоде с нападением орды таджиков на Кремль угадываются мотивы сезонных распродаж Милана или Лондона. А глава, где на фоне сельского пейзажа Фродя с молодыми и сильными пастухами совершает первобытный ритуал, целиком списана с одного модного литературного вечера.
 
Следует заметить, что книга просто пропитана патриотизмом и государственностью. В наших сегодняшних литературных произведениях это редкость. Иван Грозный в изображении Граубе-Заболотной выглядит прозорливым государственным мужем. В сцене свадебного пира, царь увлекая Фродю в опочивальню, грозно и пророчески восклицает, обращаясь в будущее, «Даёшь двести за баррель и мы всю Европу поимеем!»
 
В заключении стоит сказать, что эту книгу стоит прочитать всем культурным людям. Хотя бы просто потому, что нам уже пришлось смотреть четыре ток-шоу, три передачи и восемь сюжетов, посвящённых этой книге. Теперь пришла пора узнать, о чём же, собственно, в них шла речь.
       (с) Максим Бухтеев