Глава 84. Тюрки

Борис Попов
       (продолжение первого тома книги "Кто мы?")

       Попробуем теперь совершить путешествие к первопредкам тюрков:

56. Ашина или Ахянь-ше (ок.450), младший сын Надулу, победил на выборах правителя тюрок, когда, по условию, выше всех вспрыгнул на дерево. Вначале он жил в царстве Лян, где правил Цзюйкюй Мугянь. Затем это царство было уничтожено Тхай-ву, императором Китая (440-451) из династии Вэй. Поэтому Ашина вместе с пятьюстами семействами бежал из царства Лян на южную сторону Алтайских гор к жужаням, где оказался в их подчинении, стал добывать для них железо. На его знамени была изображена волчья голова.

57. Надулу-ше или Тукюе, Тюрк (ок.425), старший сын Нишиду и дочери лета, жил около гор Басы Чу-си-ши. «Произвёл тепло», и все братья ему подчинились. Он имел десять жен и «все сыновья прозывались по дому матерей».

Братья:
Ци-гу, его владения были расположены между реками Абу и Гянь (Абаканом и Енисеем), от него произошли кики или енисейские кыргызы.
NN1, жил при реке Чу-си (Чуи), впадающей в Катунь.
NN2, превратился в лебедя Ку, от которого произошли ку-кижи или лебединцы северного Алтая.

56. Ичжини-Нишиду (ок.400), родился якобы от волчицы. Происходил из владетельного Дома Со, обитавшего на севере от хуннов на реке Бие в Верхне-Кумандинской волости. Он мог вызывать ветры и дожди. У него было семьдесят младших братьев. Жёнами его были дочь лета и дочь зимы. Дочь лета родила ему четырёх сыновей.

Если верить сведениям о том, что тюрки кипчаки (кюеше) в 201 до н.э. были покорены Модэ-Шаньюем, правителем хунну, то в это время они могли жить где-то южнее Саян, так как владения Динлин (Саян) были самой северной точкой его похода в тот год. Племена тюрок были вынуждены бежать от хунну в северо-западном направлении, поэтому уже во II веке до н.э. они стали появляться в Минусинской котловине и на Алтае.

Основой развития культуры алтайских тюрок являлась культура Шибэ, а енисейских тюрок – Таштыкская археологическая культура. Поэтому кипчаки и кимаки могли быть потомками племён этих культур. Расовый тип тюрок Минусинской котловины сложился в результате взаимодействия местных долихокранных европеоидов с северокитайским компонентом (брахикранными европеоидами зливкинского типа), который появился в Минусе благодаря племенам Карасукской археологической культуры, а также с монголоидами, которые проникли туда с I века до н.э.

На Алтае монголоиды появились ещё раньше, то есть с V-IV веков до н.э. Кроме того, там были отмечены и маньчжурские черты. В свою очередь, предками таштыков, по мнению некоторых археологов, были гяньгуни, которые до своего появления в верховьях Енисея жили в Западной Монголии или Джунгарии, говорили на тюркском языке и имели монголоидный физический облик. Их культура была близка культуре хунну и отличалась только новым обрядом трупосожжения с помещением пепла в куклу, имитирующую покойника.

Гяньгуни были разбиты Чжичжи, шаньюем северных хунну, в 49 до н.э. Сколько времени гяньгуни жили в Монголии или Джунгарии до этого, пока неизвестно, но вероятно с VII века до н.э., то есть после того, как на северо-запад Монголии из Северного Китая прошли племена Чандманьской археологической культуры (будущие юечжи), представляющие собой европеоидов.

До VII века до н.э. племена гяньгуней вместе с хунну могли жить где-то восточнее, так как они постоянно смещались на запад. При этом, если предки чандманьцев до этого периода жили в районе Ордоса, то гяньгуни могли жить к востоку от него на территории Внутренней Монголии и даже Маньчжурии, особенно если учесть, что среди алтайских тюрок были отмечены маньчжурские черты. По сведениям археологов, на территории юго-западной Маньчжурии в скифское время, то есть уже в VII до н.э. была известна культура погребений верхнего слоя Сяцзядянь, которая могла послужить основой для образования смешанной культуры гяньгуней и хунну.

К северу от Ордоса в VIII-VII веках до н.э. жили племена культуры плиточных могил, которые имели отличный от гунну и гяньгуней физический тип, то есть это были брахикранные монголоиды с сильно уплощённым средневысоким лицом и слабо выступающим носом. Поэтому эти племена не могли быть предками гяньгуней. По своему физическому типу хунну представляли собой тип, в котором произошло смешение европеоидных и монголоидных типов в одном. При этом хунну имели сильно выступающие, чуть крючковатые носы. Этот факт свидетельствует о том, что их физический тип образовался в результате смешения каких-то европеоидов (предков гяньгуней) и монголоидов.

Некоторые специалисты сравнивают физический тип хунну с типом усуней Южного Казахстана. Считается, что хунну говорили на тюркском языке. Что касается их культуры, то для неё были характерны городища прямоугольной формы. В них плавили медь, бронзу, чугун, железо, изготавливали изделия из кованого железа, керамики, кости, дерева, камня, кож, шерсти. Керамические изделия изготавливали с помощью гончарного круга или лепные.

Жилища в городищах представляли собой полуземлянки или наземные постройки площадью до 150 кв.м. с двускатной крышей, покрытой сверху дёрном или черепицей. Внутри жилищ располагались очаги, имелись погребки для хранения запасов, дымоходы устраивались в стенах. Основная масса хунну представляла собой скотоводов-кочевников и жила в войлочных юртах и только зимой – в бревенчатых срубах.

Гяньгуни относились к осёдлому населению хунну. Они хоронили умерших в срубах под курганами, то есть также, как это делали тагары, андроновцы и племена Срубной культуры, проживавшие между Волгой и Доном. Иногда могилы обкладывались каменными плитами. В этом отношении их погребения схожи с погребениями племён емек в Корее, которые появились там ещё во второй половине III тысячелетия до н.э.

В то же время младенцев до года гяньгуни хоронили под полом жилищ. В этом отношении их обычаи были близки племенам культуры Яншао, которые жили в III-II тысячелетиях до н.э. на севере Китая в Ордосе, тем же племенам емек в Корее, а также племенам Трипольской культуры, проживавшим между Днепром и Дунаем, и культуры Котос в Южной Америке. Всё это говорит о непростой истории происхождения гяньгуней. Не исключена возможность, что их первопредками на Дальнем Востоке могли быть правители племени емек. Среди них упоминались:

160. Пуру (ок.2100 или 2325 до н.э.), потомок Тангуна, первый правитель страны Пуё. Ездил в Тушан к знаменитому императору Юю, герою китайских преданий.

Или Поро(?), предок Аиойна и Турэси Маци, первых правителей айнов. Они могли называть его Медведем (Поро=Пеуре=Бер=Bear), а страну Пуё – страной Бора (Медведя).

Или Пуру(?), правитель индоариев из Лунной династии, современник Пуру из страны Пуё.

       Или Пуруравас(?), прапрадед Пуру, первый царь Лунной династии, владевший странами Запада, правил тринадцатью островами в океане, жил в то же время, что и Тангун.

       Похожее имя имел также То Пурго, культурный герой в Меланезии у племён гуантуна. Поэтому можно предположить, что родичами Пуру могли быть не только правители племён емек и Яншао, но также айны Японии, гуантуны Меланезии. Сходство имён культурных героев и названий племён позволяет предположить, что Пуру мог плавать на Филиппины и в Меланезию, а может быть и ещё дальше – в Южную Америку, если вспомнить об удивительном сходстве культуры Яншао с выше названной культурой Котос.

161. Тангун (ок.2150 или 2375 до н.э.), сын медведицы (Пор?), основатель государства Чосон на территории Кореи в 2120 или в 2333 до н.э. На пятидесятом году правления легендарного императора Яо, то есть в 2094 или в 2297 до н.э., то есть в год потопа, основал крепость Пхёнъянсон. Его жена Писоап, дочь бога Западной реки. Их сын Пуру.

К северу от Китая на территории Маньчжурии, рядом с Кореей когда-то правили тунгусы. Однако такого слова нет в маньчжурском языке. Поэтому можно предположить, что тунгусы – это потомки Тангуна, так как эти слова очень похожи друг на друга. Согласно китайской истории, тунгусы упоминались уже в 2200 до н.э., когда плавали в Китай, то есть это были далеко не дикари.

До сих пор считается, что предание о Тангуне – это вымысел. В то же время, по данным археологов, описываемый период действительно характеризуется появлением в Корее нового этноса в лице племён емек, которые впервые начали изготавливать там крашеные керамические изделия нового типа, а также каменные дольмены, могилы с каменными ящиками, полуземлянки с каменными стенами. По мнению лингвистов, они говорили на языке близком к тюркскому.

Доказательством существования Тангуна может быть и появление в последующем в этом же регионе племён гуннов, носящих имя Тангуна. Особенно важно вспомнить о предании белых тай Вьетнама и Таиланда, в котором некие Таонган и Таосуонг после потопа приплыли к берегам Индокитая на восьми больших тыквах (судах), в которых были люди трёхсот тридцати народностей, семена трёхсот тридцати сортов риса, разные книги для предсказателей и жрецов (может быть речь шла о книгах, подобных известной китайской «Книге Перемен»).

В этом предании имя Таонгана имеет большое сходство с именем Тангуна. Кроме того, если учесть, что Тангун именно в год потопа основал крепость Пхёнъянсон, то он, по крайней мере, мог быть современником Таонгана. Поэтому вряд ли случайно в преданиях белых тай и корейцев совпали сведения о потопе и о Тангуне-Таонгане.

Археологи до сих пор удивляются тому факту, что бронзовый век во всех странах Дальнего Востока, включая Китай, и странах Индокитая начался на несколько веков позже, чем, например, в Европе и на Ближнем Востоке, а вот в Таиланде, где появились белые тай, бронзовая культура Нонноктха началась уже в конце III тысячелетия до н.э., то есть синхронно с другими ранними бронзовыми культурами Евразии, и в то же время, когда по китайским сведениям произошёл потоп.

Сравнение преданий Кореи и белых тай позволяет решить эту загадку истории и сделать вывод о том, что Тангун вместе с Таосуонгом действительно могли приплывать в Таиланд в 2297 до н.э. При этом, согласно преданиям, Таосуонг остался там на берегу, а Тангун мог продолжить путь далее до Корейского полуострова, где вместе со своими путниками из племени емек основал крепость Пхёньянсон.

Откуда плыли Тангун и Таосуонг? Если судить по корейским преданиям, то они могли плыть из страны Чосон, которую Тангун основал в 2333 до н.э., то есть до потопа. Название этой страны китаизировано, фактически она называлась Асадаль или Асибальг (Асипальг), то есть Утренняя земля. С другой стороны, если потоп произошёл где-то к западу от Таиланда, то Тангун и Таосуонг должны были плыть со своими спасшимися спутниками тоже с запада, то есть не с Корейского полуострова, а с другой стороны: откуда-то из Индии или с ещё более дальней стороны, например, из Элама.

       У белых тай в Таиланде тоже, как и в Корее, существовал культ медведя. Подобный культ наблюдался также в Японии у айнов, а на западе: в греческой Аркадии у пеласгов и в Малой Азии у хеттов. Поэтому родичи Тангуна могли жить и в Греции, и в Малой Азии.
Если исходить из сходства археологических культур, то бронзовая культура Нонноктха в Таиланде, скорее всего, могла находиться в генетическом родстве с бронзовой культурой Хараппской цивилизации, племена которой жили в долине реки Инд, в том числе и возле её устья. Следовательно, Тангун и Таосуонг тоже могли быть родом из Хараппы. При этом следует обратить внимание на тот факт, что айны в Японии называли некоего Котана Караппу богом, создавшим землю. Первая часть его имени напоминает нам Хотан, страну, расположенную к северу от Гималаев, а вторая часть – Хараппу, страну, расположенную к югу от Гималаев. Возможно, выше названный Котан Караппа жил здесь и стал основателем города Хараппы на реке Инд. В то же время его известность у айнов предполагает, что его потомки могли оказаться и в Японии.

Предание о Тангуне очень напоминает нам предание обских угров о Консыг-ойке или Ялпус-ойке-Когтистом медведе, являвшемся предком фратрии Пор. Его дочь или внучка Пор установила обряды почитания медведя. Всё это в какой-то мере получило отражение в Индии, Корее, Меланезии и даже в Северной Америке. Как мы должны помнить, и Хуанди, древний предок шанов и чжоусцев тоже был связан с тотемами медведя. Поэтому Тангун мог быть его сородичем.

Хараппская цивилизация не исчезла после потопа 2297 до н.э., её гибель наступила примерно в 1750 до н.э. По мнению археологов, эта цивилизация была родственна Эламской культуре. Среди правителей Элама имелись персонажи, носящие имена, похожие на имя Тангуна. Речь идет о Темптиангунах. Все они относились к династии Эпартидов. Поэтому можно предположить, что племена емек могли находиться в тесном родстве с Эпартидами. Эта династия Элама, как нам уже известно, возникла в XIX веке до н.э. Однако первый персонаж, носящий имя Темптиангун, стал править в Эламе лишь в 1698 до н.э. Следовательно, он мог быть не предком, а потомком Тангуна и его сына Пуру.

Современниками же Тангуна являлись правители Элама из династии Пели. Среди них был известен правитель, носящий имя Киккусиветемпти. Он единственный из династии имел в своём имени, как и Темптиангуны, слово темпти. Поэтому мы можем предположить, что Тангун (Темптиангун), действительно мог находиться в родстве с правителями Элама из династии Пели.

Брат: Таосуонг, первопредок белых тай в Таиланде. Спасаясь от потопа 2297 до н.э., он приплыл в Таиланд на восьми кораблях вместе с Таонганом. Возможно, после этого он основал правящую династию Тай, представители которой впоследствии могли править на Тайване, где примерно в это же время появилась тонкая красная керамика, а также в Китае и в Тарбагатае (Восточном Казахстане). Появление Таосуонга в Таиланде совпадает с появлением здесь племён археологической культуры Нонноктха, которая во всем Индокитае являлась самой первой бронзовой культурой. Поэтому традиции бронзовой культуры китайского царства Шан-Инь могли быть заложены ещё в Таиланде.

Предки Таосуонга пока неизвестны, в то же время предки Тангуна в Корее упоминались. При этом, если Тангун являлся основателем государства Чосон ещё в 2333 до н.э., то в 2297 до н.э. его возраст мог достигать шестидесяти лет. Если он не остался в Таиланде, а отправился на ту землю, где он жил до сих пор, то, в отличие от него, Таосуонг остался в Таиланде. Скорее всего, для того, чтобы основать там новую династию. Этот факт может свидетельствовать о том, что Таосуонг мог быть моложе Тангуна. Если наши рассуждения справедливы, то мы можем предположить, что Таосуонг мог быть младшим братом Тангуна.

       Отцом Тангуна был:

162. Тансусин (ок.2175 или 2400 до н.э.), вместе с тремя тысячами человек спустился с неба на вершину горы Тхэбэк-сан и занял земли Самви и Тхэбэк. Его женой была медведица (Пор?), внучка Хвануна. В преданиях обских угров упоминается женщина по имени Пор, которая установила культ медведя. Подобные предания о происхождении первопредка от медведицы существовали также у народов Поволжья, у хеттов в Малой Азии, у пеласгов в Греции, у айнов в Японии, у горных майя в Мексике.

Или Шушунтарана(?), царь Элама из династии Пели. Его имя, если в нём поменять местами первую и вторую часть, может быть представлено в виде Тараншушун. В таком виде оно очень напоминает нам имя Тансусина. Кроме того, они являлись и современниками. Поэтому предположение о тождестве одного и другого, подкреплённое ещё и данными археологов о родстве культур, может соответствовать действительности.

Предком айнов, живущих по соседству с Кореей в Японии, как мы уже предположили выше, мог быть Котан Караппа, основатель города Хараппы в долине реки Инд. Возможно, именно при нём произошла смена археологических культур. Перед 2500 до н.э. в этом районе жили племена кочевников, которые изготавливали серую лощеную глиняную посуду, подобную той, которую позднее изготавливали в Китае племена культуры Луньшань, то есть предки шанов. После 2500 до н.э., то есть после окончания правления правителей Элама из династии Авана, в долине реки Инд появились племена Хараппской культуры, которые занимались земледелием, строили дворцы и города, изготавливали расписную керамику, производили литые бронзовые изделия, ездили на повозках. Их пиктографическая письменность походила на протоэламскую. По физическому типу представители тогдашних племён подразделялись на протоавстралоидов, восточных средиземноморцев (протоэламитов), монголоидов и альпийцев (кельтов). В свою очередь, культура Хараппы считается родственной культуре Сузы I в Эламе, существовавшей там до 2900 до н.э., и культуре Анау на юге Туркмении. Поэтому мы имеем полное право предположить, что родичами Тансусина могли быть не только цари Авана, но и правители Хараппы.

       (продолжение см. глава 85. Медвежья династия http://www.proza.ru/2008/06/27/8)

(другие произведения см. http://www.proza.ru/author/bipopof)