Братья меньшие наши

Геннадии Полубесов
Расскажи мне эту историю кто-то, даже из самых близких, я бы первым делом усомнился. Решил бы, что был какой-то намёк, давший толчок воображению, из которого и родилась эта коротенькая история.
Так нас учили: человек - единственный на Земле, кто обладает сознанием. Правда, бытует и
мнение, что собака всё понимает, только сказать не может, но это всегда воспринимается, как преувеличение всеми, кроме владельцев собак, которые уж конечно расскажут вам массу историй.
А все невладельцы будут внутренне усмехаться, стараясь не подать виду, чтобы не обидеть
рассказчика, что они-то уж знают цену этим росказням. Наверно, в большинстве случаев они
правы. Любовь владельцев к своим четвероногим друзьям извиняет фантазию и приукрашивание
реальности. Но то, чему стал свидетелем я, заставляет меня стараться быть максимально
убедительным, чтобы понизить шанс несправедливости на торжество, хотя бы на один маленький несчастный бит.
Понимаю, что на скептиков не подействуют ссылки на то, что сам я не являюсь владельцем собак.
Может быть им что-то скажет то, что я многие годы своей жизни отдал сбору и анализу
достоверности научных фактов и сам скептически отношусь ко многим расхожим "правдивым"
историям.
Однако, не будем тянуть кота за хвост.

Однажды я приехал в Чебоксары навестить свою сестру. Случилось так, что она с мужем должна была отлучиться на сутки по каким-то делам в деревне. Я остался в доме один. Если быть точным, то втроём: кроме меня ещё рослый эрдельтерьер Гаврош и изящная кошечка Джуди чёрно-белой окраски.
Перед отъездом сестра предупредила, что там, где я буду ночевать, обычно спит она, и рано утром Гаврош приходит её будить. Чтобы я не удивлялся, если вдруг он придёт и по привычке станет расталкивать меня.
И он пришёл. Только что-то на утро это было похоже мало. За окном темень. Я протянул руку, потрепал загривок Гавроша и в порядке поощрения за заботу пробормотал что-то вроде: "Хороший, хороший пёс". Думал, этим вопрос и исчерпан. Но не тут-то было. Гаврош снова тыкал в меня носом. Я снова повторил "поощрение", но Гаврош не унимался.
Я читал, что собака зовёт доступными ей жестами: делает пару-тройку шагов в определённом
направлении, а когда непонятливый хозяин не торопится реагировать, возвращается, выжидательно смотрит и снова отходит на несколько шагов, пока дебильный хозяин не сообразит, что это всё не с проста. На сей раз всё соответсвовало этому классическому описанию.
Пришлось подниматься с налёженного места и подчиниться зову пса. Гаврош повёл меня из комнаты в комнату, в коридор ко входной двери.
На порожке тихо и с надеждой глядя на дверную ручку сидела Джуди.
Гаврош, убедившись, что до меня, наконец, дошло, что следовало, развернулся и равнодушно мимо меня проследовал на свой коврик досматривать свои собачьи сны, а я, выпустив Джуди, пошёл досматривать свои.
Утром будить меня он не пришёл. Не такой он идиот, чтобы перепутать меня с хозяйкой. У него проблемы поважнее: не допустить, чтобы изящная кошечка описалась на пороге.

Многие таланты собак основаны на тренировках и выработке условных рефлексов. В остальном их изобретательность связана с преодолением дискомфорта и утолением своих непосредственных биологических нужд. Своих.
Да, собаки любопытны, наблюдательны, часто смотрят из окон домов и автомобилей. Жутко "поют" под аккомпанемент фортепиано. Но откуда у этого неукротимого и беспощадного врага всех окрестных кошек и котов такая забота о Джуди?
Его никто не учил и не натренировывал на это. Это сознательный и осознанный акт, созревший в его голове непосредственно в тот момент, когда в нём возникла нужда, с полным пониманием ограниченности своих возможностей и прогнозом реакции малознакомого ему человека, которого он терпел в "своём" доме, доверяя решению своих двуногих хозяев.

Зачем я всё это пишу?
- Мы часто и охотно ставим некритично себе в заслугу то, что вовсе не заслужили, а просто получили в момент своего появления на свет.
Если бы эволюция не "выбрала" нас и не одарила вместо когтей пальцами, способными удержать карандаш, если бы наша гортань была способна воспроизводить лишь лай да рычание, и не было бы возможности сохранять и передавать сказаниями и письменами опыт поколений, спросите себя:
далеко ли мы ушли бы со своей извилистой серой оболочкой от наших псов?
Удерживать свою экологическую нишу нам бы пришлось рычанием и зубами в границах, помеченных собственной мочой.
Несогласны? Посмотрите, во что мы превращаемся, оказавшись за рулём на запруженном шоссе.