Егерский марш и секреты Битлс

Николай Губин
       Я всегда с усмешкой слушаю или читаю хвалебные разглагольствования современных музыковедов о музыке квартета "Битлз", якобы открывшей миру секреты психологического воздействия на массы слушателей. Думаю, что этот «секрет Полишинеля» военные музыканты знали и использовали еще за две - три сотни лет до рождения нынешних кумиров. И в жанре современного военного марша эти самые психологические штучки делают свое дело точно так же, как делали его и двести лет назад, и триста, и даже четыреста.
"Биг - бит", - в переводе "большой удар", или, попросту сказать, удар большого барабана, осуществляет свои организующие и возбуждающие функции с незапамятных времен. Рокот сигнальных военных барабанов всегда предварял атакующие действия людей, возбуждая их с необыкновенной силой. Так что между ревущими стадионами меломанов и четко шагающими под барабанный бой массами вооруженных людей разница небольшая. И те, и другие готовы к экстремальным действиям исключительно в силу воздействия монотонного ритмического начала громко звучащей музыки.
Толковый военный капельмейстер об этом хорошо знает, и всегда подбирает для прохождения войск строго определенную музыку, несущую в себе все принципы "большого бита", о которых так любят распространяться нынешние теоретики "массового искусства".
       Однажды, на юбилейных торжествах в немецком городе Вайсенфельц, мне довелось участвовать в уникальном историческом дефиле духовых оркестров разных эпох. Зрелище, надобно сказать, действительно было интересным и поучительным. Посостязаться в искусстве музыкального исполнительства на ходу съехались уникальные духовые коллективы,- от трубадуров рыцарской эпохи до оркестра оффеклеидов в несколько десятков исполнителей. Казалось бы, русский оркестр со штатом в двадцать человек должен был попросту затеряться среди такого зрелищного великолепия, однако вышло иначе. Почти три километра продефилировали военные музыканты по улицам средневекового города под несмолкаемые аплодисменты публики. И помогли им в этом те самые штучки "большого бита", которые мастерски выделывали оркестровые барабанщики в перерывах между маршами, давая отдохнуть измученным небывалой нагрузкой губам музыкантов. Добавьте сюда бравого тамбур-мажора, красочные фиоритуры флейт, четкие манипуляции трубами и тромбонами, артистично выполняемые музыкантами под рокот барабанов, и вам все станет ясным. Последние сотни метров этого необычного дефиле оркестр эффектно промаршировал под звуки знаменитого " Егерского марша"*, покрываемые аплодисментами остальных участников парада.
       Кто и когда написал этот великолепный марш, навсегда вошедший в служебно-строевой репертуар военных оркестров, не знал даже полковник Тутунов, высочайший авторитет в области церемониальной музыки. Но и он признавал бесспорным тот факт, что автор несомненно являлся не только великим знатоком жанра, но и одним из лучших мастеров своего дела. Марш звучен по тесситуре, молодецки красив и наряден в инструментовке, и необыкновенно легок в игре на ходу, что так важно для церемониальной музыки.
 Я об этом хорошо знал, и построил дефиле таким образом, чтобы последние такты "Егерского" прозвучали как раз напротив городской ратуши. Короткий перебой малого барабана - и троекратное русское «ура» в честь праздника завершило красочное историческое шествие.
Ах, как горели тогда глаза моих музыкантов гордостью за свое мастерство! С каким чувством собственного достоинства принимали они восхищение публики, единодушно присудившей русскому оркестру пальму первенства в этом необычном состязании. И как хорошо, что мне тогда удалось организовать съемки документального фильма, который теперь я часто смотрю сам и показываю коллегам по капельмейстерскому цеху.

_______________________________________

* В Германии этот марш известен под названием «Marsch der freiwilligen J;ger aus den Befreiungskriegen». Марш так же известен в Швейцарии , где он является неофициальным гимном города Цюрих .
В России он известен со времен фельдмаршала Суворова и имеет  имя: «Марш лёгкой пехоты князя Суворова».


Наумбург
1985 г