Нравственные ошибки Иисуса Христа

Владимир Кедреянов
       
       
       
Немало законов придумано в человеческом обществе, но основные из них базируются на таком универсальном фундаменте, как нравственность. Еще великий философ и один из создателей астрономической картины мира Иммануил Кант считал величайшими сокровищами «звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас».

Что же такое нравственность?
Это осознание человеком своих интересов, которые, однако, не должны противоречить интересам общества. Есть основополагающие моральные принципы: не убивай, не воруй, уважай своих родителей.
К сожалению, несовершенное устройство общества часто заставляет нарушать эти, казалось бы, незыблемые законы. За убийство на войне дают медаль или орден; у замыслившего суицид не грех украсть орудие самоубийства; мать, заставившая дочь заниматься проституцией или / и посадившая ее на иглу, вряд ли заслуживает уважения. Но все же в большинстве случаев люди соблюдают моральные принципы, чем и жив пока род человеческий.
Поскольку в древности все нормы поведения были закреплены в религиозных текстах (а иной литературы тогда просто не существовало), то и по сей день можно слышать навязчивое утверждение, что именно религия олицетворяет собой нравственность. А религия у большинства верующих россиян – христианство.
Библия, в переводе с древнегреческого, означает «книга». Жаль, что многие ее читатели смотрят в книгу, а видят… нечто несоответствующее тексту Священного писания. Видят мораль там, где ею и не пахнет.
Какая уж тут мораль, если Иисус Христос громогласно заявляет (мы сохраняем орфографию оригинала, за исключением особо грубых грамматических ошибок): «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Евангелие от Луки, гл. 14, ст. 26).
Вы удивлены, наш читатель, и думаете, что это опечатка? Тогда прочтите еще две «опечатки» в исполнении Иисуса Христа:
«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч; ибо Я пришел разделить человека с отцем его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его» (Евангелие от Матфея, гл. 10, ст. 34-36).
«Огонь пришел Я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться: трое против двух, и двое против трех; отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей» (Евангелие от Луки, гл. 12, ст. 49-53).
Как ни странно, но эти аморальные высказывания можно рационально объяснить (кроме, конечно, экстремистских «огня» и «меча»). Иисус создавал тоталитарную секту и вербовал в нее членов, но ему мешали родители, супруги, дети «приглашенных», поскольку считали Христа сумасшедшим: «Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его?» (Евангелие от Иоанна, гл. 10, ст. 20 ). А батюшки объясняют данные высказывания еще более цинично: если, мол, любить родных и друзей, то они «заслоняют» бога. Но как всё это не объясняй, а горе матерей, которых проклинали зазомбированные сыновья и дочери, всем нам памятно со времен «Белого братства» и «Аум сенрике».
Интересно, что и Иисуса Христа его мать, «Святая Дева» Мария, хотела вырвать из им же созданной секты, «ибо говорили, что Он вышел из себя» (Евангелие от Марка, гл. 3, ст. 21). Она пришла с его братьями к сараю, где проповедовал «сын божий», и попыталась вызвать Иисуса. Но он не вышел к своим «домашним», а апостолам сказал приблизительно следующее: «То мне не мать, а вы мне и мать, и братья» (Евангелие от Марка, гл. 3, ст. 31-35; Евангелие от Матфея, гл. 12, ст. 46-50 и Евангелие от Луки, гл. 8, ст. 19-21).
Христос неукоснительно соблюдал свое правило относительно «домашних», которые, как мы помним, «враги человеку». Так, Он «другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: Господи! Позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: предоставь мертвым погребать своих мертвецов; а ты иди, благовествуй Царствие Божие. Еще другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! Но прежде позволь мне проститься с домашними моими. Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Евангелие от Луки, гл. 9, ст. 59-62).
Даже шовинизм не был чужд Иешуа из Назарета: «…Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, вышедши из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, Сын Давидов! дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступивши, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подошедши, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Евангелие от Матфея, гл. 15, ст. 21-26).
Иисус Христос поучал: «Ударившему тебя по щеке подставь и другую» (Евангелие от Луки, гл. 6, ст. 29), но когда его самого ударили по щеке, он, вопреки собственному учению, возмущенно закричал: «Что ты бьешь Меня?» (Евангелие от Иоанна, гл. 18, ст. 23). И не подставил другую щеку!
Известно, что «злые языки страшнее пистолета». С этим грибоедовским афоризмом мог бы согласиться и основатель христианства: «…кто… скажет брату своему: «рака» (пустой человек), подлежит синедриону (верховному суду); а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Евангелие от Матфея, гл. 5, ст. 22). Увы, Иисус тоже заработал «геенну», назвав своих оппонентов «безумными» (Евангелие от Матфея, гл. 23, ст. 17 и 19). Вообще, он не стесняется в выборе выражений: «лицемеры», «порождения ехиднины», «род лукавый и прелюбодейный», «змии», «гроба окрашенные» и т. п. Так Христос именует тех, кто задает ему «неудобные» вопросы: «Почему не соблюдаешь пост?», «Почему не моешь руки перед едой?», «Точно ли ты сын божий и царь иудейский?». Но сомнения добропорядочных иудеев можно понять. Представьте, уважаемый читатель, что к вам подошел непохожий на В.В. Путина человек и представился: «Я Президент России и Сын Божий». Что бы Вы подумали?
Неоднозначно отношение Иисуса к проблеме воровства. В 16-й главе Евангелия от Луки он рассказывает притчу о неверном управителе, который «расточал имение» хозяина. Господин потребовал отчет и пригрозил увольнением. Прямо скажем, неприятная для жулика ситуация! Но управитель нашел выход: он пригласил должников хозяина и вместе с ними подделал их расписки в сторону уменьшения долга – для того, чтобы после увольнения благодарные должники «приняли его в домы свои».
Хозяин узнал и об этой краже управителя и… похвалил его за догадливость!
Интересна позиция Христа. Сначала он призывает следовать примеру жулика: «И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители». Но затем Иисус вроде бы порицает управителя: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?».
Возникает закономерный вопрос – так как же следует поступать? А как захочешь, так и поступай! И в любом случае, с точки зрения Христа и, следовательно, Церкви, будешь прав!
И теперь о главном – о воздаянии за грехи. Вместе с Иисусом распяли двух разбойников. «Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидишь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Евангелие от Луки, гл. 23, ст. 39-43).
Служители культа в беседах с прихожанами так толкуют этот эпизод: человек, всю жизнь убивавший, грабивший, насиловавший, в последний момент уверовал и спасся! И вы, сколь бы ни были грешны, уверуйте, покайтесь и… обязательно попадете в рай! Верность такой трактовки подтверждает сам Иисус Христос: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяносто девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Евангелие от Луки, гл. 15, ст.7).
Значит, один уверовавший в Христа преступник предпочтительнее девяносто девяти честных и достойных людей? Не оправдывает ли такая «нравственность» самые аморальные поступки?
Конечно, у Иисуса Христа попадаются и здравые изречения, например: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Правда, и здесь необходимо отметить два «но». Во-первых, «ближний твой» - это сектант (о том, как надо относиться к родственникам, см. выше). Во-вторых, как же любят себя самые «продвинутые» (или сдвинутые) христиане? Они запираются в монастырях, как в тюрьмах, истязаются при помощи вериг, власяниц, плеточек и других неприятных предметов. Истощают свои тела голодными постами и ночными молитвами, в экстазе бьются лбами о каменные полы. Лишают себя всех радостей жизни, в том числе семейных – т.е. в полном соответствии с учением Иисуса они «возненавидели и саму жизнь свою». Следовательно, таким же способом христиане должны «возлюбить» и нас? Спасибо за такую «любовь»!
К сожалению, верующие не замечают аморальности Библии, поскольку страдают диссоциацией – психическим заболеванием, при котором «мысли и убеждения могут отделяться от их осознания и функционировать независимо, например, позволяя одновременно существовать противоположным точкам зрения по какому-либо вопросу. Диссоциация может быть главным фактором в случае развития у больного реакции бегства и расщепления личности» (Большой толковый медицинский словарь (Oxford), пер. на русск. яз. М. : Вече, 2001; т.1, стр. 300 – 301).
Навязывать давно устаревшие символы – дело безнадежное и неблагодарное. Общество вправе само выбирать идеалы. Но для того, чтобы сделать верный выбор, люди должны знать правду.