Как-нибудь!

Виктор Свиридов
       Иногда бывает, что случайно увиденное или услышанное врезается в память навсегда…
Лето 1959 года. Поезд Воркута-Москва. Плацкартный вагон. Еду в отпуск. Мне шестнадцать лет. Папа, мама и сестра уже на юге, и, через несколько дней, я увижусь с ними. Всё на свете хорошо, на душе – тоже. Впереди отдых на море!
Лежу на верхней полке. Я всегда любил и до сих пор люблю ездить на верхней полке: независимость!
       
       Все пассажиры нашего вагона сели в Инте. (Инта бронировала в поезде свой вагон). Кроме меня в купе молодая женщина с ребёнком и девушка лет семнадцати. Девушку я знаю (хотя не знаю, знает ли она меня). Эта девушка училась со мной в одной школе классом старше. Обычно старшеклассники не замечают тех, кто хоть годом моложе. И наоборот, младшие наблюдают за старшими во все глаза.
       Девушка только что закончила десятый класс и едет поступать в институт. Женщина с ребёнком едет в отпуск к родителям. Женщина эта – просто русская красавица, с неё бы портреты писать. От неё глаз оторвать нельзя. Одни только неправдоподобно толстенные тяжёлые косы заставляют без конца глазеть на них…
       Однако, не мастак я описывать красоту, просто поверьте на слово: первая мысль – молиться надо на такую красоту… Мадонна на все времена – другого не скажешь про такую женщину…

       От Инты до Москвы путь долгий. Между женщинами постепенно завязывается короткая вагонная дружба. И вот к ночи, когда ребёнок крепко спит, у женщин идёт тихий, долгий, доверительный разговор. Меня они вообще не замечают. Подумаешь, какой-то парнишка спит на верхней полке…
       Вот тот разговор двух женщин и остался в моей памяти. Вернее некоторые детали того разговора.

       Мадонна работает на шахте «породоотборщицей». (Словарь компьютера отмечает это слово, как ошибку. Нет такого слова в русском языке. Однако, хотя слова и нет, а породу от угля отбирали женщины, сидящие по двум сторонам транспортёрной ленты, подающей уголь в бункер. Это такой традиционный способ углеобогащения)
       Мадонна имеет восемь классов образования, дальше не сложилось. Она очень любит литературу и классическую музыку. Собирает пластинки Баха, Бетховена… Правда, слушает их, когда дома нет мужа, который эту музыку не переваривает.
       Муж Мадонны тоже работает на шахте. Деньги приносит в дом, вернее в комнату, т.к. живут они в общежитии в комнате для семейных. Это большая удача, т.к. получить комнату даже в общежитии очень сложно. Пьёт муж в меру, не бьёт жену и ребёнка (что уже большая удача, т.к. другие мужья в общаге регулярно поколачивают своих жён). А вот сейчас муж благосклонно отпустил жену с ребёнком в отпуск…

       Одним словом более чем благополучная семейная жизнь милой женщины предстала перед бывшей десятиклассницей. Однако девушку интересовал самый главный, вечный вопрос: про ЭТО! В те времена слова «секс» не было и в помине. Существовали научный термин «половое сношение» и матерное слово на букву «е». И то и другое интеллигентному человеку произносить было трудно, а уж юной девушке – тем более. Поэтому она и спросила Мадонну: «А как у Вас с ЭТИМ? Вам хорошо, когда у Вас ЭТО?»
Признаться, я с интересом слушал их разговор, но о чём зашла речь сначала не понял. Что такое ЭТО? Потом дошло, и я покраснел от стыда, что подслушал такое. Но ответ меня поразил и зацепил на всю жизнь.

       Молодая, красивая, умная женщина рассказала вчерашней десятикласснице, что от одной мысли, что ей придётся отдаваться мужу, ей хочется повеситься. Я так устаю, - рассказывала она, - что ничего кроме сна мне не надо. С работы иду – без рук, без ног… В магазине очередь, потом из садика ребёнка приведу, еду приготовлю, постирушка и т.д. … Хорошо, когда с мужем в разные смены… А если он вечером дома, то в постель - как на казнь А откажешь, так всю ночь будет выяснять, нет ли кого у меня кроме него… А мне бы никого не видеть! Мне бы передохнуть маленько…
«А как же Вы дальше будете жить?», - спросила девушка.
«КАК-НИБУДЬ», - ответила женщина.

       Эта история, конечно, забылась, но всплыла в памяти более десяти лет спустя, при аналогичных обстоятельствах. Поезд «Москва-Воркута». Общий вагон. Мы с другом в очередной раз едем на север… Где-то в Печоре в наше купе подсаживается совсем молоденькая женщина с грудным ребёнком на руках. Нет, она не похожа лицом на ту Мадонну… Это девочка, и только младенец на руках выдаёт в ней женщину. Она красива необычайно! Вещей у неё практически нет. Узелок и сумочка.
Рядом с ней села пожилая женщина. Они, видимо, познакомились ещё на вокзале в Печоре. Пожилая угощает молоденькую своей снедью и расспрашивает о жизни и планах молодой мамы.
Мы становимся невольными слушателями этой тихой беседы.
       И что мы узнаём?
У девочки в одночасье не стало родителей. В семнадцать лет она вышла замуж. Родила ребёнка. Муж стал пить, а потом и бить ни за что… И вот она прочитала в местной газете, что на шахты Воркуты требуются породоотборщицы… Она мигом собрала узелок и… вот едет в Воркуту…
       Планы? Придёт на шахту, попросится на работу, отдаст ребёнка в ясли… одним словом:
       КАК-НИБУДЬ!
 
       Не собираюсь морализировать.
Просто поделился с возможным читателем двумя банальнейшими историями…
       Наверно, зря?