Любимые писатели Кир Булычев

Алена Полоцкая
Все мы знаем книги Кира Булычева, его фантастику называют обаятельной и одинаково интересной для разных поколений.
Мое знакомство с творчеством этого фантаста началось с… правильно! С фильма «Гостья из будущего». Потом мы смотрели в школьном актовом зале «Лиловый шар». И конечно же мультфильм «Тайна третьей планеты».
А затем я стала искать в библиотеках его книги. Вы не поверите, но первая книга Булычева, которая попалась мне на глаза, была «Великий Гусляр». Я перечитывала ее раз пять, если не больше. Потом были различные сборники рассказов и т.д. Но речь сейчас не об этом. Кир Булычев писал не только для детей, и я хочу написать о нем – о его творчестве и наследии, которое он оставил после себя.
Кстати, забыла еще один любимый мультик из детства – «Перевал» - запомнилась почему-то козлиха, которая увязалась за ребятами. Вот с этой книге и начнем. На самом деле в этой книге две части: Поселок и Перевал. Пересказывать их содержание нет нужды, замечу только, что у нашего автора некоторые герои кочуют из книги в книгу, и в «Поселке» таким героем является космический доктор Владислав Павлыш.
С совершенно другой стороны открылся для меня наш автор после прочтения детективов «Усни, красавица» и «Смерть этажом ниже». «Усни, красавица» мне сразу напомнил детективы Марининой, только лучше – язык повествования богаче, проскальзывает тонкий юмор и главная героиня – женщина (Лидочка). Второй детектив совершенно другой, но не менее интересный. Там события разворачиваются стремительно и охватывают по времени около двух суток. Пересказывать содержание детективов – дело бесполезное – их нужно читать.
Сборник «Люди как люди» - в этой книге собраны рассказы Кира Булычева и некоторых других русских авторов. Вот список рассказов Булычева:
Можно попросить Нину?
Половина жизни.
Красный олень – белый олень.
Трудный ребенок.
Сказка о репе.
Терпение и труд.
Первый слой памяти.
Снегурочка.
Если бы не Михаил.
Протест.
Корона профессора Козарина.
О некрасивом биоформе.
Последний из перечисленных рассказов имеет продолжение – в повести «Белое платье Золушки», и это меня очень порадовало, так как рассказ имеет грустное окончание, а я таких концовок не люблю.
Сейчас во всех библиотеках можно найти все произведения Булычева в серии книг «Миры Кира Булычева». Два таких тома я прочитала – с подзаголовками «Господа гуслярцы» и «Закон для дракона». «Господа гуслярцы» - понятно о чем – продолжение историй, описанных в «Великом Гусляре». Там даже некоторые сюжетные линии можно проследить. А вот «Закон для дракона» мне очень понравился; там опять же «кочующий» герой Павлыш присутствует – он один из основных героев. Я даже его реплику здесь приведу: «Человечество – величайший из преступников, и лишь долгим раскаянием оно может замолить свои грехи. Кто-то умный сказал: «Где появляется человек, природа превращается в окружающую среду». Мы тщательно изменили эту среду в своих интересах, не думая о природе. Мы уничтожили массу живых существ, некоторых – начисто…». Мне нечего добавить, всё сказано.
Но вернемся к Алисе Селезневой. Игорь Всеволодович Можейко писал нашу любимую героиню детства с какой-то девочки. Хотя мне кажется, Алиса – это собирательный образ девочки из будущего. Это – девочка-идеал, к которому нужно стремиться. Интересно, что Алисин папа – Игорь Селезнев – если вы внимательно читали «Девочку с Земли», там об этом упоминалось один раз. Мультик «Тайна третьей планеты» проигрывает книге, на мой взгляд. Но это и понятно, ведь нельзя в один мультфильм вместить всё.
Понравилась книга «Ржавый фельдмаршал» - тоже сборник, в который вошла сама повесть, давшая название книге, и другие повести и рассказы:
Вокруг света в три часа.
Чудовище у родника.
Может, это не Алиса.
Клад Наполеона.
Второгодники.
Узники «Ямагири-мару».
Пленники астероида.
Все эти произведения объединены общими героями – Алисой, ее папой, Пашей Гераскиным и др.


* * *

Сомневаюсь, в какой раздел отнести эту статью: для литературной критики не подходит, пусть будет литературоведческая статья.