Кишинёв. 2. Селище. Местечко

Анатолий Штаркман
Кишинёв. 2. Селище. Местечко

1. Селище
Молдавский господарь Стефан Третий великий (1457-1504) продал в 1466 году боярину Влайкулу селище за 120 татарских злотых. "Итак, я подарил ему вышеуказанное селище у Кишинёва, у колодца Албишоаре, чтобы оно было ему и его детям, внукам и правнукам нерушимо вовеки и от нас законная вотчина и имение с мельницей и со всем доходом".
Итак, в середине 15 века Кишинёв, как населённый пункт, уже существовал, а возле него и селище. В грамоте ни Кишинёв, ни колодец не были проданы, продано только «селище у Кишинёва, у колодца Альбишоаре». Селище – это неукреплённое поселение, вотчина – родовое наследственное земельное владение, которое принадлежало господарю. При Штефане чел Маре, так по-молдавски звали Стефана Третьего Великого, евреи пользовались гарантированной свободой, и потому не могли быть проданы, тем более, что еврей Исаак Бен Веньямин Шор служил у господаря в звании логотета (канцлера). Что касается «вотчины и имения с мельницей», то это больше подходит к месту под названием в будущем вотчины Рышкана, вниз по течению от родника, Кишинёва.

2. Год 1952
Я позволю себе отвлечься от грозных средних веков и всплыть на глубину начала пятидесятых годов не менее грозного двадцатого столетия.
Год 1952. Громадная империя под названием Советский Союз и часть его – Молдавия. Лавина антисемитских статей в газетах под заголовками «Убийцы в белых халатах», многотысячные митинги на предприятиях, осуждающих сионизм. Для евреев Советского Союза готовились эшелоны для депортации в лагеря концентрационные в Сибири. Детей еврейских, выпускников средних школ, не принимали в высшие учебные заведения. Шлафманы, Харитоны, Шейнфельды, Койфманы, Берлянты… метались по Советскому Союзу, пытаясь поступить в престижные институты. Но не тут-то было, все они вернулись домой в Кишинёв, Тирасполь, Бендеры, Калараш, Оргеев. И вот, Молдавский господарь Бодюл, он назывался Первым Секретарём Коммунистической партии Молдавии, смекнул и широко открыл двери для еврейских гаонов в сельскохозяйственный, медицинский институты, университет в столице Молдавии городе Кишинёве. Слава о либеральной политике к еврейским выпускникам средних школ молниеносно облетела громадную империю, и потянулась еврейская молодёжь в Молдавию. Но это ещё не всё. Из Одесских институтов повыгоняли на национальной почве еврейскую профессуру, а Кишинёвские высшие учебные заведения её принимали. Семидесятилетний преподаватель сопротивления материалов профессор Зальцберг в наутюженном светлом чесучовом костюме (последняя мода тех времён) с высокоподнятой головой, увенчанной густым седыми волосами, важно ходил вдоль студенческих рядов громадной аудитории и читал наизусть сложнейший курс, как захватывающий роман. Преподаватель гидравлики Дацковский, в прошлом один из капитанов кораблей китобойной флотилии "Слава", обладатель красного, как кирпич, обветренного лица, создал в институте гидравлическую лабораторию. От его могучего голоса «открыть кингстоны», что означало открыть водяные задвижки, мертвецы на далёком Кишинёвском кладбище на Скулянах переворачивались на другой бок. Преподаватель технологии металлов доктор технических наук Мосяк, он внешне напоминал Михоэлса, с упоением, как артист, вкладывал в головы студентов конструкции токарных станков и кокильных форм для чугунного литья. Выпускник Бухарестского и Парижского университетов профессор Свирский выводил мелом на пишущей доске одновременно с левой и правой стороны двумя руками сложнейшие формулы по теоретической механике, укладываясь точно к звонку знаком равенства.
Молдавский господарь середины двадцатого века, не без риска для своего благополучия, воспользовался опытом далёких молдавских господарей и не пожалел. В течение нескольких лет Молдавия обеспечила себя отличными инженерными кадрами, что помогло ей превратиться из аграрной страны в индустриальную.

3. Местечко
В правление Петра Хромого (1574-1591) евреи лишаются привилегий и даже на короткое время (1579 год) изгоняются из Молдавии. Именно в это время появляется новая грамота, в которой Пётр Хромой распространяет частную собственность внучки Влайкула на селище Кишинёв: «… едно село на имя Кишинеул на Быку у волост Лопушное и с млини Быку…. Что имал прадеда ей Влайкул от старого Стефана воеводи…». Молдавские историки пишут, что мол, это не распространение, а подтверждение продажи. В первой грамоте при Стефане Великом речь идёт о «селище у Кишинёва»; во второй грамоте при Петре Хромом конкретно указывается «селище Кишинёв». Можно понять, что селище у Кишинёва географически слилось с Кишиневом и было отдано внучке. Евреев выгнали, собственность (землю) их присвоили, но работать кому-то нужно было, тогда евреев оставили в домах, расположенных уже на частной земле. С этого времени Кишинёв становится «яблоком раздора» для молдавских бояр и монастырей за право облагать жителей Кишинёва налогами, получать прибыли от пруда и мельницы на реке Бык. Особенно старались овладеть Кишинёвом окружающие его монастыри. В 1641 году Кишинёв был закреплён за монастырём Святой Пятницы.
Великое еврейское бедствие 1648 года, Хмельничина, Обошло Кишинёв стороной. Расположенное вдалеке от основных торговых дорог и политических центров Молдавского княжества (Яссы, Сучава, Сороки, Хотин…) селище Кишинёв представляло спокойную лагуну в бушующем море антисемитизма. В это время правил Молдавией господарь Василий Лупу, у которого служил лейб-медиком еврей Коэн, потомок известного в дипломатическом мире того времени Эликзера Когена из Австрии, а ещё раннее – из Испании. Семья Когенов пользовалась расположением турецкого султана, который передал через Коэна важные документы для господаря Молдавии Лупу о тайном сговоре между Швецией и Россией против Молдавии. Услуга за услугу, благодаря влиянию Коэна на Лупу, для евреев-беженцев были созданы в Молдавии благоприятные условия. Вторая Хмельничина в начале 17 века ещё более пополнила Кишинёв евреями.
По данным государственной казны за 1591 год Кишинёв в списках городов не значится, но в первой половине 17 века его называют «скопищем торговым». По воскресным дням в Кишинёв съезжаются крестьяне из окрестных сёл для продажи сельскохозяйственной продукции, местные ремесленники города приносят свой товар. В «Польской хронике» за 1666 год Кишинёв назван местечком, то есть городком с основным еврейским населением, оставаясь в то же время монастырским владением. В 1760 году Кишинёв уже обозначен на географической карте.
В 1695 году местечко «Кишинау» и монастырь Варзарева разрушили татары. Жители его перешли через реку Бык и поселились в боярской вотчине, ныне называемой Рышкановкой. В начале 18 века жители Кишинёва возвратились в свои пепелища и «возобновили Кишинау». На месте монастыря Варзарева в 1757 году была построена Мозаракиевская церковь.
В «Трудах Бессарабской Губернской учёной комиссии» за 1900 год цитируются слова «некого старца»: «и по соседству с нынешней Мозаракиевской Рождества Богородицы церковью с давних времён существовало кладбище, а поодаль и еврейское».
Население Кишинёва растёт, вражда между монастырями и боярами за право взимать налоги с жителей Кишинёва усиливается. Монастыри Галата (вверх по течению реки от Кишинёва) и Святой Пятницы (вниз по течению реки) жалуются господарю Молдавии, что горожане захватывают монастырские земли, строят дома и лавки и отказываются платить феодальные повинности. Кто же себе мог позволить такую вольность выступать против монастырей, как не евреи. Во-первых, христианское население, даже если бы оно жило в Кишинёве, не посмело бы выступать против монастырей. Во-вторых, евреям были даны права повсеместного поселения и освобождение от налогов со времён правления Романа Первого (1391-1394 гг.), Александра Доброго (1421-1433 гг.), Стефана Великого (1457-1504). В-третьих, лавочная торговля и молдаванин – два абсолютно несовместимых понятия тех и даже более поздних времён. Сохранился документ, повествующий, что в 1741 году кишинёвский купец-еврей судился с монастырём. В его лавке имелись товары: бочка водки, 1100 ок табака, 75 ок хлопка, 30 ок меди (1 ока – 1.2 кило), 30 пар сапог, рис, соль, верёвки, кожи, горшки и т. д..
В середине 18 века из-за непомерных налогов Порты (Турция) население уходит из больших торговых городов Молдавии. После упадка торгового города Лопушны через Кишинёв на запад в столицу княжества Молдавия Яссы проходят караваны с зерном и скотом из южных районов Буджака и Бендер. Вдоль торгового пути, как всегда, строят заезжие дворы, мастерские по ремонту транспорта, открываются лавки…. Значение Кишинёва, как торгово-ремесленного центра возрастает. Пожар 1739 года тоже пошёл на пользу Кишинёву. Он отстраивается, приобретая вид города, его население увеличивается за счёт миграции преследуемых евреев из Турции.
В 1755 году господарь Матей Гика лишает монастырь Святой Пятницы права на владение Кишинёвым и даёт монастырю Галата грамоту на право взимать налоги с «торжища Кишинёва, дома, лавки, погреба», владельцы которых обязывались по семи левов за каждую сажень земли. Аппетит приходит во время еды, и монастырь облагает торговое население Кишинёва, то есть евреев, дополнительным налогами, в том числе и на весы: «никто да не будет волен содержать весы или отвешивать товары другими весами, а непременно… шли взвешивать на весах монастырских». Стараясь освободиться от беспрерывно растущих монастырских налогов, евреи строят лавки, винокурни, дома в Боюканах. Но это не помогает и господарь Молдавии в 1767 году выдаёт монастырю Галата грамоту на право владения вотчиной Боюканы, которая «простирается и на торжище Кишинёв». Но не только монастырю платило население налоги, но и господарю, его представителю – пыркалабу.
В 1769 году Кишинёв входит в состав 7 городов Молдавии с постоянным рынком наравне с Яссами, Черновцами, Ботошанами, Галацем, Фокшанами, Романештами. В историческом очерке «Бесарабия до присоединения к России» автор П. Н. Халипа пишет, что в конце 18-го столетия евреям в городах Бесарабии принадлежала почти вся торговля и ремёсла. (Прим. автора: Бесарабия – это современная Молдавия, территория между Прутом и Днестром.)
Согласно переписи 1774 года в Кишинёве находилось 27 лавок, 2 купца и 162 налогоплательщика «на весь доход с весов, по существующему обычаю от всех на дома, лавки и погреба, принадлежащие торговцам, с каждой сажени земли в центре местечка на монастырской вотчине». Это означает, что в Кишинёве жило около 970 человек из расчёта, как принято статистами, что налогоплательщик был главой семьи из шести душ.
 А. Лион, автор книги об истории еврейского, изданной в 1891 году, пишет что в «восьмидесятых годах прошлого века (пр. автора: то есть в 1780 году) еврейское общество Кишенау едва ли помещало в своих хижинах сто еврейских семей». «О существовании еврейского общества, продолжал он, - свидетельствует нам, сверх старого еврейского кладбища на Рышкановке, устав еврейского Погребального братства местечка; документ, находившийся в настоящее время в руках одного из еврейских лиц города господина Хасилева. Устав написан на древнееврейском, раввинском языке неизвестным автором и снабжён 144 подписями членов братства, и скреплён согласием на все пункты устава Ясским раввином, который считался тогда официальным духовным главой евреев местечка Кишинау».
Итак, подведём итог. Год 1774 – в Кишинёве 162 налогоплательщика, что составляет порядка 970 человек. Год 1773 – Устав еврейского погребального общества, подписанный 144 подписями. Устав подписывал взрослый человек, зарабатывающий семьянин, ибо подпись сопровождалась членскими взносами. Следовательно, за уставом скрывалось около 865 душ. Разница между цифрами 970 и 865 настолько мала, что можно с уверенностью прийти к выводу, что в местечке Кишинёв в последней четверти 18 века проживали только евреи.

4. Погребальное братство
Вернёмся к уставу Погребального братства. Пусть читателя не шокирует название. В те времена во многих еврейских общинах существовали Святые братства. Они возникали в местах с появлением главных атрибутов оседлой жизни: кладбища и синагоги. У евреев Кишинёва 1775 года было кладбище, а синагогу ещё не успели построить, поэтому и название.
Устав предусматривал организацию еврейской общины местечка Кишинёв в соответствии с Торой. Его пункты предписывали взаимоотношения между членами общества, ежедневное поведение человека, в том числе соблюдение праздников и постов, порядок венчания, брит-милу (обрезание), приготовление кошерной пищи. Старшина братства, он же «краеугольный камень всего общества, первое распределительное лицо», неповиновение которому может привести к денежному штрафу и даже к исключению. Высший орган братства – собрание, которое собиралось один раз в год в предпасхальные дни и выбирало трёх человек, из которых по жребию назначался старшина и кандидат. На собрании каждый член мог с позволения старшины и присутствующих высказать своё мнение. В знак уважения к присутствующим выступающий должен был говорить стоя, за исключением пожилых. Устав состоял из 43 пунктов. Для примера, чтобы не утомить читателя, приведу несколько пунктов.
1. «Все члены братства должны жить дружно между собой, быть готовыми во всякое время к исполнению своих святых обязанностей. В случае возникновения между членами братства недоразумения, следует им тотчас делать взаимные уступки, и да не будут они овцами блуждающими бесцельно по различным дорогам».
5. «Кто пожелает присоединиться к этому полезному кружку, тот имеет ждать до наступления одного из трёх еврейских исторических праздников, и тогда, если мнением старшины и большинства членов братства будет достойным этой чести, он должен внести в кассу братства сумму, которую определит старшина и большинство членов».
8. «Если, Боже сохрани, заболеет кто-нибудь в городе, пусть заболевший знатное лицо или низшего сословия и состояния, старшина имеет послать двух почётных прислужников, чтобы те бодрствовали при одре больного. Посылается за то не менее двух на тот случай, если один от утомления заснёт, другой заступит на его место».
39. «Портные и все прочие ремесленники, считающиеся членами братства в тот день, когда есть покойник в городе, не должны они заниматься своим ремеслом до окончания погребения. Кто не соблюдает это постановление, штрафуется 15 парами».

5. Духовные наставники
Первым старшиной Погребального братства был выбран Мордка Меримс и его жена Хана Хамудись. «Люди с редкими духовными качествами. Муж – честный купец, необыкновенно трудолюбив. Жена в умственном отношении была выше мужа и очень благотворительна. Зимой они целый день не гасили огня в очаге и в печах, дабы бедные сидельцы могли загребать вдоволь горячих угольев в свои железные горшки, чтобы нагревать свои закоченевшие руки». Супруги жили на самом бойком месте в центре еврейских лавок и погребов.
С духовной стороны, то есть во всём, что касалось религиозной жизни, еврейская община Кишинёва долгое время подчинялась Ясскому раввинату. С середины 18 века Ясский раввин получает титул Хахам-Баши, и его власть распространяется также на светскую жизнь евреев Молдавии, ему подчинялись раввины всех общин. К этому времени кишинёвская еврейская община выросла и позволила себе пригласить духовным наставником раввина «Зальмана, сына Мордки Шаргородского, бывшего ученика известного основателя хасидизма Израиля Бешта». До присоединения Кишинёва к России время сохранило имена ещё двух раввинов, последователей хасидизма: Фалика и его шурина Зальмина-Сухера.

6. Еврейская больница.
Доктор Слуцкий в воспоминаниях о детских годах в Кишинёве пишет: «К началу 1863-64 учебного года меня повезли в Кишинёв и повели на экзамен в гимназию, которая тогда помещалась в доме, где ныне находится Швейцарская гостиница. Охотно со мной любил беседовать старик Авраам Б., человек религиозный, но толерантный. Я же особенно охотно беседовал с его матерью, тогда уже глубокой старухой. Она рассказывала мне про существующую ещё при турке еврейскую больницу, которую посещала, оказывая помощь призреваемым». Еврейская больница находилась далеко за городом, как и предписывается Торой, и была единственным лечебным заведением на всю Бесарабию.
В советское время еврейская больница носила название «Четвёртая городская клиническая больница». Она располагалась на том же месте, где и была основана, далеко от центра города по улице Фрунзе (советское название), бывшей Николаевской №150. В народе её продолжали называть еврейской, она славилась еврейскими врачами и считалась лучшей больницей города, хотя размещалась в старых помещениях. На базе еврейской больницы в Кишинёве создали Медицинский институт.

7. План местечка Кишинёв 1800 года
В 1798 году Русская армия в войне с Турцией расположилась рядом с Кишинёвым. В том же году Кишинёв был сожжён. По свидетельству современника Фон-Роана после пожара «видны печи и трубы, остатки лучших домов, коих числом было около 300. Купеческие лавки составляли 300 сажен (пр. авт.: 1с.=2.1 м.) в окружности». Количество лавок выросло в городе до 89, корчем – 30, купцов – 37.
Расшифровать эти данные можно таким образом. Всего лавок и корчем, занятий сугубо еврейских – 119. Следовательно, если одна лавка принадлежала одной семье, а в семье по статической норме состояла из 6 человек, то в Кишинёве проживало около 700 евреев.
Кроме воспоминаний Фон-Роана сохранился план города, датируемый 1800 годом. Кишинёв 1800 года подобен еврейским местечкам 11-12 веков в Польше и Германии. Около 40 двухтрубных домов окружают небольшую площадь, которая одновременно была и торговым центром города. Ещё с десяток домов можно насчитать в бывшем поместье Влайкула и на отшибе возле плотины вверх по течению рядом с монастырём Галата. Снова же, если предположить на семью одну трубу, то в Кишинёве на рубеже 19 века проживало около 600 человек. По сравнению с 1775 годом количество жителей несколько уменьшилось. Два пожара за короткое время, военные действия – причины довольно серьёзные для объяснения уменьшения населения Кишинёва.
Слева от торговой площади, будем её так называть, расположен монастырь Галата и сразу же за ним селище Баюканы. Улица, спускающаяся к реке, напоминает Фонтанную, при советской власти она называлась Колхозной. В начале улицы с правой стороны, возле самой реки, под церковью – родник (усечённая окружность с тремя точками внутри). Дома рядом с родником и являются наиболее старинными, основой селища под названием Кишинёв. Над родником на холме возвышается Мозаракиевская церковь, построенная на месте сожженного Кисино-Варзариевского монастыря. Улица параллельная реке похожа на печально известную в будущем Азиатскую, в советское время улицу Свердлова. Ниже улицы, ближе к речке видны небольшие постройки – это бани, неотъемлемый атрибут еврейской ритуальной культуры. Перпендикулярно к Азиатской круто взбирается в гору улица похожая в будущем на Павловскую. Под углом к ней просматривается силуэт основанной турецкими евреями- эмигрантами улица Турецкая, чуть позже она и Константинопольская.
Ниже Мозаракиевской церкви по течению речка перегорожена плотиной и сразу же под ней мельница. Над плотиной на холме слева по течению постройки вотчины Влайкула (поместье Рышкана).
Приближался девятнадцатый год, приближалась Россия, и только один единственный проектант, наш Бог, мог предвидеть судьбу еврейского Кишинёва.

Использованная литература.
В дополнение к главе Кишинёв. 1. Слово
Халипа П. Н. Бесарабия до присоединения к России. Исторический очерк. Кишинёв 1914
Хроника умственного и нравственного развития Кишинёвских евреев. Кишинёв. 1887
       
.'. "'-"".'
'.' ((.'".

 
План Кишинёва 1800 года
1. Родник 2. Фонтанная 3. Азиатская 4. Павловская
5. Константинопольская
6. Поместье Влайкула - Рышкановка 7. Баюканы

8. Мозаракиевская церковь (Кисино-Варзариевский монастырь)