Саперный взвод

Александр Щербинко
       
                «Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь
                вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не
                смущать начальство».

                Указ Петра 1  9 декабря 1709 года



      Командир радиотехнической бригады полковник Валерий Симоненков, когда хотел послать на сложную или невыполнимую задачу своих подчиненных, в конце постановки задачи всегда добавлял: - Возьми саперный взвод, и чтобы завтра к утру мост был готов!
Причем здесь мост, рассуждал прапорщик Ваня Сухарев, если командир отправляет меня в порт на погрузку продовольствия в роту Пинега?
       А эта присказка появилась так:
Однажды вечером, когда, как правило, начиналась работа в стране дураков, командир вызвал меня - начальника службы вооружения и начальника инженерной службы бригады.
Так, собирайте вещи, завтра поедете в батальон Талаги. Будете помогать командиру батальона, готовиться к встрече главкома.
Главнокомандующий войсками ПВО в то время был генерал армии Третьяк. Кто знает, какие требования он предъявлял к войскам, тот смеяться не будет. Одно только то, что канализационные люки должны быть покрашены под мухомор, уже наводило на тяжелые мысли командиров. Деревья, естественно, должны быть побелены на 40 см от корня. Кто не верит, пусть проверит. Ну и многое другое, о чем сейчас можно вспоминать со смехом. Тогда же….
       Вот так началось месячное бдение в радиотехническом батальоне дислоцированного вблизи аэродрома Талаги. Придворный радиотехнический батальон находился в пределах тридцати километров от бригады и основную задачу имел - обеспечить радиолокационной информацией истребительный авиационный полк. На командном пункте батальона располагался автоматизированный пункт управления авиацией. В батальоне было много сложной техники. Сначала вместе с заместителем командира батальона по вооружению майором Сташисом мы обошли всю технику и наметили строгий план приведения её в идеальное состояние. Конечно, до идеального состояния было далеко, но хотя бы обеспечить полную исправность техники за месяц можно. Ездить каждый день домой ночевать было накладно, долго, да и работы в батальоне было невпроворот. Жить нам пришлось в кабинете комбата, который он предоставил в мое распоряжение. Поставили две солдатских койки и обогреватель. Еще было прохладно, а топили только в казарме.
       Приступая к своему профессиональному делу, вспомнил слова комбрига: Техника может не работать, но должна быть покрашена и стоять ровно!
       Пришлось реализовать и это пожелание, не снимая главного требования (для себя, по крайней мере) привести её в исправное состояние.
Ровняли ломами, трактором и с помощью других нехитрых приспособлений состоявших из десятка бойцов и криков: Раз два взяли ….
Привели в более или менее нормальное состояние технику, а вот куда хуже было с кабельным хозяйством. Кто знает, что на позиции подразделения, где расставлены радиолокационные станции, они связаны с выносными индикаторами, которые установлены в штурманской, сотнями кабелей. А для сопряжения с автоматизированными системами управления авиацией кабеля было не меньше. А сколько было проложено силовых кабелей… Ну еще если каждый год разворачивая новую технику кабельное хозяйство от старой направляемой в капитальный ремонт техники было лень убрать. На командном пункте, в подземелье никто никогда не обращал внимания на то, что в переходах между залами боевого управления, штурманской и командным пунктом батальона лежали кучами проложенные связки разнокалиберного кабеля. Мы с зампотехом долго разбирались, где, чьи кабели, какие из них лишние. Но начальники станций никак не признавались, чьи это кабели, а проследить в узких проходах и кабелегонах откуда и куда они шли было практически невозможно.
Не долго думая майор Сташис взял топор и начал рубить весь кабель. Пропала обстановка на выносных индикаторах радиолокационных станций в штурманском зале. Вытащили горы лишнего кабеля и, прокладывая новый за сутки восстановили работоспособность всех боевых систем.
Правда прокладывая кабель заново пришлось столкнутся с трудностями. Даже в освобожденные отверстия и кабелегоны новый кабель затащить было очень трудно: они были узкими и извилистыми.
Сработала солдатская смекалка. С кухни принесли жирного кота, привязали к нему веревку и пустили снаружи в отверстие под кабель. С внутренней стороны положили тарелку с жареной рыбой. Кот истошно орал протискиваясь в тесных ходах подземелий таща за собой веревку. По веревке протянули новые кабели и подвязали их аккуратными жгутами. В награду кот вылизал тарелку и, глядя на нас умными глазами, как бы спрашивал: - А у вас больше нет для меня работенки?
       Красили все: прицепы радиолокационных станций, казарму спортивный городок столовую, вход в подземный командный пункт. Приближалось время Ч. За три дня до дня Ч, командир приехал сам и привез кучу начальников служб и других офицеров бригады. Работа продолжала кипеть. Все чугунные крышки колодцев были покрашены под мухоморы, газоны подстрижены, казарма покрашена строгим образом по правилам, разработанным главкомом. Деревья и все прочее подравняли, постригли, покрасили и т. д.

     Едет! - Объявил по громкой связи комбриг: - Всем занять свои места!
Мое место было на станции под названием «Дубрава». Радиолокационная станция находилась в полкилометра от батальона по другую сторону реки.

     Мостик был из старых аэродромных железных полос. Выровнен и покрашен, из молодых сосенок сделали новые перила. Как был проведен обход территории не видел, но по рассказам это было так: впереди шел главком, рядом командующий армией ПВО, остальная свита поодаль. Изредка главком подзывал к себе комбрига, командира дивизии, начальника РТВ дивизии и других ответственных и безответственных лиц и снимал их с должности. Как потом вспоминал комбриг, с должности был снят восемь раз и заметьте, никто его не восстанавливал и он опять был снят… Так это шествие приближалось к воротам территории. Командир батальона получил очередную дыню за ворота. За найденные там кучу недостатков (колер не тот, размеры не те…).

       А там что? Спросил главком, показав пальцем на ажурную антенну «Дубравы».
- Это основная радиолокационная станция метрового диапазона, - доложил снятый комбриг.
Знаю без тебя, - прорычал главком. Все облегченно вздохнули, посчитав, что обход закончен.
       Но не тут то было, главком пошел по дороге к мостику через реку, прямо на станцию. По громкой связи оперативный дежурный истошно завопил: - Дубрава! Дубрава, ответьте!! Первый движется на Дубраву!

       Минутная тишина. Выбравшись из прицепа, я встал на исходной позиции. Главком по пехотной привычке требовал, чтобы личный состав не сидел за рабочими местами, а был выстроен возле локатора, как возле танков танкисты.
       Расчет во главе с начальником станции был выстроен в парадном строю. Даже вечно чумазые и сегодня отмытые, в чистых шинелях и начищенных сапогах электромеханики выглядели как на картинке. Толпа, сопровождающая главкома и сам главком, приближались к мостику. На мостике вдруг что-то произошло. Это было видно по хаотичному передвижению свиты вокруг главкома. Как потом стало известно, на железных полосах моста главком поскользнулся и чуть не рухнул в воду, но удержался, выломав свежеструганные перила.

      Комбриг начал махать рукой подзывая меня. Наверное, я был единственным, кто еще не был снят с должности, а ему очень хотелось меня вовлечь в этот круг.
Подбежал к главкому и пытался доложить. Но он от меня отмахнулся как от назойливой мухи.
      - Командующий! Иди сюда! Завтра на рассвете, в 6 00, прибудет саперный взвод, и навести переправу по всем правилам!... Во время войны за пару часов такие мосты строили одним саперным взводом!!
       С тормозным визгом подъехали «волги» и «уазики», начальство, усевшись по рангу, скрылось вдали.
Нет ничего слаще пыли от колес отъезжающей комиссии, - произнес начальник политотдела бригады подполковник Кремнев: - товарищ командир разрешите отбыть? Он вскочил в свой уазик и умчался в расположение бригады.
Мы с командиром батальона и командиром бригады остались у мостика одни.
А ведь даже не посетил командный пункт и не вошел ни в один прицеп радиолокационной станции,… наверное, боевая работа и работа станций не главное в этой жизни…. - заключил я для себя.
Ну что, в баню и поужинаем заодно, - полувопросительно произнес комбат.
Утверждаю, - подвел черту командир: - Но завтра в 6.00 ….

       Утро 6.00 мы с комбатом и два десятка бойцов с лопатами и топорами стоим у моста, ждем саперный взвод.
Через час не выдержав ожидания, комбриг вышел на связь с командиром дивизии. Доложил, что главком дал распоряжение ждать саперный взвод, чтобы поставить новый мост на «Дубраву», а никого нет.

       - Валера, ты что, офонарел? Какой взвод? Откуда он у нас? Какой мост? Главком час назад вылетел в Москву. Давай, дуй сюда…будем отдыхать, ты хорошо потрудился, о нас у Первого осталось хорошее впечатление… конец связи, – прохрипел по громкой связи командир дивизии.