Фигаро тут, Фигаро там!

Руслан Бек
Я встретил на улице своего близкого и, в общем-то, единственного друга Гаврилу, который, как он сам любил повторять, находился между «двумя огнями». С одной стороны, его доставали родители - несмотря на четырехлетний стаж семейной жизни Гаврилы, они никак не успокаивались по поводу его ранней женитьбы и считали ее неудачной. С другой стороны, ему не давала покоя его теща, которая на словах обожала Гаврилу, а на деле всегда была им недовольна. А ведь он, живя в ее доме, нес на себе все семейные хлопоты и тяготы. Гаврила долго ломал голову над этим парадоксом и пришел к выводу, что пока он не будет зарабатывать так, как хотелось бы его «любимой» теще, он всегда будет для нее вроде того старого трактора, которого кроют последними словами, но продолжают на нем пахать.
- Как дела? Чего не заходишь? - спросил я его.
- Дел много, - с озабоченным видом, ответил он. - Кручусь, верчусь, как белка в колесе. С тех пор, как сел за «руль тещин» стал всем нужным и необходим. Настоящим извозчиком стал. Сегодня встретил в аэропорту сестру тещи, оттуда на рынок. Сейчас надо заехать уже к брату тещи, лекарство ему отвезти. Вечером надо к мастеру заехать на счет крыши, протекает она у нас. Короче, Фигаро тут, Фигаро там. А как ты?
- Ничего. Вот работаю на новом месте. Это здесь недалеко.
- Я тоже работаю, но только так, что на работу эту и времени нет.
- Как это так?
- Да так. Моя беда в том, что я безотказный. А когда ты безотказный, то на тебе ездят, как на лошади, да еще кнутом хлестают. А зачем хлестать, когда она сама мчится?! Откажешь им раз, и ты сразу плохой и невоспитанный. Как выражается моя теща: «взорвался».
  Мы с ним прошли несколько метров по улице, как вдруг, он кинулся в торговый павильон и растворился в нем среди покупателей.
     Я пока соображал, что его заставило туда броситься, как он вышел обратно
с полным пакетом фруктов.
   - Вспомнил о фруктах, забыл купить их на рынке, - сказал он.
   - Ну и сноровка у тебя! - отметил я. - Просто огонь!
 Он посмотрел на меня с печальными глазами и, задумавшись, изрек:
   - Жизнь заставит, а теща добавит.
     Я искренне посочувствовал ему.
   - Может, зайдем ко мне на работу, - предложил ему я. - Это здесь. Кофе
выпьем.
   - Времени нет, - отказался он. - Еще столько дел! Как-нибудь зайду. Пока!
Фигаро тут, Фигаро там!
     Не успел я с ним попрощаться, как он, преодолев за пару секунд метров тридцать, не меньше, скрылся за углом. Да-а-а, должно быть, не скоро его увижу, подумал я. Но прогноз мой был ошибочный.
  Вечером того же дня он был у порога моей квартиры. Я был приятно удивлен, хотя и догадался, что с ним, видимо, что-то случилось.
   - Как дела? - машинально спросил я.
   - Нормально, - по своему обыкновению ответил он. - Из дома ушел.
   - Как ушел?!
   - Да так, взял и ушел. И обратной дороги - нет! Я вскипел и нагрубил ей.
   - Кому ей?
   - Кому же еще? Теще, конечно. По капельке копилось и вот, наконец, я не
выдержал.
     Гаврилу всего трясло. Он стал расхаживать туда - сюда по комнате.
   - Ты успокойся и присядь, - сказал я.
     Он не внял моим словам и продолжал маячить передо мной.
- Нет, это не женщина, - сказал он. - Это чудовище! Кровосос! Вампир! Знает, что нам с женой пока некуда податься и издевается, издевается! Сегодня я случайно наступил на лапу ее собачонки. Так, слегка. А эта сучка так запищала, как будто я сковородой огрел ее. Ух, вся в хозяйку! Так вот, запищала и к теще - жаловаться.
- Кто жаловаться?
- Как кто? Ну, собачонка, стерва эта маленькая. С бантиком ходит. Иногда мне так и хочется повесить ее за этот самый бантик. Такая подлая, ужас! Она меня уже допекла, как и ее хозяйка. Два сапога - пара! Так вот, запищала, хвостом своим завертела, как вентилятор, и в комнату к теще заковыляла. И тут я слышу ее голос: «Ой, моя девочка, что случилось?! Кто тебя обидел?» Ну, эта сучка и жалуется.
- Кто жалуется?
- Кто-кто, собака. Так завывать стала. Короче, наговорила лишнее.
- Кто наговорил? - не понял я.
 - Ну, как кто, сучка эта. Ты что, меня не слушаешь? Так вот, не знаю, что она там пропела ей, но факт, что вылетает это чудо и давай на меня гавкать.
   - Собака, ясно.
- Да нет же, теща. Ну и эта сучка тоже, маленькая мочалка. Подняла свою лапу и затявкала на меня, прячась за спиной своей благодетельницы. «Изверг, - говорит она мне. - Ты нарочно это сделал!» Я говорю ей: «Да я едва ее задел». - «Как едва, - кричит она, - бедняжка даже лапу подняла от боли! Вон смотри!» Ну, я и смотрю, а эта сучка подняла свою переднею левую лапу. А я-то точно знал, что наступил ей на правую лапу. «Ваша собака интриганка, - сказал я, - она подняла не ту лапу вообще! - «Собака притворяться не может, - рычит в ответ она мне. - Собака на это не способна». Я разозлился и говорю: «Если собака ваша, то она способна на все!» Ну и потом, пошло - поехало. И кончилось тем, что я схватил эту уродину и в унитаз головой окунул.
   - Тещу?! - поразился я.
   - Да нет же, собачонку.
     Гаврила стал крыть всех и вся. Он вспомнил и дедушку, и бабушку, и отца с матерью, породивших его на свет белый. И своего старшего брата, который не остановил его в тот момент, когда он решил жениться. Свою жену, которая имела несчастье иметь такую мать. Словом, он излил мне всю свою душу и успокоился лишь к утру, рассказав мне анекдот про тещу.
     Я дико рассмеялся, а Гаврила едва не пустил слезу.
  Когда рассвело, ко мне позвонила жена Гаврилы и попросила его к телефону. Поговорив с ней с час, он с измученным видом сказал мне:
   - Я пошел в отчий дом. Лучше на поклон к родителям, чем на колени перед тещей.
   - Это твое окончательное решение? - спросил я.
   - Да, - решительно ответил он и со словами «никогда» «ненавижу» вышел вон.
     После этого дня Гаврила не звонил и не заходил ко мне. Я случайно встретил
его спустя неделю.
   - Как дела? - спросил я.
   - Нормально, - как обычно ответил он.
   - Ты чего не появляешься?
- Дел по горло. Да и сейчас надо тещину сестру в аэропорт проводить. Потом, к ветеринару надо, собака наша заболела. Зайду как-нибудь. Ну, а сейчас спешу, извини. Фигаро тут, Фигаро там!
   И опять не успел я  попрощаться с ним, как он скрылся за ближайшим углом. Он исчез в мгновения ока! Он стал юрким, этаким живчиком, каким раньше никогда не был.  Впрочем, я вспомнил его слова: «Жизнь заставит, а теща добавит».