О романсах и фортепианных произведениях П. И. Чайк

Александр Багмет
О романсах П.И.Чайковского и его фортепианных сочинениях

Романсы П.И.Чайковского исполняют обычно как песни без припева в сопровождении фортепиано. Однако достаточно внимательно послушать их финалы, чтобы понять, что они-развернутые каденции, имеющие самостоятельное музыкальное значение, и дополняющие то, что содержится в основной части музыки вместе с текстом. Романсы П.И. должно исполнять как концерты для голоса и фортепиано. Примеры- 5 Бразильская Бахиана Э.Вилла-Лобоса, где голос Марии де Лос Анхелес противостоит партии пяти виолончелей (имеется в виду авторское Парижское исполнение 1947 г.).

Не все так исполняют – одно из впечатляющих исключений – певица Надежда Красная, когда фортепиано Вадима Федоровцева не аккомпонирует, а соревнуется с плотным обольстительным ее голосом.

Самая заметная особенность музыки П.И.Чайковского-ее кантиленность. Это сильно отличает ее даже от Ф.Шопена, у которого мелодия-главное содержание любого его опуса. В некотором смысле Ф.Шопен даже проще для исполнения, чем П.И.Чайковский, несмотря на головокружительную сложность сочинений первого. Однако исполнителям технические сложности музыки Ф.Шопена оказалось проще преодолеть, чем избавиться от парализующей магии кантиленности музыки Чайковского. Для многих она оказалась почти закрытой дверью перед музыкальным содержанием, дверью, приоткрыть которую удалось совсем немногим. Кажущаеся простота и понятность напевности затрудняет проникновение в недра содержания. Исключения- В. Менгельберг, Л.Бернстайн, С.Кусевицкий, Е.Светланов, Е.Мравинский. По этой причине многие фортепианные сочинения Чайковского исполняются редко, кроме Времен года и Детского альбома (и то зачастую поверхностно). Другие фортепианные сочинения Чайковского мало известны слушателям, потому что слишком сложны для исполнения не в техническом, но именно в содержательном смысле.