Детские годы великих ученых

Влад Каганов
БЛЕЗ ПАСКАЛЬ (фр. Blaise Pascal) (1623-1662)

Отец Блеза вдумчиво занимался образованием сына. Его метод обучения состоял в объяснении общих понятий и правил и последующем переходе к изучению отдельных вопросов. Так, знакомя мальчика с законами грамматики, общими для всех языков, отец преследовал цель научить его мыслить рационально. Благодаря  такому подходу, Блез к четырем годам не только читал и писал, но и с необыкновенной легкостью производил в уме сложные вычисления.
        В доме постоянно велись беседы по вопросам математики.  Как-то раз, на очередной вопрос сына о том, что такое геометрия, отец кратко ответил, что это способ чертить правильные фигуры и находить между ними пропорции. После этого, Блез, закрывшись в своей спальне, принялся углём выводить на полу различные фигуры и изучать их. Не зная геометрических терминов, он называл линию «палочкой», а окружность «колечком». Когда отец случайно застал Блеза за одним из таких самостоятельных уроков, он был потрясён: мальчик, не знавший даже названий фигур, самостоятельно доказал теорему Евклида о сумме углов треугольника.
       В 6 лет Паскаль сконструировал простую «вычислительную машину», которая выполняла четыре арифметических действия
      В 9 лет Блез заинтересовался за обедом звуком, издаваемым посудой при ударе, и занялся экспериментированием, стуча по разным предметам. Итогом стал «Трактат о звуках», вывод которого состоял в следующем: звук возникает от сотрясения частиц ударяемого предмета, эти сотрясения достигают нашего уха через воздух, сила звука пропорциональна размаху колебаний, тон — частоте колебаний вещества...
        Вскоре его пригласили выступить перед солидными математиками с рефератом, в котором он сформулировал одну из основных теорем проективной геометрии. Впоследствии ее назвали «Теоремой Паскаля».
         С тринадцати лет Паскаль на равных участвовал в заседаниях кружка Мерсенна, который объединял лучших французских математиков своего времени.

         Блез Паскаль французский математик, физик, литератор и философ, один из основателей математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии, создатель первых образцов счётной техники, автор основного закона гидростатики.
         Умер Паскаль в возрасте 39 лет.


АНДРЕ-МАРИ АМПЕР

        Исключительные способности Андре проявились еще в раннем возрасте. Чтению и арифметике он выучился очень быстро и стал читать все подряд, что находил в отцовской библиотеке. Когда  Амперу было одиннадцать лет, он уже так далеко продвинулся в изучении математики, что начал разбираться со сложными задачами в знаменитой работе Лагранжа "Аналитическая механика".
         - Что ты читаешь? — однажды  спросил его отец, заставший сына за чтением объемистого тома знаменитой «Энциклопедии» Дидро и Даламбером.         
          - Я читаю статью об аберрации. — ответил мальчик.
          - Но что же ты понимаешь в этом? — удивился отец.
          И Андре, без тени смущения, изложил ему сущность этого сложного явления.

          Ампер никогда не ходил в школу и не прошел обязательного классического курса обучения, который систематически знакомит детей с основами наук, но благодаря       «Энциклопедии», которую он читал том за томом, перед ним раскрывались необъятные горизонты науки. Даже много лет спустя, он мог почти дословно пересказать большую часть этого многотомного издания.
       В тоже время, его отец обратил внимание, что сын знает очень много, но эти знания остаются разрозненными, в них имеются существенные пробелы, и пригласил к Андре учителя математики.
      Уже при первой встрече, учитель понял, с каким необыкновенным учеником имеет дело.       
 - Знаешь ли ты, как производится извлечение корней? — спросил он Андре.
 - Нет,— ответил мальчик,— но зато я умею интегрировать!
       Вскоре учитель отказался от уроков, так как его знаний явно не хватало для обучения такого ученика.
       В  возрасте 13 лет, Андре представил в Лионскую академию свои первые работы по математике.
       Андре-Мари Ампер (1775—1836) совершил революцию в математике, открыл фундаментальные законы электродинамики, написал значительные труды по химии, теории поэзии и психологии.

КАРЛ ЛИННЕЙ

         Отцом Карла был сельский священник  Нильс Линнеус . Нильс закончил гимназию и некоторое время учился в Лундском университете, однако из-за нехватки денег был вынужден прервать учёбу, так и не получив учёной степени.
          Возле дома Нильс Линнеус посадил небольшой сад, за которым с любовью ухаживал; здесь он выращивал овощи, фрукты и разнообразные декоративные растения, при этом знал все их названия. С раннего детства интерес к растениям проявлял и Карл, к восьми годам он знал названия многих растений, которые встречались в окрестностях; кроме того, в саду ему был выделен небольшой участок для его собственного маленького сада.
          Карл , как и его отец, поступил в местную гимназию , однако учился очень плохо, особенно по основным предметам — богословию и древним языкам. Его интересовали только растения, а из учебных предметов — одна лишь математика; нередко он прогуливал занятия, вместо школы отправляясь на природу. Вскоре, школьное начальство признало ребёнка неспособным и посоветовало его отцу отдать Карла учиться ремеслу.
       К счастью,  доктор Юхан Стенссон Ротман (1684—1763),  преподававший в школе логику и медицину, уговорил Нильса Линнеуса, с которым он был знаком, оставить сына в школе, чтобы тот готовился учиться на врача. Больше того, Карл поселился у Ротмана и тот стал индивидуально заниматься с ним медициной, физиологией и ботаникой, познакомил его с книгами по естественной истории.
         В 20 лет Карл сдал экзамены и был зачислен в Лундский университет. Его бывший школьный учитель - магистр философии Габриель Гёк, не только помог юноше
с поступлением в университет, но и с жильём, представив его профессору Килиану Стобеусу[13] (1690—1742, у которо в доме  он поселился , а, со временем, получил свободный доступ к пофессорской обширной библиотеке. Кроме того, Стобеус обладал большой коллекцией, в которой были раковины моллюсков, рыбы, чучела птиц и минералы, а также засушенные для гербария растения.

         Карл Линней ( 1707-1778) — ботаник, зоолог, минералог и медик, создатель единой системы классификации растительного и животного мира, в которой были обобщены и в значительной степени упорядочены знания всего предыдущего периода развития  биологической науки.  Кроме  того, Карл Линне;й  участвал в создании Шведской королевской академии наук, в введению преподавания естественных наук в систему университетского образования, а также стал одним из создателей литературного  шведского языка в его современном виде.

ИССАК НЬЮТОН

          Отец Исаака - мелкий, но преуспевающий фермер не дожил до рождения сына. Мальчик родился преждевременно, был болезненным, поэтому его долго не решались крестить. И всё же он выжил, был крещён и назван Исааком в память об отце.
          Вскоре мать вновь вышла замуж и уделяла мало внимания Исааку. Покровителем мальчика стал его дядя по матери, Уильям Эйскоу.  В 12 лет мальчика отдали учиться в расположенную неподалёку школу. Поначалу  в школе  Исаак учился очень плохо и часто становился объектом для насмешек одноклассников, но упорство в учении позволило ему вскоре стать одним из успевающих учеников, и отношение к нему изменилось.
           Когда  умер отчим, мать Анна вернула  сына в поместье и попыталась возложить на 16-летнего юношу часть дел по управлению хозяйством. Два года мать пыталась приспособить сына к сельскому труду и торговле, однако все попытки не имела успеха — Исаак предпочитал всем другим занятиям чтение книг, стихосложение и особенно конструирование различных механизмов.
         В это время к Анне обратились школьный учитель Исаака,дядя Уильям и член Кембриджского Тринити-колледжа - Хэмфри Бабингтон , и уговарили её продолжить обучение необычайно одарённого сына. В 18 лет Исаак успешно окончил школу и отправился продолжать образование в Кембриджский университет.

          Сэр Исаак Ньютон (1643  — 1727 )— английский физик, математик, механик и астроном, один из создателей классической физики; автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором он изложил закон всемирного тяготения и три закона механики, ставшие основой классической механики; разработал дифференциальное и интегральное исчисления, теорию цвета, заложил основы современной физической оптики, создал многие другие математические и физические теории.

ЧАРЛЬЗ ДАРВИН

         Мать Чарльза умерла, когда ему было всего восемь, и мальчик почти её не помнил. Отец  Чарльза - Роберт - снискал в округе славу человека очень умного и наблюдательного. Он был прекрасным врачом и удачливым финансистом, однако соседи подчас обращались к нему вовсе не за медицинской помощью и не за советами в денежных делах. Если случалось нечто непонятное, совершалось преступление или нужно было отыскать украденную или потерянную вещь, Роберту не было равных. Он, подобно Шерлоку Холмсу, был способен восстановить картину событий по одной лишь незначительной детали.
         Сразу после смерти жены, отец отдал мальчика в школу. Однако там,  страстно любивший природу,  ребенок должен был изучать такие «сухие для его живой души вещи», как классические языки и словесность и частенько под любым предлом старался улизнуть с этих занятий. Немудрено, что , по мнению педагогов, обнаружил полное отсутствие способностей и заставил своего учителя и окружающих безнадёжно махнуть на него рукой.
         Не способствовало успехам Чарьза и отношение к нему  отца, который постоянно сравнивал его с остальными детьми, особенно со старшей сестрой  Каролиной, которая училась блестяще. Сама же Каролина считала делом чести вырастить из младшего брата настоящего джентльмена, умного, хорошо воспитанного, эрудированного и успешного.
           Порой Каролина бралась за дело даже слишком рьяно. Чарльз  позднее вспоминал, что, когда сестра входила в его комнату, у него была лишь одна мысль: «А за что она сейчас начнет порицать меня?».
Неспособный ученик элементарной школы через год гимназии начинает собирать коллекции бабочек, минералов, раковин. К концу школьной жизни появилось новое увлечение — химия и за это «пустое времяпровождение» он получил очень строгий выговор от директора гимназии. Неудевительно, что окончание гимназии закончились получением посредственного аттестата.    
           «Ты ни о чем не думаешь, кроме охоты, собак и ловли крыс! Ты опозоришь себя и нашу семью!» – сказал отец, когда увидел его школьный аттестат.
          В  16 лет, после окончания гимназии, Чарльз поступил в Эдинбургский университет, где, как и его отец, должен был изучать  медицину, но вскоре понял, что лекции скучны, практические занятия жестоки и причиняют страдания, и забросил учебу.
         Отец Чарльза, узнав, что сын забросил обучение медицине, был раздосадован и предложил ему поступить в колледж Христа Кембриджского университета и получить сан священника Англиканской церкви. Однако, и там юноша не слишком углубился в обучение, посвящая больше времени верховой езде, стрельбе из ружья и охоте , благо посещение лекций было делом добровольным.
          Все решила встреча с профессором ботаники Джоном Стивенсом Генслоу с которым Чарльз  становится близким другом. Так  что в последний год обучения,  студент настолько хорошо продвинулся в науках, что в итоге стал 10-м в списке из 178 успешно сдавших экзамены.

          Чарльз Роберт Дарвин (1809 – 1882) – натуралист, путешественник, наиболее известный благодаря работе  «Происхождение видов путём естественного отбора», в котором доказал, что существующие виды животных и растений произошли естественным путём от других видов. Ему также принадлежит одно из первых обобщающих исследований о происхождении человека.


НОРБЕРТ ВИНЕР   

          Способности Норберта проявились с самого раннего детства. В трехлетнем возрасте, он свободно говорил на трех языках и легко решал математические примеры. В  4 года он научился читать, а в 6 уже читал Чарлза Дарвина и Данте Алигьери и был допущен к родительской библиотеке. В 7 лет Норберт написал свой первый научный трактат по дарвинизму.  В 9 лет Норберт поступил в среднюю школу, в которой, обычно, начинали учиться дети 15—16 лет, а уже в 11 лет - поступил в престижный Тафт-колледж, который закончил  всего через три года с отличием,  получив степень бакалавра искусств.
        Затем Норберт учился одновременно в Гарвардском и Корнельском университетах, в 17 лет в Гарварде стал магистром искусств, в 18 — доктором философии по специальности «математическая логика». Тогда  же, Гарвардский университет выделил Винеру стипендию для учебы в Кембриджском (Англия) и Геттингенском (Германия) университетах.
       В 19 лет доктор Винер был приглашён на кафедру математики Массачусетского технологического института.

        Норберт Винер (1894-1964) – выдающийся математик и философ, основоположник кибернетики и теории искусственного интеллекта. в труде «Кибирнетика» сформулировал положения, которые легли в основу современной вычислительной техники.

ДЖОН ФОН НЕЙМАН

В середине 1950-х годов, членом Комиссии по атомной энергии, занимавшейся созданием бомбы и председателем консультативного комитета ВВС США по баллистическим ракетам трудился венгерский еврей Джон фон Нейман, много сделавший для организации израильской науки. И, возможно это лишь совпадение, но вскоре после своего возникновения ещё бедный Израиль успешно создал свою бомбу.

      Янош Лайош Нейман родился 28 декабря 1903 года в Будапеште,  бывшем в те времена второй столицей Австро-Венгерской империи. Позже, после переселения в 1930-х годах в США, своё имя  он сменил, на английский манер, на Джон.
         Его отец, Макс Нейман (1870—1929), в конце 1880-х годов, получил степень доктора юриспруденции и работал адвокатом в банке. В 1913 году Макс Нейман  получил дворянский титул, и вместе с австрийским и венгерским символами знатности — приставку фон (von).
Детство Яноша прошло в окружении многочисленных братьев и кузенов, которые жили в одном доме и вместе обедали, играли и отмечали праздники. В результате он рос открытым  и общительным. Эту его способность легко и непринужденно чувствовать себя в любой обстановке, позднее отмечали его многие коллеги-ученые,  участвовавшие вместе с ним в Манхэттенском проекте по созданию атомной бомбы.
         Способности к точным наукам проявились  у Яноша, или просто Янчи, очень рано. Уже в 6 лет он с успехом проводил арифметические действия с восьмизначными числами, а к восьми годам даже освоил высшую математику и разбирался в математическом анализе.
           Математика, впрочем, была не единственным предметом, которым интересовался юный Нейман. Ему также нравилась история и в восемь лет он прочитал 40 томов всемирной истории.
В доме Нейманов  говорили на нескольких языках. В 6 лет Янош перебрасывался с отцом остротами на древнегреческом.  Гувернантки обучали детей английскому и французскому, а знание немецкого языка считалось обязательным, так как  в тогдашнем венгерском обществе Германия считалась образцом, позволявшим достичь высокого профессионального и социального статуса. Во взрослые годы фон Нейман говорил на венгерском, а также на немецком, английском, французском и, конечно, латинском и греческом. Он неоднократно подчеркивал ту важную роль, которую сыграли в его жизни мертвые языки: их изучение помогло ему лучше понять, какой должна быть внутренняя структура.
Янош обладал феноменальной памятью. Он мог через много лет не только пересказывать , но и точно цитировать страницы прочитанных книг, тут же переводя текст на английский или немецкий языки, а с небольшими задержками и на французский или итальянский.
А его способность моментально производить сложные математические вычисления поражала всех окружающих.
Заметив способности сына, родители старались выбирать для него только лучшие учебные заведения и лучших учителей. Благо финансовое положение семьи это позволяло.  В 1911 году Янош поступил в гимназию Будапешта, где преподаватели сразу отметили его выдающиеся способности. Так, один из учителей  рассказывал: «Я пришел к одной теореме и сказал, что она не доказана и доказать ее может быть трудно. Фон Нейман ничего не сказал, но через пять минут  поднял руку. Когда я вызвал его, он вышел к доске и написал доказательство.»
Много лет спустя в исследовательском центре по разработке ядерного оружия в Лос-Аламосе (США) произошла история, которую впоследствии передавали из уст в уста все очевидцы. Тогда, во время опытов, у ученых возникла срочная необходимость рассчитать какой-то процесс. За эту работу принялись трое – Джон фон Нейман и не менее заслуженные физики Ричард Фейнман и Энрико Ферми. Точный результат был рассчитан всеми одновременно. Только вот Фейнман использовал самый быстрый в то время калькулятор, Ферми – логарифмическую линейку, а Джон все высчитал в уме. После школы Джон поступил в университет в Будапеште, где получил степень доктора философии по математике и, одновременно, изучал  химическую инженерию в Технологическом институте в швейцарском Цюрихе. В 23 года окончив с отличием оба учебных заведения, он продолжил образование в Геттингенском, Берлинском и Гамбургском университетах.
В конце 20-х годов фон Нейман получил  настолько широкую известность в научном мире, что в 1930 году  ему предложили читать лекции в Принстонском университете США. 1930 году фон Нейман был приглашён на преподавательскую должность в Принстонский университет, США, где с 1933 года  занимал профессорскую должность.

       Джон фон Нейман(1903 -1957) - математик, сделавший важный вклад в квантовую физику, квантовую логику, функциональный анализ, теорию множеств, информатику, экономику и другие отрасли науки. Наиболее известен как праотец современной архитектуры компьютеров (так называемая архитектура фон Неймана), применением теории операторов к квантовой механике , а также как участник Манхэттенского проекта и как создатель теории игр и концепции клеточных автоматов.

ФРЕНСИС ГАЛЬТОН
         Одарённость Френсиса проявилась очень рано. С полутора лет он знал все буквы алфавита, самостоятельно читать начал с двух с половиной лет, а писать - с трёх лет.
          « Мне четыре года, и я могу прочесть любую английскую книгу. Я знаю все латинские существительные, прилагательные  и переходные глаголы. И еще я знаю 52 строчки из латинских поэтов. Я  умею складывать любые числа и умножать на 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11. Я  умею немного читать по французски и узнавать время по часам.» Так писал  5 февраля 1827 г. Френсис Гальтон.
          Френсис Гальтон (1822-1911) замечательный исследователь, географ, антрополог и психолог; основатель дифференциальной психологии и психометрики.

КАРЛ ФРИДРИХ ГАУСС

          Мальчика звали Карл. В три года он умел читать и писать, однажды даже исправил ошибку  в подсчетах. Дело было так. Отец Карла руководил строительной бригадой. Трехлетний Карл любил мелом или углем писать цифры на заборе и делать подсчеты. Выписав однажды заработки членов бригады отца, маленький Карл обнаружил ошибку и сказал об этом отцу. Тот был поражен и удивлен, и в награду подарил своему сыну мелкую монету. Выдающийся немецкий математик, астроном и физик, почетный член многих академий мира -  Карл Фридрих Гаусс (1777-1855) - хранил эту монетку всю жизнь, как самую дорогую реликвию.

ДМИТРИЙ МЕНДЕЛЕЕВ

         Митя родился в  Сибири, в городе Тобольске, в семье  директора гимназии. Он был семнадцатым и последним, самым любимым ребенком в семье. Воспитывала его мать, поскольку отец , вскоре после рождения сына,  ослеп, и  умер, когда мальчику было 13 лет.  Дима обращал на себя ее внимание своими необыкновенными способностями , уже в пять лет умел читать и писать, и мать , умная и энергичная женщина,  старалась сделать все возможное для того, чтобы облегчить развитие его природных дарований.
          В семь лет Митю отдали в гимназию, однако там он столкнулся с латынью и Законом Божьим и возненавидел их на всю жизнь. Хорошо, что домашние задания по латыне делала за него старшая сестра.
           После окончания гимназии, в 15 лет Дмитрий поступил в Петербургский педагогический институт на отделение естественных наук физико-математического факультета. По-началу, учёба студенту давалась нелегко. На первом курсе института он умудрился по всем предметам, кроме математики, получить неудовлетворительные отметки. Да и по математике он имел всего лишь «удовлетворительно» и потому был остален на второй год. К счастью, на старших курсах дело пошло по-другому: среднегодовой балл у Дмитрия был равен 4,5 при единственной тройке — по Закону Божьему, а окончил институт в 1855 году с золотой медалью.

          Дмитрий Иванович Менделеев (1834–1907)— гениальный учёный, автор более полутора тысяч трудов , открывший один из фундаментальных законов  мироздания - периодический закон химических элементов, профессор Санкт-Петербургского университета; член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, химик, физик, экономист, метролог, технолог, геолог, метеоролог, педагог, воздухоплаватель- изучал свойства упругости и расширения газов, исследовал нефтяные углеводороды и вопросы происхождения нефти и первым выдвинул идею использовать трубопровод при перекачке нефти и нефтепродуктов, всю жизнь интересовался весьма разноплановыми сферами деятельности: включая воздухоплавание, кораблестроение и освоение Крайнего Севера.

ЛЕВ ЛАНДАУ
        Маленький Карл Гаусс делал свои подсчеты мелом на заборе. А другой четырехлетний мальчик, Лева писал цифры на усыпанных песком дорожках городского парка в Баку, где он часто гулял с мамой. Складывать цифры – была его самая любимая игра. Мать Левы первая заметила увлеченность сына математикой. Когда она попыталась обучать его игре на фортепиано, он наотрез отказался. В гимназии Лева был первым учеником по точным наукам. А вот учитель словесности его невзлюбил.
       - У меня глаза на лоб полезли пока я разбирал ваш почерк! – сказал учитель.- Вам ясно?
        - Ясно, что писарь из меня не получится.
       В 12 лет Лев Ландау получил аттестат зрелости. Но в университет принимали только с четырнадцати. Лева поступил сразу на два факультета: математический и химический. Однажды на лекции по математике он задал профессору вопрос на который тот долго не мог ответить. Профессор вызвал юного студента к доске и они вместе стали решать сложнейшую задачу.
«Поздравляю, молодой человек! – сказал профессор.- Вы нашли оригинальное решение.»
       Лев Давидович Ландау (1908-1968) лауреат Нобелевской премии, в жизни был очень скромным. Он всегда говорил: «Я  никогда не был вундеркиндом.»

АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН

        В 1912 году, в одной из школ Мюнхена в Германии, к директору вызвали ученика седьмого класса Эйнштейна.
       - Учителя вами не довольны,- произнес директор.- Вы невнимательны в классе,о чем-то мечтаете на уроках, почти по всем предметам у вас неудовлетворительные оценки. Вряд ли с такимим успехами вам удастся сделать что-то путное в жизни. Предлагаю вам оставить школу.
      - Я  не люблю эту школу и счастлив, что оставляю ее,- ответил , ничуть не смутившись, ученик.
       Он уехал в Швейцарию и там закончил среднюю школу.

       Через  десять лет нерадивый ученик  создал частную теорию относительности, а еще через десять лет и общую теорию относительности.

      Альберт Эйнштейн (1879-1955) – лауреат Нобелевской премии, автор  основополагающих  трудов  по квантовой теории света, космологии и единой теории поля.