Старики. Злата

Татьяна Хожан
Захожу в хостель, где в новом 10-этажном корпусе проживают более сотни пожилых людей. Меня встречает дежурная и, узнав, к кому я пришла в качестве помощницы (метапелет) от компании социального отдела, сочувственно вздыхает:
 - Вам не повезло. Наша Злата живет тут полгода, но ни с кем не ладит, ругается и кричит без всякого повода. Думаю, что вам не выдержать у нее и недели – уже четверо ушли за два месяца, и она отказалась от той компании.

Звоню в дверь. Торопливые старческие шаги и повелительный голос:
- Ну чего надо? А то и не открою!
- Злата, это Ваша метапелет.
Дверь открывается частично, потому что за ней стоит какой-то ящик. Я почти протискиваюсь в комнату, удивляясь, как это удается хозяйке – полненькой низенькой старушке с довольно приятным лицом.
Злата мне рада – ей нужна помощь, потому что ходить в магазины трудно, готовить она не любит, да еще и холодильника нет. Последнее меня поражает больше всего: не иметь холодильника в Израиле, где 10 месяцев в году жарко – это нонсенс, тем более, что деньги на электротовары – холодильник и стиральный автомат – выдаются репатриантам по приезду.

Осматриваюсь. В первой комнате ничего лишнего, кроме разбросанных вещей на диване и немытой посуды в раковине, а вторая больше похожа на склад – картонные коробки и большие клетчатые сумки с вещами стоят одна на другой, оставив свободным только проход к кровати. Шкафа для одежды нет.

Злата приехала из Одессы два года назад, поселилась в Центре страны, где с социальным жильем напряженка, потому ей предоставили место в новом хостеле у нас на Севере. На мой вопрос, почему она не купит так необходимые тут стиралку, холодильник и шкаф, Злата со злостью ответила:
 - Не хочу, чтобы после моей смерти этими вещами бесплатно воспользовались те, кто тут живет!
Логично... Только государству останутся те деньги, которые сэкономлены на покупке необходимых товаров. Но старушка неумолима – ничего покупать она не будет! Что ж, хозяин – барин! Поживем - увидим!

Пока готовлю ей завтрак, узнаю много интересного о жильцах дома. Ни один человек не удостоился положительной характеристики – все злобные и нетерпимые, воровитые и крикливые. Удивляюсь, что в хостеле есть воры – таким не место тут, чем несказанно радую Злату, что нашла единомышленницу. Старушка с воодушевлением рассказывает, как после сушки белья она не досчитывается прищепок – уже четыре стащили. Я с улыбкой спрашиваю, не забирают ли белье. Ну да – трусики уже дважды пропадали, а потом их кто-то вешал обратно – размерчик, видимо не подошел.
О-оо! Это уже смахивает на анекдот или на паранойю! Перевожу разговор на книги – их много в стопочке на полу, на кровати и столе - они из библиотеки хостеля. Злата читает запоем, хотя многое быстро забывает. Вспоминает Одессу, дом, семью. Муж умер лет 10 назад, жили с незамужней дочерью очень бедно, потому и решили поехать в Израиль. За три недели до вылета дочь во время вечеринки у друзей выпала с пятого этажа и разбилась насмерть. Других родных нет.

Мне понятно, что женщина потеряла ощущение тыла, оставшись в одиночестве среди чужих, поэтому по детдомовской привычке выбрала нападение на окружающих системой защиты от всех передряг. Отсюда и чрезвычайная экономия, чтобы осталось «на черный день» - рассчитывать-то больше не на кого. Ну да эти крайности мы вместе поломаем – дай срок!

Очищаю яблоко и выбрасываю очистки в мусорный пакет. Злата бросается выбирать очистки, приговария, что я ее лишила компота – она заваривает кожуру яблока и экономит на этом сахар. Подаю расстроенной бабульке воду в стакане и выливаю остатки в раковину. Снова вопль Златы, что я ее разорю – остатки воды надо вылить в чайник! Н-даа... С такой жуткой скупостью я еще не сталкивалась! Теперь понятно, почему она хватала воздух ртом, пока я обрезала подгнившие помидоры и даже выбросила несколько штук! Нет – надо бабушку перевоспитывать! Справлюсь за пару месяцев? Попробуем!

... Проходит месяц. Постепенно Злата оттаивает. Мы много смеемся – старушка с чувством юмора и благодарно реагирует на все веселые новости и сплетни. То, что она раньше рассказывала о жильцах со злобой, теперь пытается преподнести в юмористическом ключе. Под хорошее настроение уговорила Злату сделать переборку вещей в сумках, откуда их не доставали уже два года, но складывать-то некуда! Сыграв на ее прижимистости, пугаю, что слежавшиеся вещи испортятся, и их придется выбросить, но бабка стоит на своем – шкаф покупать она не станет!
Договариваюсь с городским социальным отделом, который находит спонсора, и через неделю огромный красивый шкаф устанавливают в спальне. Злата счастлива. Мы перекладываем вещи, но выбрасывать пустые коробки старушка категорически не согласна. Все доводы, что дышать старым проклеенным картоном вредно для нее, она отметает аргументом – коробки крепкие и могут еще пригодится. Под вопль и причитания Златы с остервенением рву крепкий картон, приговаривая, что за порчу ее личных вещей она может подать на меня в суд, а вот за коробки – вряд ли, да и о ее здоровье больше заботиться некому, но все же предлагаю пожаловаться на меня в компанию и получить новую метапелет на другой день.

Притихшая Злата видит мою жесткую реакцию впервые, и ее немного пугает, что я могу уйти, как и предыдущие помощницы, а у нас уже сложилась взаимная симпатия. Я на это и рассчитывала, потому что, идя у нее на поводу, никогда не приведу в порядок ни ее квартиру, ни мысли несчастной старушки.
Еще через пару недель вахтерша сообщила, что кто-то продает маленький холодильник . Осталось только уговорить Злату его приобрести. Навешиваю на лицо радостную маску и влетаю к Злате:
 - Прекрасная новость! Все же есть замечательные люди – продают дешево новый холодильник и как раз такой, что вам подходит! Злата, соглашайтесь! Если пока нет денег, они подождут до конца месяца .(Вру, конечно, но главное – заинтересовать, а потом договоримся с продавцом.)
Не давая бабке времени сосредоточиться, расписываю, сколько мы сэкономим продуктов от порчи, перевожу в деньги и огорошиваю суммой экономии за год, уверяя о самоокупаемости холодильника в короткий срок. Ошарашенная моим словесным фейерверком, не предусматривающем пауз, Злата молча кивает в знак согласия.

- Все же у нас с Вами много общего, - самоуверенно вру я – я знала, что ваша бухгалтерская душа не пропустит такую удачу и на всякий случай договорилась, чтобы холодильник не продавали в течение часа. Если у Вас нет денег для залога, я дам свои.
Бабулька довольна приведенными аргументами и готова выложить половину суммы сразу, а остальное – через неделю. Ура-аа! К шкафу у нас добавился холодильник! Ну стиралка еще подождет с погода, а вот с внешним видом надо что-то делать...

Моя подопечная гордится своими когда-то пышными волнистыми волосами, которые сейчас неухоженной паклей лежат на плечах, потому что расческа в доме одна, но она же является закладкой в читаемых одновременно пяти-шести книгах, поэтому всегда пропадает. Уговариваю бабульку укоротить ее волосы, чтобы они стали красивее.
Женщина остается ею всегда – красивее может быть так, как в молодости, когда на лице не было морщин и любая прическа была к лицу. Я же предлагаю что-то новое, непривычное. Зная, что старушку можно «купить» только на экономии денег, говорю, что стрижка стоит минимум 50 шекелей, но я подстригу ее не хуже, чем в парикмахерской – сэкономит такие «денжищи»!
Вечером ее короткую прическу похвалили все сидящие на лавочке пенсионеры, впервые увидевшие Злату с ухоженной головой. На другой утро бабулька поделилась, что жильцы в хостеле не так уж и плохи – внимательны и вежливы. Ага! Оттаивает моя Злата!

Через полгода мы с ней купили стиральный автомат, но после стирки всегда пересчитывали прищепки и трусы, которых почему-то всегда не хватало, как казалось Злате. Правда, они потом находились почему-то в шкафу или на стуле. Нам было комфортно и весело вдвоем в ежедневные два часа общения в течение двух с половиной лет, пока однажды утром Злата не встретила меня злыми глазами:
- Я хотела бы узнать, - не поздоровавшись со мной, как обычно, и сузив припухшие после сна глазки, жестко сказала старушка, - куда вы дели мой новый носовой платок, который я привезла из Одессы? После стирки я его не нашла.
Беспечно махнув рукой, чтобы снять напряжение, я успокаиваю Злату:
 - Найдется, Вы не беспокойтесь!
Но бабулька не сдавалась:
 - Я хочу знать, куда вы его дели!
 - Ну не домой же к себе я его отнесла! Сейчас приготовлю Вам завтрак и поищем в шкафу.
 - Я перерыла весь шкаф – он может быть только у Вас!
Оп-ппа! Приехали, называется!
 - Злата, Вы хотите сказать, что я взяла Ваш носовой платок себе?
 - Не знаю, но больше ему некуда деться, и я хочу получить его немедленно!

Открываю свою сумочку, демонстрируя, что у меня нет Златиных вещей, достаю мобильник и звоню в свою компанию:
 - У меня проблема. У подопечной пропала личная недорогая вещь. Она подозревает меня. Прошу с завтрашнего дня прислать другую метапелет - я у нее работать не буду.

Платок нашелся случайно на другой день под книгой. В течение месяца у Златы сменились четыре помощницы, которые передавали мне ее извинения и просьбу вернуться. Я оказалась злопамятной...