Свидание с прошлым

Михаил Ганкин
-Привет Ганкин!
Мне Шумарова сказала, что ты приехал.
-А кто это говорит?
-Что не узнал? Да это я,Вера Насс!

 C большим трудом узнаю в этом пропито-прокуренном голосе, голос моей старой приятельницы, красавицы
и умницы, с которой меня когда-то связывала многолетняя работа на TV.

-Можешь меня поздравить, я квартиру купила, четыре комнаты на девятнадцатом этаже.
Весь город, как на ладони…
-Поздравляю, наконец, ты хоть под старость будешь жить, как человек.
-Да, у меня теперь своя комната!
-А Валера тоже с тобой?
-Да куда его девать, конечно, со мной. Ты же знаешь, что без его согласия я не могла продать старую. А он поставил условие, что хочет жить с нами, иначе он не подпишет бумаги.
А что мне оставалось делать?
Это мой крест...
У него тоже отдельная комната.
Короче, я приглашу тебя в гости и всё увидишь сам.
-Ты долго ещё будешь в Минске?
-Шестого уезжаю, целая неделя в запасе.
-Хорошо.
Я тебе позвоню.

       Вера давно развелась с мужем, но продолжала жить с ним под одной крышей.
В двухкомнатной квартире она ютилась с двумя взрослыми дочерьми в одной комнате.
 Вторую занимал её бывший муж Валерий, некогда бравый моряк дальнего плавания,статный красавец и бабник, в своё время побывавший во многих странах мира и деградировавший в последние годы на почве постоянных пьянок.
 Выйдя на пенсию Валерий от безысходности и чувства своей ненужности ударился в пьянство. Дошло до того, что он стал путать день с ночью. Однажды проснувшись в три часа ночи пошёл в магазин за очередной бутылкой и очень был удивлён, когда магазин оказался закрытым.
 Обстановка в доме была нетерпимой.
Вера с Валерием жили, как кошка с собакой.
Иногда они устраивали совместную пьянку, это вроде бы их сближало на время, но потом начиналось выяснение отношений и заканчивалось скандалом с взаимными оскорблениями. В ход тогда шла посуда и всё, что попало под руку. Скандалили из-за любого пустяка.
Они ненавидели друг друга, но тем не менее продолжали жить в одной квартире.
 Ругань и оскорбления вошли в привычку. Их даже не стесняло случайное присутствие, во время скандалов, в доме посторонних людей.
Агрессия особенно проявлялась после выпитых первых ста граммов водки.
Никто никому не уступал.
Всё это происходило на глазах у детей и, естественно, отразилось на их воспитании.
Они были предоставлены сами себе и все свои университеты прошли на улице.
 Старшая дочь Ольга,не будучи замужем, недавно родила ребёнка, и Вера души не чаяла от счастья,что у неё появился внук.
-А что толку с этих мужей - оправдывала она дочь - вот посмотри на моего, нужен ли ещё один бездельник в доме?
-Мужики сейчас пошли, так и норовят пристроится на чужую жилплощадь, мало того ещё умудряются сесть на шею.
- Родила и молодец.
Для постели всегда найдёт, было бы желание.
Рождение внука сподвигло Веру на эту квартирную "авантюру".

 Младшая дочь Таня, некогда фанатка Бориса Гребенщикова и его "АКВАРИУМА", катавшаяся по просторам бывшего СССР вслед за гастролирующим ансамблем, так и не остепенилась, продолжая свои поездки, то в Москву, то в Питер, то ещё куда нибудь.
Ни семьи, ни профессии, ни денег.
 Вот и приходилось Вере решать все семейные вопросы самой.
Появился внук и в одной комнате стало тесно.
 В свои 55 лет, она решилась на покупку квартиры, кредиты за которую придётся выплачивать её детям, так как у неё не хватит жизни, чтобы за них рассчитаться. Денег полученных за продажу старой квартиры, едва хватило на первоначальный взнос.
       За несколько дней до моего отъезда, мы договорились с Верой о встрече.

 Хозяйка с гордостью водила меня по пустой огромной квартире с длиннющими коридорами и маленькими комнатами.
 Планировка оставляла желать лучшего.
-Наверно немалых денег стоит? – спросил я.
-Да, продали нашу старую, ещё два кредита взяли и вот….
А как жить дальше? Пенсия мизерная, ЭТОТ (она имела ввиду Валерия) свою пропивает. Но я ещё работаю! Держат пока на студии. Вот продлили контракт до конца года...

       ...Я смотрел на её лицо, лицо стареющей женщины,ставшее почти бурого цвета от алкоголя и сигарет.
 Было видно, что она давно уже не пользуется косметикой.
 А когда-то, лет этак "надцать" назад, режиссёры нарасхват приглашали Веру в свои программы.
Как мастерски вела она разные по жанру передачи!
Она была звездой восьмидесятых!
Что стало с человеком...

 Из соседней комнаты появился заспанный Валерий:
-А,Ганкин, привет!
Какими судьбами?
Вера говорила, что ты приехал…
Ну, как там жизнь у вас в Германии?
А ты хорошо выглядишь... и одет... настоящий бюргер...
-В Германии по-разному... А как ты?
-Да вот, всё болит. Руку поднять не могу. Поясница болит, голова чугунная... А ЭТОЙ, (указывая на жену)- этой всё равно.
Хоть сдохни…
-Да скорей бы ты издох… Всех нас до печёнок достал.
-Во–во слышишь? Вот с кем я живу.
-Ребята, но хоть при мне вы можете не ругаться? Или я уйду.
-Сиди Ганкин.
-Он уйдёт, а ты останешься.
-А где девочки? Чтобы снять напряжение спросил я.
-Поехали в Крым и малыша с собой взяли. Деньги кое-какие остались, собрала,вот я и отправила их в Крым.
-Ну что, давайте выпьем.
-Давай Веруня за тебя, за твою выносливость.
-Ладно Ганкин, мы люди закалённые. Тянем лямку... (на этих словах она расплакалась).
-Не надо Веруня, всё хорошо... Вот квартира новая - успокаивал я её.

  Потихоньку осилили несколько бутылок водки.
Валерий трясущимися руками наливал себе сам и выпивал не закусывая.
Когда мы с Верой выходили покурить, он пользуясь моментом, быстренько наливал себе и выпивал.
 Я делал вид,что не замечаю, как "испаряется" водка в бутылках.
В основном, я общался с Верой.
Она пила наравне со мной и не пьянела, в отличие от её мужа, который быстро опьянев, кряхтя и что-то бормоча себе нос отправился спать.
Разговор не клеился.
Вера жаловалась мне на судьбу, на жизнь, на здоровье.
А мне поскорее хотелось вырваться из этой душной, неприятной атмосферы.
 
С невесёлым чувством я покидал этот дом.
Вера вышла меня провожать.
-Не понравилось тебе у нас? - Спросила она.
Чтобы успокоить её я пытался что-то говорить, как бы оправдываясь, хотя
прекрасно понимал, что вряд ли ещё мне захочется сюда прийти.
 Разве что ностальгия...

P.S.СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ ВЕРЫ ИВАНОВНЫ РОПОТ(НАСС).