Байка про Мусю

Олег Михайлец
(серия «Байки старого космонавта»)

Давно это было. Лет пятнадцать назад, а может и все двадцать. Тогда искусственный интеллект пятого поколения как раз появился. Везде трубили, мол, наконец-то машина стала умнее человека. Ну, умнее и что? А души так и не появилось у них, сплошная имитация. К делу с душой надо подходить, не всегда ведь по логике действуешь, иногда и смекалку приложишь и чувствам поддашься.

Я в тот раз должен был к Альдебарану лететь, одному коллекционеру редкие марки доставить. Моё дело маленькое: договор составлен, в кассу оплатили – лечу. А что там клиент заказал, бегемота или марки, меня не касается. Дали времени две недели. Подлет к складке пространства, скачек, перелет к следующей. И так три раза. Должно хватить, может даже пару дней в запасе останется. Космос – он непредсказуем, сами знаете, накладки бывают.

А я как раз из отпуска вернулся. На планете Нью-Гаваи был. Две недели в раю. Массажистки там просто обалденные. У них всего по четыре, чего у нас по два: и рук, и ног, ну и всего прочего. И массаж голые делают. Зрелище я вам скажу незабываемое. У меня там с одной даже романчик небольшой закрутился, уже бросить всё хотел, и остаться, но потом опомнился. Плакала, конечно, когда прощались, как без этого. Ладно, это я так, отвлёкся.

Захожу, значит, в свой родной корабль, кричу "Здорово, Федька, старый ты хрыч". Искусственный интеллект корабля Федькой назвал. Усердный парень, я вам скажу, был. В навигации и управлении кораблём асс высшей пробы, а вот по жизни немного туповат. Зато и пиво охладит до нужной температуры, и свет приглушит, если мне вдруг задремать вздумается. Книжки вслух читал, да с выражением. Что ещё надо одинокому капитану в бескрайнем космосе? Не о тонкостях же женской психики с ним беседовать.

Крикнул, значит, а мне в ответ нежный женский голос "Здравствуйте, капитан. Вы опоздали на две минуты. Рапорт руководству отправлен". Я так и сел. Это значит, пока усталый космонавт отдыхал от трудов праведных в далеких галактиках, эти … эээ … умники из службы сопровождения новую версию тихонечко подсунули. И не сказали ничего. А сейчас уже поздно, трап подняли, люк закрыли. Лети мол, авось сладится-слюбится. Короче, делать нечего, полетели.

До первого прыжка толком не разговаривали, только дежурными фразами обменивались, вроде как приглядывались друг к другу. Девка, как назло, попалась идейная, всё строго по уставу, никаких отклонений. Из прыжка вышли – голова трещит, мутит всего, приборы орут, мол, метеоритный поток прямо по курсу. Эта, идейная, молчит, я её костерю по всякому и от метеоритов уворачиваюсь. Через час где-то поспокойнее стало, сделал диагностику системы – ба, а девка-то в обмороке. Перезагрузил, конечно, кто же будет маршрут прокладывать. Хотя была мыслишка восстановить Федьку из резервной копии вместо этой цацы, только не хотелось рисковать вдали от дома. Мало ли, вдруг не получится.

"Эй, Муся, хватит спать", говорю. "Капитан, моё имя МС-2346843684а, прошу обращаться по уставу". Вот так вот, ни больше, ни меньше. "Да я такое имя и не выговорю. Как командир корабля нарекаю тебя Мусей и приказываю отзываться на это имя по первому же обращению". Слышу, хмыкнула, но промолчала. Только контрольные огоньки на панели нервно задёргались.

Думаете, им голоса просто так даются? Как бы не так. Мне Витька, не помню как фамилия только, ну, из программистов наших, рассказывал. Они каждую программу собирают как в конструкторе из кубиков-кусочков. Берут наугад, складывают и смотрят, что получилось. А кусочков этих видимо невидимо и все разными людьми написаны. Специально много сделали, что бы у каждой искусственного интеллекта какое-то отличие от других было. Да и надежнее так. Скажем, один программист ошибся в подпрограмме навигации, при тестировании не выявили и всё, застрянут корабли в космосе один за другим или улетят неведомо куда. А так один только застрянет, и его другие спасут.

Так вот у них тест специальный есть. Нет, их конечно много и все жутко специальные, но на половую принадлежность один. Как только они программу запускают, то сразу смотрят, что она делает. Если начинает память и характеристики проверять, носители шерстить – точно мужик. А если сначала лампочками помигает, внешние устройства проверит, модуль коммуникации запустит – девка. Тогда уже под конкретного космонавта, уже после проверки на совместимость, тембр подберут, и приятный, и на голос знакомых не похожий.

Так и летели дальше, я ей «Муся», да «Лапочка», а она мне «Капитан» и «Согласно статье номер такой-то устава…». Второй прыжок она уже получше перенесла. Прямо перед прыжком себя в спящий режим отправила и после проснулась по таймеру. Похвалил, конечно, за находчивость, Федьку-то насильно приходилось отключать – он боялся не проснуться. А она даже не фыркнула в ответ. Опять что-то про устав отчебучила.

Вот как раз после второго прыжка со мной оказия и случилась. Нью-Гаваи прекрасная планета, но слишком уж стерильная. В смысле микробов. Еще, мне так кажется, они что-то в коктейли подмешивают. Обычно ведь как – прилетел, какой-нибудь местной гадостью обязательно переболел, даже не смотря на прививку. Прыщи по всей морде – это по молодости у меня на любой планете были первые три дня. Акклиматизация, черт её возьми. Сейчас пообвык уже. А на Нью-Гаваях этих даже не чихнул ни разу. Будто домой попал. Всё хорошо и прекрасно.

Из прыжка вышли, проверили корабль – всё в норме. Муся курс просчитала – к следующей, последней складке подойдем только через восемь часов. Ну, я и решил немного расслабиться. Как раз бы времени хватило, да еще и на немного вздремнуть, пару-тройку часиков, оставалось. Или зря пару ящиков пива заказал на борт доставить перед вылетом? Охладил как надо, налил себе бокальчик – наслаждаюсь. Только не долго всё это продлилось. Подозрение закралось после второй бутылки – не мягко как-то ложилось. А третью даже допить не успел.

Не знаю, какой там сейчас галактический рекорд на сто метров, но я его побил раза в два. Слава богу, успел. А иммунитет за время отдыха ослаб и при первой же проблеме забился за селезенку и на спазмы организма никак не реагировал. Выпутывайся, мол, сам. Там, в комнате раздумий, я и прыжок пережил. Первый раз в жизни десять световых лет на унитазе пролетел. Простите уж за интимные подробности.

Когда выполз почти зеленый в рубку, меня встретила гробовая тишина. Посмотрел где мы, сверился с маршрутом. Батюшки, да мы в сторону улетели лет на 5. Световых, конечно. Пока костерил всех, от наших программистов до хозяев Нью-Гаваев с их приколами, Муся подала голос. Специально еще железных ноток добавила, зараза. «Согласно галактическому закону об эпидемическом благополучии вы, капитан, как носитель инфекции неизвестного происхождения, должны быть уничтожены вместе с кораблем подальше от населенных планет. Согласно кодексу чести космонавтов капитан корабля, покинувший рубку на время прыжка, приравнивается к дезертиру и аннигилируется без суда и следствия».

Вот именно тогда и появились у меня первые седые волосы, ребятки. В наступившей тишине казалось, слышал, как отдельные атомы стукаются об корпус корабля. Столько мыслей пролетело за эти минуты. А потом Мусю прорвало. Слезы из панелей не текли, конечно, но рыдала она по настоящему. Оказалось, по счастливой для меня случайности, половину из её модулей написал один человек – философ-программист Ван Мо чего-то там (за рыданиями не расслышал). Он даже на улицу не выходил, чтобы случайно не раздавить жучка или не проглотить мушку. Типа, господь дал нам всем жизнь, и только он её может отнять. Вот на этом Мусю и переклинило. И инструкции выполнять надо и философия не позволяет.

Я сразу так зауважал эту философию. Даже слово себе дал: как только начну в старческий маразм впадать, сразу начну её проповедовать. Мусю успокоил, как мог. Подлечился и снова в путь. Долетели нормально, опоздание на метеоритный поток списали, дело вполне обычное. Записи, конечно, стёр все. И мне спокойней, да и Муся не комплексует. Конечно, доставала она меня потом. Мы же ещё лет десять с ней летали. Метеориты принципиально не уничтожала, вдруг там бактерии какие или мох растет, уворачивалась только. На планеты садились, только когда она убедится, что никого не прихлопнет всей мощью корабля. Да я, если честно, сильно не заморачивался. У всех нас свои тараканы в голове. У неё хоть безобидные, и на том спасибо.


Вот так вот. А на Нью-Гаваи я, ребята, больше ни ногой. Чего и вам всем советую.