Изделие

Михаил Древин
       Дочери моей Керен в день её восемнадцатилетия.

       Как и тысячи раз прежде, в течении тысячелетий, вновь встретились на их любимой западной террасе Верхних Садов архангел Психолос, один из создателей Души человеческой, и Толкователь, святейший Амен.
       - Рад вас видеть, мой преосвященный Амен!.
       - Я, признаюсь вам, тоже искренне счастлив встрече с вами, дорогой мой Психолос. Я искренне радуюсь, что наши дискуссии лишь скрепили нашу дружбу. Однако, друг мой, вы уставший, чернота кругами на челе вашем...
       - В прошлый разговор мы остановились с вами, милостивый государь, что за богатыми на события последние тысячелетия, мы подзабыли причины, подтолкнувшие нашего Господа к решению создать человека.
       - Дорогой Создатель, можно посмотреть Хроники Деяний Бога, но нам с вами более важно место этого создания в современном мире.
       Отсюда, с западной террасы, где парили архангелы, они любовались плывущей, освящённой восходом Землёй, покрытой водой океанов, причудливо изрезанной береговой линией, с лесами, горами, городами - построенными их главным детищем – человеком; уже миллионы лет волнительно предстоящая перед пророками, всегда вдохновляющая, то пасмурная, то светлая и постоянно новая.
       Психолос задержал взгляд. Открылась панорама большого города, - с громоздящимися, подпирающими небо зданиями. Нью-Йорк – как называют его земляне Ещё недавно выступали среди них две башни. В библиотеке Верхних Садов архангел видел их последние минуты глазами террориста, направившего на одну из них самолёт. Архангел прокручивал и прокручивал эти последние мгновения, пытаясь понять, изучить и найти нечто неуловимое - ещё неизвестное, объясняющее неслыханное преступление.
Только злорадное торжество да вера -”Именем Аллаха”- , что им движет Господь, - какая чудовищная ересь, задурманенная в его голову Толкователями, и их земными последователями; смертельный страх последнего мгновения; видение матери, простившей его...
       Иголками пронзают запретные думы: почему Он, всемогущий, не отвратил, не отклонил в сторону, не проклял, не превратил Каина в соляной столб..
 В коридорах Небесной Канцелярии, в разговорах Главных Создателей, среди приближённых Его и советников уже давно витали, а теперь окрепли разговоры и мнения о несовершенстве их разработки, в необходимости её модернизации. Среди интересантов, подхалимов, среди молодых, самоуверенных ангелов, в честолюбивом зуде желающих потеснить выдохшихся, как им кажется, Создателей, те, кто создавал, ныне очень волновались за судьбу их любимца.
Теперь вот создали комиссию по расследованию человекопригодности, и все ждали Божий Собор, дату открытия которого тщательно скрывали, боясь, что просочится известие на Землю, и очередной прорицатель протрубит конец света.
       - Вы утверждаете, многоуважаемый Амен, что, основная неудача Изделия основывается на некоторых его свойствах, а именно, вы настаивали в прошлой нашей беседе, это приданная ему свобода, противопоставленная Вере, послушанию и коллективности. Это утверждение вызывает моё категорическое возражение.
       - Сударь, вы знаете, мне повелено заседать на Суде Божьем..Чего наслышался я там, чего навидался - сколько накопилось у людей зла, преодолевшего критическую массу, чтобы взорваться самому и разнести с клочья мир; какие Авгиевы конюшни ненависти; грабежи, войны, разврат..: это наша боль, забота наша- всё возникло из-за вашего желания придать человеку нечто, присущее только Богу: разум, индивидуальность и зло это удобрилось на вашей пресловутой свободе.
- Дорогой Психолос,- продолжал Амен- имеющий глаза, да увидит: человечество всё менее управляемое нами, всё менее послушное, всё меньше остаётся в нём Веры. Люди создают себе новую религию - те взорванные башни, стоявшие там, - взмахнув правым крылом, Амен указал на уплывавшую панораму,- были храмами их нового единого божка. Мой просвещённый друг, вы видели эти залы с бегущими цифрами во всю комнату и на маленьких экранах, исступлённых людей, находящихся там, орущих, жестикулирующих, кричащих в телефоны, смотрящих на светящиеся экраны-свои молитвенники, - это массовая медитация перед их идолом.
Наши точечные воздействия, наши посланные в мир сигналы не возымели, не воспели, как когда-то вскричали иерихонские трубы. Страх от посланного нами СПИДа не спас людей от разврата.

Он - шахид и ему был обещан рай. Психолос хотел говорить с ним. Исполняя долг, Архангел спустился в Надтвердие, как теперь называли рай, где издавна жили Адам и Ева, теперешняя обитель семью семь миллиардов достойных.
       Психолос искал шахида, бродя среди горбатых, когда-то малахитово-зелёных холмов, ныне покрытых рыже-серыми, с тысячелетней пылью неухоженными деревьями,- где уж там найти среди этого рая ту вожделенную яблоню, с надкусанного плода которого мир познал Добро и Зло - плоды уже давно сбиты и съедены, а растения стояли со сломанными ветвями. Не всех взял Бог, только избранных. Избавленные от бренных тел, от земных болячек, души людские оставались старыми, и встречаемые – а многих он знал, они кланялись ему в ноги, он улыбался им, и, кто нуждался, утешал их, а когда он гладил их, они старались коснувшись, принять тепло его ауры.
Он видел, сцепившихся Торквемаду с цадиком, выясняющих уж какой век истинную веру: Торквемада дёргал цадика за пейсы, а тот в исступлении плевал ему в лицо.
       - Разойдитесь! - Повелел владыка и они столбами, поражённые ненавистью, застыли, пока не уведут их близкие.
Молодой солдатик, новенький, внезапно, отчаянно, словно от взрыва, подпрыгивающий, привлёк внимание апостола.
- Откуда ты?
- Из Чечни.
- Мир душе твоей!
Архангел увидел шахида, сидящего в бассейне и девственницу, одной рукой льющей ему на голову воду из кувшина, а другой - взбивающей на волосах пену, а шахид, разомлевший, строил пенные замки на её сосках, и рассказывал в сто который раз про свой подвиг, про божеские награды и про мелких людей, которых он так легко сокрушил. Ему уже не нужен был бог, и глаза его были слепы для бога. Однажды серафим Влас, настоятель Надтвердия, сокрушался в Небесной Канцелярии:
-...Превратили Надтвердие в публичный дом. Люди ропщут - контингент, знаете, в основном набожный. Подай каждому по семьдесят две девственницы. Где их взять столько? Дайте мне ресурсы - тогда всех обеспечу...
       Некто из херувимов слышал как с упоением, с сальными, неприличными его сану, подробностями рассказывал Влас молодёжи про оргии шахидов.
Знал Психолос, как и все архангелы, что у Власа рыльце в пушку, что снабжает кой-кого в Надтвердии запретными алкоголем и наркотой, доставляемыми контрабандной из Земли падшими ангелами или вознёсшимися. Но никто лучше Власа не мог утрясти постоянные конфликты между обитателями.
Чтобы успокоить душу, завернул архангел к матери Терезе. Обрадованная доброму другу, она перекрестила его, и вместе с Психолосом продолжила утешать маленькую девочку, вознёсшуюся в одиночку в автомобильной аварии, глотающую слёзы и зовущую маму.
Потом по земной привычке угощала его мать Тереза свежайшим индийским чаем с малиновым вареньем.
- Может, ты слышала что-нибудь про папский заговор, - всё упорнее ходят слухи о нём.
- Говорят что-то, но у меня только дел, как слушать: столько жаждущих, обездоленных, столько горя! Там, на несовершенной Земле, у бедных оставалась Надежда, а здесь!?-Бог рядом где-то, но Вы так редко спускаетесь сюда.
       Видел? Влас развесил объявления, что пестрят сейчас на каждом стволе: “В Эдем срочно требуются садовники“. Знаешь, всегда пытаются обойтись косметическим ремонтом. Не садовники нужны, а врачеватели., На земле, как говорили, грешной молились мы за спасение душ, а здесь, на небесах обетованных? в тени Храма Божьего, мы по привычке молимся и живём по привычке.
Что я слышала, то мутит воду Савонарола. Многие из пап недовольны здешними и нравами и порядками, и что в раю все вместе: и христиане, и иудеи, и мусульмане. Да на Земле и почёта, и власти у них было несравнимо больше. Вот и ищет он среди них радетелей за чистоту Дома Божьего.
      
      
       Амен доверительно прислонил свою голову к лицу Психолоса. Их нимбы объединились в один венец. - Мы послали в мир Христа, чтобы спасти людей, дать им Добро, чтобы оно стало новой религией землян, объединившей их, что отведёт человечество от гибельной череды войн... Психолос со времён Созидания, когда был один дружный коллектив, считал себя, как и всех Главных Создателей, приближённым к Богу, единомышленником его, и хотя теперь он уже не мог запросто, как когда-то, пройти к Господу, а вынужден, как все, преодолевать удлиняющиеся бюрократические препоны в выстроенном бесконечном здании Небесной Канцелярии, сейчас неприятно открылось, что принимались судьбоносные решения по его номенклатуре продукции, а он в неведении.
       - Люди, в большинстве отвергли учение Добра, как зарождаясь, умерли и ещё много раз умрут сходные идеи землян в отдельно взятых странах. Причина не в учениях и не в идеях. Люди грешат, поскольку корень проблемы в их природе. Да да, милостивый государь, ваше триединство души: личность, свобода, разум - вот они источники смуты.
“Грешат люди, грешат. Дарим им мы сто двадцать, живут они от силы восемьдесят.. Грешат.”
-...В таком сложном изделии даже нам невозможно всё заранее продумать и предвидеть. Потому и нужна операция, что беспомощна терапия.
       Амен уверенный, парил на месте, лишь слегка покачиваясь, чуть заметно шевеля перьями, его нимб сегодня почти не светился. Пух на его крыльях давно пожух, но был аккуратно причёсан и не висел, как у Психолоса жалкими клочьями.
       Сменяются столетия, рождаются и уходят люди, города, народы, страны, раздвигаются континенты. Уходят в прах культуры, цивилизации, угасают или взрываются звёзды, чтобы на их осколках, из их праха появились или возродились новые миры, народы, учения. Старые истины становятся почвой для новых, и сладкое прокисает - мир усложняется и ускоряется..
Был мир тёмен, беззвучен, застывший. И создал Бог, изобрели Создатели Время, закрутили, завели маршевые двигатели Вселенной, макродвигатели звёзд, нанодвигатели атомов. Сменялись эпохи и эры. Божественное Конструкторское Бюро разрасталось, усложнялись разработки. Родилась мечта: создать чудо, что с первого, да и второго и третьего взгляда казалось невозможным, не подчиняющееся никаким вероятностным законам: создать нечто подобное Богу, но только в массовом производстве. Как написали Толкователи в Земных Священных Книгах “И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его... И был вечер, и было утро: день шестой.”
      
       Психолос ясно помнит этот яркий шестой день, эти бурные столетия создания: раздумья, сомнения, внезапные вдохновения с трепетным зудом созидания, безжалостные бескомпромиссные споры с теми, кто сегодня единомышленник, ту удивительную смесь из всемогущей гордости и беспомощного отчаяния, и труд, труд, тяжёлый труд.. “По образу Своему”- Сколько стоила крови программистам, генетикам описать алгоритмы и коды только репродукции и смерти!..
       Вдруг становилось ясно, что не зряшными были бессонные ночи, что воплощаются мечты, и тут же возникали новые горизонты и ты старался, поднимая планку, дотянуться до них, приблизить детище до образа Творца.
       Есть ли ошибка? Сколько раз за недолгую историю человечества Психолос задавал себе этот вопрос. Многократно перепроверяя себя, архангел долгими часами рылся в библиотеке Верхних Садов. Нигде, ни в генетическом коде человека, ни в программах функционирования мозга, определяющих социальный статус и сосуществование - нигде не был заложен алгоритм самоуничтожения.
       - Сакральный учитель, я не хочу утомлять Вас техническими подробностями, но должно быть вам ясно, что "по образу Божию" подразумевает не столько физическое сходство, а более сравнение ума, души и духа. Поверьте мне, сударь, что самым совершенным средством развития Разума есть принуждение к постоянному выбору вариантов, чем и является Свобода.
       Всегда удивляло Психолоса в творении божьем неисчерпаемость. Казалось бы всё предписано, и стройно выстраивается в логическую схему, и череда обстоятельств не может воспрепятствовать указанному пути, но выбор человека так часто ошеломляюще неожиданный, интуитивный, и череда событий сплетается в горбатую , извилистую всегда уникальную сеть, называемую судьбой, совсем не объясняемую причинно-следственными связями. Слаб, несовершенен человек, так часто совершает ошибки, но сколько чудесных открытий подарили земляне небу. Искренне радовался архангел, когда видел, входящие в священный обиход творения людские. Вот и у Амена подвязанный шёлковой лентой висит на шее сотовый телефон. Ведь, и в самом деле, так удобно общаться, не растрачивая понапрасну душевную энергию. Но многие среди толкователей долго считали эти игрушки исчадием дьявола. Сам Амен сейчас не признается, что когда-то насаждал людям взгляды, что земля плоская и держится на трёх китах.
       Однажды обожгла Психолоса шальная мысль: гений земной будет пожалуй достойнее, ближе по духу к Богу, чем иной из ангелов.
       Человек сейчас в опасности. Психолос обязан встретится с Творцом.

       Неожиданно быстро, несмотря на все нынешние бюрократические препоны, устроилась встреча. Психолос летел по бесконечным коридорам и люкам. Любой страж здесь был ближе и главнее Главных Создателей. С нарастающими светом и звуками флейт, с усиливающимся благоуханием розового масла, трепет охватил его всего, прорвал его оболочку. ” Ликует музыка и свет, затмивший факел мой, с огнём его я нёс мольбу не трогать человека..”
       Творец скрестив над старым другом крылья, вывел Психолоса из обморочного забытья, он снова был рядом, радостные дружелюбные глаза изучающе сканируют, и ты весь на духу. Аура бирюзовых цветов Господа спокойна и стройна, без сполохов и протуберанцев.
       В мгновение оказались они на берегу моря. Штормовые волны грохоча разбивались о красноватые кручи, поглощая белую полоску песка. Горько-солёная водяная пыль мочила им ноги, пропитывала крылья. Ещё сохранились на Земле дикие райские уголки, куда можно убежать от пресной пресыщенности Верхних Садов.
       - Хотелось мне подышать вместе с тобой тем воздухом, что дышали мы во время созидания.
       Эти внезапные перемещения так здорово помогали им тогда. Может быть, в этом уголке мира Логан, Создатель Разума, внезапно придумал интуицию. Как он тогда радовался, как ребёнок летал со скалы на скалу, светясь от радости.
       - Знаю, что тебя привело ко мне..,- Господь выдержал паузу – Смотри, ты видишь те глыбы?- Он указал перстом на груду скал, торчащих из воды и песка.
       - Был момент, что уже не было сил. Расшалившихся детей, бывает, хочется приструнить и не можешь. Вот, чтобы отвести гнев, куролесил я здесь, благо, никто не зрел, и ни кому в пустынном месте повредить я не мог. Человек то – он ведь капризный ребёнок, самовольный, непослушный.
       - Я помню, твой немой укор, почему я не превратил террориста в соляной столб. Как больно видеть мне ежедневно детские слёзы, плачущие от зла, от горя, голода, или от боли, или глядеть в тревожно обращённые в небо глаза, не меня ищущие, а изучающие, не за ними ли охотятся самолёты с ракетами.
       С силой неожиданно взмахнул Господь крылом и возникшая огромная волна, как цунами, обрушились на скалы, и, отступив, унесла с собой каменные осколки. Мириады пузырьков воздуха устремились из глубин к поверхности, где взрываясь умирали.
       - В толще этих скал веками капля к капле, камень к камню накапливается до предела невидимое до поры напряжение и внезапно вырывается разрушающей всё кругом энергией. Гибнут люди, много людей и ищут они в земных катаклизмах, чем они прогневали Бога. . Вселенная, наполненная противоречиями, с каждым веком всё сильнее напряжена; в мире людском мне всё труднее предотвращать смерч вырвавшихся напряжений в человеческих отношениях. Всюду всё больше ропщут: в Верхних Садах, на Земле, в Надтвердии. Слышал , ведь, про папский заговор? Толкователи требуют коренных изменений. Их пугает, что Человек вырывается из под контроля. Я, как Правитель Мира, обязан заботиться о равновесии Свода. Бездействуя, мы умножаем напряжённость.
       Вскоре мы проведём модернизацию изделия. Сейчас стал человек слишком тучен, близорук, ныне нет причин в таком большом запасе прочности механизма репродукции.
       Лишь чуточку коснётся наш скальпель души. Только зашьём в генетический код алгоритмы поведения ,что зовутся “десять заповедей”, и мы успокоим всех и выиграем лет триста спокойствия в Своде.
       Словно вспомнив ту старую дружбу, что сохраняет нас молодыми и превращает в богатых Господь кружился над головой Психолоса в радостном танце, делясь заповедным.
       - Хотя и грех говорить нам с тобой об возрасте, но поверь мне, старому деду, что все цивилизации гибли не столько от катаклизмов, столько от пресыщенности. Всё даётся один раз. И Книга Книг написана однажды, и Песнь Песней всего одна. И мокрым туманом, просвеченным розовым рассветом ты поражаешься лишь один раз. Настоящую любовь я шлю людям один раз, и кто сохранил, тот счастлив.
       А потом гоняются люди за утраченным: за счастьем, за здоровьем, за дружбой, за талантом, ищут новых впечатлений, разгоняющих обыденность, но уже всё когда то было по настоящему, и обращаются люди к детям своим, сменяется цикл круговорота. Так и государства, богатея, всё больше требуют удовольствий, чужой рабочей силы и мозгов из бедных стран, а бедные- те молят меня о счастье, о счастливом билетике, о лифте, что вознесёт их в высшее общество. Как заблуждались земляне, мечтая о золотом веке, когда не нужно будет заботится об хлебе насущном, и можно посвятить всего себя искусству, науке. Где же та россыпь Энштейнов, Пушкиных, Шекспиров?
       Я всё явственнее ощущаю, как мир покрывается кладбищами, вдыхаю их тленный запах. Ты чувствовал его, находясь в Надтвердии- ведь оно тоже в реальности превратилось в кладбище душ.
       Эта цивилизация уже перешагнула половину своего пути, и я опять думаю о будущем. Есть хорошие наработки и идеи. К примеру: новые органы чувств и связи, использующие радиодиодиапозон, новые лёгкие материалы для крыльев и костей. Не все они жизненные, но наши новые образцы обязаны быть надконкурентны. Мы впитаем также лучшее, что создало человечество, но их роботы никогда не смогут соревноваться с нашим изделием. Но больше волнуют меня не возможности, а совершенство, и я снова набираю команду и предлагаю тебе, Конструктору Души, без промедления вовлечься в работу, дерзай, создавай...
       Творец делился планами и идеями, говорил о новом коллективе. Словно от кожуры неспелого грецкого ореха свело уста в слово “Нет”. Господь новым назначением отстранял его. Перевести в подсознательное оригинальные, как отпечатки пальцев алгоритмы поведения – значит уничтожить паутинки связей, что ткёт человек всю свою жизнь, зазомбировать его.
       Сильным полем Бог сдавил Психолоса. Спокойным, чуть усталым, добрым голосом изрёк: ”Так будет лучше для мира.”
       * * *
Девятого июня 2014 года, почти на четыре с половиной года позже запланированного срока у всех рожениц планета Земля родились вроде бы с виду обыкновенные дети..Что с этого вышло? Поживём, увидим.
      
       26.05.2004