Тренер по плаванию, или Прыжки в высоту

Эдвард Фришер
Тренер по плаванию, или Прыжки в высоту

  Предгорья Кураминского хребта.На них, как клубника, растут дома Шахтерского поселка.Вначале появляется усик - дорога, проделанная бульдозером. Коричневая от глины, она контрастно отличается от зелени травы. Дорога заканчивается ровной площадкой, словно кто-то откусил от склона кусок горного мяса.Затем возникает фундамент и дом.
 
  В те времена дома строили быстро - глинобитные, большие, но одноэтажные, - из-за сейсмичности, за год более тысячи толчков в один - три балла.Как по волшебству, они появлялись то справа, то слева - глядишь, и опять вытянулась улица!!

  Наш дом - тот самый, что повыше от дна ущелья, где бежит Джигиристан-сай, горная речушка. Метров четыреста по склону горы.Если залезть повыше, то видны все поселки нашего города Ангрена.
 
  Как пробор на зеленой прическе, тропа идет высоко в горы. Даже пацаном я ходил далеко…
Видел зайца-талая, лису-корсака, кекликов, орлов, заросли арчи, алычи, барбариса. Пахла и пугала тишина, ни одной живой человеческой души.

  Нас у родителей пока пятеро, я старший - не до меня, есть карапузики, сосущие грудь или только начавшие ходить.

  Тропинка в горы не имеет конечной длины. По ней гоняют стада баранов в пределах четырех – пяти километров. Пыли там по щиколотку, она горячая днем - не устоишь.Дождей летом нет. Из кустов шиповника на тропу выползают змеи и греются.Когда я иду, они бросаются в траву и скользят в кусты, в скалы. Инстинкт и мысли: "Раз убегают, значит, боятся",- не раз бросали моё глупое тело в погоню.Правда, знал - брать руками можно не всех.

 Желтопузиков - можно.Они были длиной до ста двадцати сантиметров, светло- и темно-коричневые, более светлые на пузе. Очень сильная змея, двумя руками не удержать.
Шиком считалось принести желтопузика в школу, пугать всех на перемене, а на уроках держать змею за пазухой и потихоньку от учителя показывать одноклассникам.

  Нет, в школу я их не носил, боялся наказания и неприятностей для родителей. Домой тоже нельзя - мама брезгливо к ним относилась и побаивалась, да и малышей полно.Но мне, растущему без сверстников и советчиков, хотелось победить свой страх, хотелось гордиться собой, поэтому я их ловил, клал на шею, отпускал и вновь ловил.

  Когда звали домой обедать, я отпускал желтопузиков в заросли шиповника или траву. Кушать хотелось всегда. Лазание по горам сжигало всякий намек на жир, аппетит был отменный, съедалось все, что давали. В горах же поддерживали алыча, боярка желтая и красная, барбарис, переспелые плоды шиповника.

   Жара бывала неимоверная - находясь дома все время, то и дело просил маму или папу облить меня из шланга, а в горах бегал на родник облиться и попить.Отец сумел привезти шахтную вагонетку без колес домой, врыл ее в землю, отмыл, заполнил водой, и у нас появился бассейн - роскошь по тем временам.

   Как-то утром , привязав козу на склоне горы пастись, я пошел по тропе вверх , чтобы привычно смотреть на панораму города, угольного разреза, на гору Басмачку и на снеговую шапку Чаткальского хребта. Это было доступное и самое любимое занятие, конечно, после футбола. В тот день на тропинке я нашел трех желтопузиков, греющихся на солнце, и поймал всех, довольный собой.
 
   Солнце уже давно превратило меня в негра, а в тот день, очевидно, решило сделать из меня шашлык. Захотелось облиться водой.Родник или вагонетка-бассейн??Решил пойти домой, тем более, уже скоро обед. Желтопузиков взял с собой, интересно, они будут плавать?

   Положив одного на поверхность воды, я продолжал удерживать его. В другой руке, вырываясь, извивались ещё две змеи. Попробовал отпустить пловца, а он утонул. В этот момент один желтопузик вывернулся из руки и поскользил по огороду в сторону горы. Что делать?Доставать утопшего или догонять сбежавшего? Догонять не стал. Стал пробовать оставшегося желтопузика на умение плавать. Тонет, но руки были свободные, и я успевал его подхватывать. Повторил с десяток попыток - безуспешно.

   Для меня это было странно, ведь на рыбалке множество змей-водянок ( так мы их звали), они плавали просто здорово, да и под водой могли быть долго.В этот момент вышла из дома мама и позвала на обед. Боясь наказания, я отпустил змейку в воду, так что мама ничего не заметила.

       Еда - дело святое, уплетая обед, я забыл о своих ныряльщиках.Сестра Лиля вышла из-за стола первой и первой оказалась во дворе. Участок у нас был сорок метров на шестьдесят. Отец забетонировал площадку перед домом метров пять, далее шел сад, в котором и разместилась вагонетка.

       «Аристократка» Лиля, пока все обедали, решила искупаться.Когда мама, отец, сестренки Ира с Таней и я вышли во двор с кухни, мне стало не по себе: Лиля в вагонетке!
Я буквально онемел от ужаса, а Лиля крикнула нам:

- Кто тут шлангов набросал? - И подняла обе руки - в каждой по змее!!!

  С диким визгом она отбросила их в стороны и, не держась за края вагонетки-бассейна, выпрыгнула, а глубина там более метра!!

  Следствие было недолгим. Сестрёнка дрожала от пережитого ужаса и ничего не говорила. Потом заплакала.Папа снял ремень. Он держал меня за руку и хлестал по месту, противоположному голове, я циркулем вертелся вокруг него. При этом мама причитала, что так делать нельзя.

- Я больше не буду!! Простите!! - орал «дрессировщик» змей!!

 Слава богу, всё обошлось, но крепко врезалось в память или… в другое место? Теперь я знаю, что желтопузики - это безногие ящерицы, а водянки – это пестроцветный полоз. Знаю, что в наших местах в воду охотно идет и гюрза.

       Лиле сейчас за пятьдесят, но мы часто, и теперь уже смеясь, вспоминаем те злополучные "желтопузые шланги" и её рекорд по прыжкам в высоту с места.