Шпионская история

Юрий Басин
       Эта история произошла в предвоенном Севастополе. Мой отец был тогда главным бухгалтером ОРСа местного отделения НКВД. Как номенклатурному работнику, ему в то голодное время полагался продуктовый паёк.
       Пайки развозил по квартирам на ручной двухколёсной тачке экспедитор ОРСа по имени Касьян. Боюсь, моих литературных талантов недостаточно, чтобы его описать. Длинный, худой, рыжий. Покрытое веснушками узкое бледное лицо без бровей, зато с устрашающе выдвинутой вперёд нижней челюстью. Нос пуговкой, а маленькие бесцветные глаза поставлены так близко, что казалось смотрят из одной точки. Незабываемая внешность!
       Касьян мне нравился, и я с нетерпением ожидал его прихода. Каждый раз, привозя большую картонную коробку с продуктами, он не забывал дать мне конфетку. При этом "спасибо" ему можно было не говорить, потому что Касьян всё равно ничего не слышал. Он был глухонемой. А ещё я проникся к нему острой жалостью, когда узнал, что свой день рождения он может праздновать только один раз в четыре года. Большей трагедии для человека я тогда не мог себе представить!
       Может быть потому, что Касьян был не из болтливых, энкавэдэшное начальство было им довольно. Причём настолько довольно, что однажды выдало ему приличную по тем временам денежную премию. Из-за неё всё и произошло.
       У каждого человека есть сокровенная мечта. Например, я в то время мечтал, чтобы родители купили мне блок тувинских почтовых марок. Наверное те из моих ровесников, кто в детстве увлекался собиранием марок, помнят эти роскошные марки независимой тогда Тувы. Из-за фантастической цены этих марок моя мечта была совершенно несбыточной.
       У Касьяна, как оказалось, тоже была тайная мечта. И получив премию, он эту мечту осуществил. Пошёл и купил себе в комиссионном магазине импортную фетровую шляпу тёмнозелёного цвета.
       Ну, купил и купил! Что в этом такого? Но в первое же воскресенье он вышел в этой шляпе прогуляться по заполненному людьми Приморскому бульвару. Наверное это тоже было частью его мечты.
       Тому, кто не помнит или не знает обстановку в СССР перед войной, надо объяснить, что это было время всеобщей шпиономании. В кино шли фильмы вроде "Ошибки инженера Кочина", из которых и дураку становилось понятно, что по крайней мере каждый второй встречный на улице - вражеский шпион. Граждане, будьте бдительны! Так что бдительные граждане схватили беднягу Касьяна почти сразу же, как только он появился на бульваре. Ещё бы! Иностранная шляпа, под ней ошеломляющая физиономия и невразумительное мычание в ответ на вопросы - да он и русского языка не знает! Ну ясное дело - шпиён! С торжеством отвели Касьяна в милицию, те ввиду важности события тут же оповестили оперативного дежурного НКВД, дежурный незамедлительно выслал усиленный вооружённый наряд. Рядовые оперативники не принадлежали к номенклатурной элите, не пользовались благами закрытого распределителя, и Касьяна не знали. Ему пришлось посидеть пару часов в камере следственного изолятора НКВД под усиленной охраной, пока срочно вызванный из дому старший следователь не внёс необходимую ясность. Касьяна отпустили, но строго внушили, чтобы он эту злополучную шляпу больше никогда не надевал!
       Не повезло Касьяну с его мечтой, да и мне со своей повезло не больше. Тувинских марок мне так и не купили до сих пор.