Фекотерапия - глава 11

Борис Катковский
ЛЕЧЕНИЕ ЗАПАХОМ (ОДОРОТЕРАПИЯ)

Один приезжий долго не мог устроиться на ночлег в провинциальном городе - везде ему предлагали сыграть в карты, а он не знал, что это такое. Наконец, нашел на окраине избушку-развалюшку, где и остался, соврав старикам-хозяевам, что умеет играть, уповая на то, что разберется по ходу дела. Пред сном сели за стол и началась партия: старушка положила карту и сказала - "Шестёрка, пук". Старик помусолил свои карты, выбрал одну и, шлепнув ее на стол, произнес: "Валет! Пу-у-ук!" Приезжий, решив, что так и нужно, тужился-тужился, но без толку. Наконец он собрал все свои силы и так бабахнул, что дом разлетелся на кусочки. Старушка выбралась из-под обломков, причитая: "Сынок, надо ж предупреждать, когда козырным тузом ходишь!"

Воспитательный процесс, которому уделялось много внимания во все времена, напрямую зависит от габаритов учебного места. Если читатель думает, что мы намекаем на голову ученика, то он глубоко ошибается: основой обучения является седалище, а его величина отвечает за усвоение материала - при узкой и худой заднице ягодично-головной нерв проходит ближе к поверхности тела и в случае применения "березовой каши" сильнее реагирует на ту науку, которую пытаются вдолбить в хозяина; при основательности "буферов" эффект более локальный (местный), а, следовательно, и запоминание информации ухудшается. Если ближе подойти к этому вопросу, то по соответствующему благоуханию легко догадаться, что речь в этой главе пойдет об одоротерапии - лечении запахом ("odor"- запах, вонь, аромат).

"Между двух французских булок есть вонючий переулок" — писал средневековый поклонник фекотерапии в ХУ веке. Дела тогда у городских ассенизаторов шли из рук вон плохо и улицы напоминали анальное отверстие неаккуратного человека после извержения кала; в анналы истории эта эпоха в градостроительстве попала под названием "клоачная": нефиздикультяпистость того периода изумляла не только потомков, но и современников-летописцев. Тем более удивительно, что именно тогда в Европу в очередной раз проникло учение индийских мудрецов о "пране" - жизненной силе, "духе", разлитом в воздухе. Только после этого теологам-евангелистам стали понятны туманные места Нового и Ветхого Завета, где человек спал, а "дух" его носился там-то и там-то, видя то-то и то-то. Летучие соединения казались предкам настолько всепроницающими, что они отказывались зажимать носы при встрече с неприятным ароматом, считая его способным попасть в тело без помощи легких.
 
Лишь через сто лет, с ввозом из Китая первых вееров и опахал, теория всепроницающего запаха, "от которого нет спасения", потерпела сокрушительный удар и постепенно сошла "на нет". Но до сих пор многих исследователей мучает загадка распространения, и они усиленно ищут ответ на вопрос "Что стреляет в пятку, а попадает в нос?" (и главное - почему так происходит?). Теоретически, газ, выходящий из тела, обязан двигаться пер-перди-кулярно ему, на практике же происходит бог весть что: на распространение влияют состав газа, восходящие и нисходящие потоки воздуха, броуновское движение молекул среды и, конечно, личные способности изготовителя.

Отношение к запаху человеческого тела всегда было неоднозначным. Император Наполеон Бонапарт написал, возвращаясь из далекого похода, Жозефине: "Не мойся, я еду", что показывает его стойкую склонность к определенному аромату. А вот что отмечает американская журналистка Рут Диксон (наша современница): "Что же касается телесного запаха, то большинство американских женщин почти или совсем не имеют его. Европейцы даже жалуются на них, что они лишают себя своего естественного аромата ... некоторые европейцы даже заявляют высокомерно, что американки не только ведут себя, как мраморные статуи, но даже пахнут, как статуи".

В 1935 году было доказано, что обонятельные импульсы достигают мозга гораздо быстрее, чем любые другие, ибо используют самую короткую дорогу (anus-nasus-cerebrum - всего три ступени!). Причем сильнее всего эти импульсы влияют на лимбическую систему мозга (эмоциональный центр). Поэтому запахи воскрешают, прежде всего, саму ПАМЯТЬ - чувственные ассоциации. ( Будете спорить - пошлем к источнику, - прим. авторов)

Запах фекотерапевтического свойства невозможно спутать с ароматом роз (тем более что они не пахнут), от него веет отнюдь не духами. Для различения в терминологию метода введены три степени градации: "миазмы" (аромат испорченного вещества, навевает чувство опасности), "оттенок тухлых яиц" (главный одоротерапевтический агент), и "вонь обыкновенная" (сопутствует здоровому калоизвержению). В нашем отечестве встречаются все три степени, ведь "Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек..." (музыка Дунаевского, слова Лебедева-Кумача).

Диагностика по запаху пациента разработана китайскими фекологами, она закреплена в обычае тереться носами друг о друга при встрече: если вы благоухаете сносно, то с вами можно разговаривать; если же от вас разит как от скунса (американская вонючка), то общение с самого начала проблематично - вырабатывается стойкая нетерпимость, перерастающая в антипатию... Ученые называют этот странный феномен словом "осмолангия", а простой человек для этого употребляет фразы типа: "Я его (ее) на "дух" не выношу", "разит как от козла" и т.п. Лживого человека, обманывающего ожидания окружающих, принято именовать "бздун" (также используется в значении "трус") и если говорят "Вы набздели", то имеют в виду не "запашок", исторгнутый вами, а ту лапшу, которую вы повесили на уши доверчивых слушателей.

Издревле поэты посвящали свои произведения предметам, источавшим тонкие ароматы, вызывающие головокружение или рождающие призрачные ассоциативные картины в голове:

Жасмин премиленький цветочек –
Он пахнет очень хорошо.
Понюхай, миленький дружочек,
А в руки не бери его.

При самом пристальном изучении запаха, фекопрактикующему не удается избежать "принюхивания" к его составу, дабы полнее ощутить отличия целебного "благо-вония" от вредного "зло-вония"; в случае манкирования этой обязанностью упускаются тончайшие нюансы, что ведет к невозможности точной диагностики произошедшего с больным несчастья. Определение запаха "в полноздри" недопустимо для феколога, желающего сохранить честь своей профессии: вдыхать необходимо полной грудью, медленно пропуская воздух через носоглотку, как бы пробуя его на вкус, и тогда мельчайшие подробности его структуры откроются перед вами.

Скопление одоротерапевтического средства выше нормы вызывает ощущение "пучения", которое при запущенной форме заболевания перерастает в "путчизм". Если и в этом случае помощь не подоспеет вовремя, происходит самопроизвольный процесс сбрасывания, портящий атмосферу (на огромной территории) на довольно продолжительный период. К этому моменту не рекомендуется находиться в эпицентре происходящего - раздавит, как танком.

Довольно часто удается предотвратить такое развитие событий, выпуская лишний газ через запасные клапаны теоретически "ик" - это заблудившийся "пук". Указанный метод "спускания пара" предпочтительнее "вспутчивания" по весьма понятным причинам.

Что стар, что млад - все одно: типичным проявлением этих двух возрастных категорий отмечается усиленное газовыделение; причем для повышения числа подпрыгиваний детской коляски принято давать ребенку укропную воду, а старые пердуны ("старперы") не пользуются никаким средством для ускорения или устранения эффекта - "в случае склероза забываешь, что у тебя маразм и периодически путаешь жопу с пальцем" (Больной Ш.,79 лет).

Идет ли речь об аромате вашего партнера, таящемся в складках простыни, или об аппетитном запахе туалетных принадлежностей, наш мозг регистрирует разнообразные химические раздражители. "Среднестатистический" нос различает около тысячи различных запахов, иногда ничтожно отличающихся друг от друга.

Для животных запахи - это вполне полноценный язык, причем установлено: чем умнее животное, тем больше информации оно извлекает из того или иного запаха. Действенной защитой от бешеных и злых собак считается "метеорическая атмосфера", опознав которую ни одно уважающее себя животное не приблизится к вам ближе, чем на 10 метров.

Проведенные учеными эксперименты показали, что лишь одна треть людей правильно определяет "запах собственного тела", когда им предлагается выбрать его среди 10 разных запахов. Забавно, что женщины, как правило, оценивают свой запах как приятный, а мужчины свой - как неприятный. Так же интересен тот факт, что женщины как наиболее интенсивный оценивают самый неприятный для них запах, а мужчины - самый приятный.

С выходом газов из тела возникают характерные звуковые колебания; их принято считать "музыкой процесса". К этому же определению относятся бурчание и бульканье, рождающиеся при работе кишечника и желудка; этимология телесного монолога объясняется народной медициной так - "Чапаев пошел в атаку".

Метеоризм чаще всего ассоциируется с громом среди ясного неба: известная пословица гласит - "Гром не грянет, мужик не перекрестится"; отношение к пуканью, как к грому пришло к нам из славянского язычества, где главный бог, мечущий в непослушных громы и молнии, носил весьма показательное имя "Пер(д)ун".

Гипотетически, наш тыл - первый музыкальный инструмент, подражая звукам которого человечество не только научилось веселиться, но и создало изначальный язык общения, выражая презрение к нечленораздельным крикам противника соответствующей звуковой комбинацией. Проявление неуважения к собеседнику, чем-то напоминающее фырканье лошади, до сих пор понятно на любом континенте Земного шара, даже если вы никогда не слышали местного наречия. (Здесь не учитывается язык знаков, который тоже очень красочен и легко переводим).

Мы пук, мы пук, мы пук цветов нарвали.
Нас ра-, нас ра-, нас радует весна.
На с-са-, на с-са-, на с-самом солнцепёке
Мы б с днем весенним не расстались никогда…

- так описывали предки приподнятое настроение, возникающее при данных обстоятельствах.

Огнестрельное оружие иногда ласково называют "пукалка" и "могучая кучка" отечественных музыкантов не преминула воспользоваться этим наблюдением для создания в своих произведениях эффекта полного присутствия при происходящем: грохот барабанов, буханье литавр, стон скрипок и призывное завывание духовой группы инструментов вызывают ощущение паники в зале, слушатели пригибают головы от шальных снарядов, зажимают платками носы и рты, во избежание отравления при газовой атаке, и по-пластунски (или перебежками) покидают концертную площадку.

Довольно популярными считаются игрушки-имитаторы и артисты-чревовещатели из-за их способности привлекать повышенный интерес к довольно обыденному естественному процессу. Воспитанному человеку полагается не акцентировать внимание на случившемся ("Мы ничего не заметили, но вы даете!"), хотя при достаточной мощности звукового сопровождения задача сохранить хорошую мину при плохой игре ("не морщиться") - тяжкое испытание для неподготовленного одоропрактика.

Вокальные данные исполнителя во многом зависят от внутреннего строения: чем больше воздуха помещается в него, тем легче взять любую ноту вышеозначенной партитуры. Для получения богатой звуковой гаммы и при перегруженности "голосовых связок" одорологи советуют принимать сырые (не готовые) яйца - сероводород, входящий в их состав, благотворно влияет на внутренние ткани, заставляя все тело "петь соловьем", чье серебряное горлышко всегда считалось эталоном разнообразности (вычурности) и неутомимости стиля исполнения.

В политических кругах бытует оценка некоторых высказываний претендента на пост в речи к избирателям - "как в лужу пернул" (буквально: сказал яснее ясного, понятно даже ежу).

Происхождение фразы связывают с принципом "кальяна", применяемым в одоротерапевтических лечебных ваннах: пациент погружается в прозрачную воду и, периодически выпуская газ, вдыхает его состав по мере поступления на поверхность; процедура сопровождается "пузырением", поэтому больному легко проследить место следующего всплытия порции одоролекарства. Фекологи-гомеопаты советуют размешивать жидкость, дабы во время взбаламучивания часть газа растворялась в воде; остальное же количество одоровещества при этом обладает большей влажностью, снимает сухость дыхательных путей, першение в горле, и тормозит чихательный и кашлевой рефлексы. Если у больного заложен нос (повышенная сопливость), упражнение проводится в другой последовательности: пациент погружается в жидкость с головой и пытается поймать сделанные "пузыри" ртом. Лечение продолжается пока не закончится исторжение целебного средства или "улов" не начнёт выходить через уши. Не рекомендуется комментировать вслух удачные попытки захвата газа под водой - кроме опасности захлебнуться, существует ещё и возможность легко упустить с таким трудом завоеванную победу.

Большой процентной концентрацией сероводорода славятся целебные источники Пятигорского курорта и Мацесты; их минеральная вода распространяется в пол-литровой посуде (упакованная, закупоренная), и, наравне с Ессентуками и Боржоми, сопутствует каждому банкету и заседанию. Болота страны известны непрестанным выделением "болотного газа", не столько определяющего запах воды, сколько помогающего полнее осмыслить положение вещей; недаром мудрые старушки (ведуньи, вещуньи) селились в заболоченной местности: нанюхавшись газа и впав в состояние частичного или полного "одур-ения" они свободно предсказывали ("что было, что будет, на чем успокоится"), кудесничали и целили.

Для произведения лечебной атмосферы в домашних условиях, одоротерапевты предписывают (открытое еще при царе Горохе) газо-родное средство – бобовые. Поглотив и переварив всего один обед из гороха, фасоли, бобов, а в крайнем случае акации и редьки с квасом, вы настолько подготовитесь к изготовлению летучих соединений, что будете "фунять" в свое удовольствие трое суток без перерыва:

Раньше ели редьку с квасом
И пердели зычным басом,
И косили, и гребли,
В ночь по 10 раз совокуплялись,
Нынче редьку не едим,
На диете мы сидим –
И не косим, не гребем,
В месяц только раз эякулируем (спускаем).

Одоротерапевтическое лечение принято проводить в закрытом помещении, ведь лекарственное средство тоже "не воробей, вылетит - не поймаешь"; на открытом воздухе оно имеет свойство мгновенно испаряться, как деньги, а там - ищи "ветра" в поле... Для глубокого погружения в состояние "одурения" (возникает при вдыхании определенной смеси газов) рекомендуется накрываться с головой одеялом; к тому же это позволяет согреться в холодную погоду, предотвращает детские страхи темной комнаты и врожденную недоверчивость пациента к закрытому пространству (клаустрофобия); при возникновении стойких ощущений кессоновой болезни необходимо скидывать балласт и всплывать на поверхность.

"Высказывания пятой точки опоры" хорошо информируют об анатомическом строении обитателя нашей планеты: "Одному пожилому человеку, слабому глазами, но не утратившему способность хотеть, пришло время умирать, и перед кончиной он пожелал переспать с женщиной. Сам он передвигался с трудом, поэтому обратился за помощью к сыновьям, а так как очень стеснялся возникшей потребности, то попросил привести ему "такое волосатое, мягкое и живое". Первые два раза родные предложили ему козла и собаку, что он с негодованием отверг, В третий раз сыновья поистине расстарались и доставили нечто волосатое, большое, мягкое, теплое и живое. Старик походил вокруг, ощупал со всех сторон и, так и не поняв, что же это такое, попросил: "Ну, ты, прошмандовка, ты хоть перни для ориентирования..." (рассказ очевидца).

Принцип реактивного движения придуман одоротерапевтами: берется газ, помещается в камеру под давлением, нагревается и с силой выпускается наружу, двигая производящее его тело в противоположном направлении. Правда, озоновый слой после таких опусов стал походить на драные колготки, но "это ничего, мы привычные, заштопаем, и будем носить дальше. Экая невидаль, дырка на заду?".

Для оказания пролонгированного (длительного) действия в условиях постоянной работы на транспорте одоротерапевты советуют закладывать некоторую часть жидкого феколекарства в коробку передач автомобиля: во время движения вещество нагревается и распространяет целебный запах по всей кабине, преимуществом так же являются невозможность установить источник запаха (если, конечно, не знать о месте его хранения) и возобновление эффекта при каждой поездке (до следующей смены масла в блоке переключения скоростей).

Иногда использование фекоаромата нежелательно: в одном НИИ сельского хозяйства до сих пор бьются над проблемой изготовления пищевого заменителя масла из дерьма; ученые добились впечатляющего результата - оно уже мажется на хлеб. Осталось убрать запах.

Коллективные занятия одорологи склонны проводить с группой из 5-ти больных; для разделения лекарства используют газовод с отведениями, которые подставляются под нос пациентов (чтобы разделить "пук" на 5 частей, нужно воспользоваться рваной перчаткой). Если количество практикующих меньше 5-ти, то часть отводных отверстий перекрывается (пробки, завязочки), что значительно повышает выход вещества через оставшиеся.

Можно было бы привести еще тысячи примеров практического использования методики одоротерапии, но каждый из нас "цветет и пахнет" в меру своих сил и случившимся с королем на именинах уже никого не удивишь. Остается пожелать начинающему попутного ветра под килем и благоуханного сосуществования со своим самым чувствительным местом.