Как бы сказал мой дед...

Яна Кот
Была осень. Моросил слабый дождь и уже, который день не выглядывало солнышко. Золотые краски осени тоже оставили лишь след от своей красоты.
В полдень пятиклассник Слава возвращался домой со школы. Настроение было такое же пасмурное, как и погода. Красный лебедь в виде двойки на контрольной работе по математике навечно занял свое почетное место.
- Ну и влетит же мне сейчас от мамы, - бурчал он себе под нос, вяло передвигая ноги, - Потом и папа с работы придет ворчать будет и в итоге под арест посадят. И не будет мне ни улицы, не любимых мультиков. А за что? Подумаешь, двойка! Всякое бывает в жизни. Вот дед помню, мне всегда говорил: «Не за чернила нужно оценку ставить, а за человеческие качества!» И почему мой отец к деду не прислушался в свое время?»
Резкий крик вывел Славика из размышлений. Голос испугано кричал: « Помогите». Слава обернулся, но вокруг никого не было. Он побежал на жалобные крики женщины. Забежав с примыкающей улицы в арку, которая выводила во двор, он увидел, как трое рослых парней отбирают сумку у знакомой ему старушки. Один держал за авоську и не отпускал, а двое других с разных сторон палками бьют бабушку по ногам. И хотя удары были касательные, видеть, как бедная старушка отмахивается от них одной рукой, было невыносимо. В длинном туннеле дома, никто даже не мог увидеть происходящего, как и отсутствовали прохожие, которые спрятались по своим конурам от холодного дождя.
Что-то защемило в сердце Славы и, забыв о двойке, о родителях, которые будут весь вечер читать ему морали о важности знаний, бросился что есть силы на парней. Рюкзак отлетел в сторону, и он налету, сбив одного из злодеев на асфальт, закричал:
- Бабушка бегите, бегите, я с ними сам разберусь!
 Славу не испугало даже то, что трое, старше его на несколько лет ребят, накинулись на него с кулаками. Всем захотелось проучить выскочку - мальчишку, который помешал их грязному делу, выхватить сумочку у пенсионерки.
Сил на то чтобы драться с тремя сразу просто не хватало, поэтому Слава только защищался. И этот нечестный бой он проиграл. Бандитская троица убежала, когда из окон дома кто-то крикнул, что вызвали милицию, и через минуту они будут здесь.
Слава лежал на асфальте. Вокруг никого не было. И обещанных стражей порядка он так и не дождался. Все тело болело от ударов, а из носа текла кровь. Он привстал, достал платок и, зажав нос, закинул голову назад, чтобы остановить течь.
- Ну, вот теперь меня точно до нового года гулять не выпустят. И что я им скажу?
 Дождавшись, когда кровь остановилась, Слава встал, поднял рюкзак и поплелся домой. Еще один квартал и он будет дома. Пока он шел один глаз у него совсем заплыл от удара нанесенного одним из хулиганов. Было обидно ему за несправедливость действий этих ребят. Теперь его мучил другой вопрос.
« Как можно было обидеть пожилого человека?»
Зайдя в подъезд, он поднялся на свой этаж и позвонил в дверь.
«И что сейчас будет?» - зажмурив глаза, подумал он.
Он слышал, как дверь открылась, но никаких действий не произошло, и по-прежнему стояла тишина. Тогда он приоткрыл один глаз, который чудом уцелел в жестокой схватке и был удивлен. На пороге с открытым, но спрятанным за руками ртом, его встречала мама, и были видны только шокирующие глаза. Слава молча прошел в квартиру и закрыл за собой дверь. Его разорванный пиджак и брюки, испачканные в слякоти, привели маму в ужас. Тогда он не выдержал и сказал:
- Ну, хорошо. Я мужчина, значит, я начну первый, - и Славик посмотрел на маму своим зорким единственным глазом, - Мама я подрался, и ты должна принять это как есть.
Мама Славы продолжала стоять.
Тогда он прошел на кухню и налил стакан воды.
- Вот, попей. Тебе станет лучше, - протягивая стакан, произнес виновато он.
Сделав глоток, Мама мальчика, наконец, растерянно произнесла:
 - И что скажет теперь папа?
- Мамочка да разве это важно?
- Ты же понимаешь сынок, что теперь ты будешь наказан? – с сожалением причитала мать.
- Конечно, я так и так был бы наказан. Я по контрольной получил двойку. Так, что, сколько мне придется быть наказанным столько и буду, - с этими словами Слава прошел в свою комнату и закрыл дверь.
Ему не хотелось даже умываться, ему было обидно, что он не мог рассказать маме правду о своем поступке. Как говорил его дед: « Хваленного себя, розга везде достанет, а не хваленого похвала».
Вечером пришел отец. После ужина Слава стоял на кухне перед родителями и, опустив глаза, выслушивал свой приговор.
- Сам понимаешь, - сказал папа, - За порванный костюм, который ты не сберег, за драку, в которой ты оказался и еще и за двойку по математике, безнаказанно это пройти не может…согласен?
- Пап я со всем согласен. Вот только ответь мне на один вопрос: Что важнее в этой жизни, хорошие оценки, чистые сбереженные вещи или все-таки человечность и неравнодушие?
Отец не ожидал подобного вопроса и, задумавшись сказал:
- Конечно человечность, но…- договорить он не успел.
В дверь позвонили. Отец поспешил открыть. Слава с мамой остались на кухне.
Через минуту вместе с папой показалась та самая бабуля, которую он сегодня спас от хулиганов.
- Ну, вот милок, спасибо тебе дорогой. Если бы не ты даже не знаю, как мне бабке старой справиться было с ними. А это тебе…- и она протянула корзинку с фруктами и большую красочную книжку. - Спасибо вам мои хорошие, за то, что сына такого воспитали, - воскликнула бабушка, вытирая слезы со щек.
Слава смущенно поблагодарил старушку и положил подарки на стол.
Родители были в недоумении от происходящего. Чтобы не слышать рассказа бабушки, он молча и незаметно удалился в комнату, бормоча себе под нос:
- А дедушка был прав!
После услышанной истории от старушки, суровое наказание было папой отменено. Но за двойку пришлось недельку пожить без улицы и без мультиков.
Как сказал бы мой дед: «За каждую вину свой грамм соли съесть нужно».
11.06.2008