НАШИ старики

Степаныч Казахский
Фото из интернета. Талды-курганская область

Уже не первый год я работал вторым пилотом вертолета Ми-4, набираясь опыта у "матерых" спецов своего дела. А спецы у нас были. И совершенно замечательные. Они спокойно и умело делали свою работу натаскивая и нас, молодых. Кто хотел натаскаться, у того "быстрей продвигалось совершенствование техники пилотирования" замечательной тяжелой винтокрылой машины. И некоторых - быстро переучивали на другую технику. И тут у отцов-командиров был свой взгляд на "растущего мастера". Кого-то посылали вторыми на Ми-8, - современную, мощную и комфортабельную вертушку, кого-то на Ми-2, а кому - и на Ми-1, пришлось "потренироваться". Но, до этого надо было ещё поработать и показать свои способности. 


Однажды утром, комэска обронил в сторону нашего экипажа:
- "Вылетаете в Талды-курганскую область, на гравиметрическую съемку, с геофизиками. Собирайте манатки, получайте карты, оружие. Короче говоря, готовьтесь"...
До этой командировки я уже успел поработать в Гурьевской, Уральской, Джезказганской областях, "поморозить сопли" зимой в Шевченко, Актюбинске и Караганде.
Мы возили грузы, вахты буровиков, газовиков, патрулировали нефтепроводы, работали на спасении. И вот, после песков да солончаков - то белёсых от высохшей соли, то манящих светло-голубыми "зеркалами" не высохшей ещё водицы - «назрела» перемена пейзажа.

И пейзаж действительно оказался замечательным. Мы зашли на посадку и сели, у входа в горное ущелье, на берегу горной речки в зеленых зарослях тальника.
Вокруг - как в сказке! Совсем недалеко, на другой стороне речки Тентек выстроились аккуратно побеленные мазанки небольшого посёлка с русским названием Глиновка.

Чистый воздух, интересная работа и интересные люди здорово оживили эту командировку, придавая ей неизведанный доселе колорит. Потому-то новая работа в этом красивом месте, и была мне просто подарком.А заключалась она в высадке в намеченных Заказчиком точках, ребят с прибором - гравиметром*, с помощью которого выполнялись замеры на земной поверхности, с целью составления
карты разности данных в измерениях, которые помогали прогнозировать залежи полезных ископаемых.

Места, где мы работали, славились красотой гор Джунгарского Алатау, немыслимым количеством ущелий и естественно речек.
Непонятные, но красивые названия: "Аксу", "Лепсы", "Коксу", "Тентек".
Ходила поговорка среди геологов, что-то вроде:..."все реки - Тентеки, все воды - Нарзаны, а коллектора - Тарзаны". Тарзанами их звали, за длинные волосы до плеч и узкие брюки-дудочки. Молодость и мода, брат! Что поделаешь?!

Вдоль всего подножия гор тянущихся от небольшой речушки Каратал и песков на западе, до китайской границы на востоке, то там то здесь, ютились небольшие сёла с русско-казахскими названиями вперемешку: Кзыл-агаш, Джансугурово, Сарканд, Антоновка, Андреевка, Лепсы, Герасимовка, Успеновка, Дзержинское, Глиновка.

Чуть восточней - за "железкой" идущей в Китай, озеро Алаколь - прекрасное место отдыха. Правда, довольно удалённое от центральных районов, но славящееся своей целебной водой, из-за которой знающие люди едут сюда издалека.

Мы базируемся возле небольшой плотины, и такой же крошечной ГЭС, на живописной поляне.
С двух сторон базу прикрывают от постоянно дующих ветров живописные горы.
А открытый от препятствий в долину уклон, дает замечательные условия для взлета утром, и для захода на посадку в конце работы.

Видимо постоянное наличие бурной воды в речке позволяло строить подобные сооружения вроде маленькой гидроэлектростанции находившейся в ста шагах от нас и обеспечивать этот довольно малонаселённый край электроэнергией. Таких мини-ГЭС было несколько в этих горах.

В речке водилась рыба, в невысоких предгорьях были ягоды, грибы, и желающему полакомиться дарами природы - не было отказа, от неё от Матушки.
Жили по походному - в палатках, и близость горных рек с ледяной водой делала ночи иногда очень даже прохладными.

Небольшой лагерь очень уютно вписался в ущельице, и со стороны его можно было не увидеть сразу, из-за густой растительности на склонах. Разве что высокие борта прицепа на котором привезли весь скарб, да бело-жёлтые фанерные листы импровизированного туалета с веточкой -"семафором", выдавали близость человека и привлекали взгляд.

Все занимались своими делами, а у кого выдавалась свободная минутка ловил рыбку, или загорал в затишье от ветра, постоянно напоминающего о себе: "типа: помните кто в доме хозяин!" и заваливая листы туалета ночью, или сорвав словно в насмешку брезентовую "горжетку" с редуктора вертолета и утащив её, за сотню метров....

Иногда мне удавалось заполучить геологического "козлика" Газ-69, и тогда я катался на нём от души, по дорогам и вне их, так как очень любил автомашины. А тут - такой "внедорожник":)

Как-то ужиная, усёк, что наша симпатичная "коллекторша" - уже не помню имени, вполне симпатичная девушка - на глазах темнела загаром. Но, где загорает - никто из нас не догадывался.
Ребята-разнорабочие посмеивались: "ты сидя в своей "камералке" загорела лучше, чем мы на свежем воздухе".
Девушка отшучивалась, смущенно переводя разговор в другое русло.


Однажды вечером, когда заходили на посадку, обратил внимание на автоприцеп стоящий справа, в сторонке от лагеря. Там, внутри - между высоких бортов, что-то "беленькое черненьким мелькнуло".

Чуть тронув ручку и "скользя" к склону, где стоял прицеп, увидел "нашу загорающую", подставившую прелести солнышку и не подозревающую, что её - "рассекретили".

- Вот хитрюга! - смеюсь про себя. Траектория снижения на посадке проходит в стороне от этого склона, и поэтому, с воздуха мы её раньше "не засекли". А высокие борта прицепа надёжно скрывали от взглядов с земли.

Мдаа.
....В один из жарких дней, крепко вспотев на солнечной верхотуре высокогорья, легкомысленно искупался я в ледяной воде, и вскоре почувствовал что "затемпературил".

До посёлка - рукой подать, но там нет ни врача ни фельдшера. Кто-то из наших ребят пошёл к домику с краю посёлка, и попросил стоявшего во дворе старика помочь в беде.

Меня привели в выбеленную снаружи и внутри приземистую хатку, и опрятные старики в чистой пахнущей жарким утюгом одежде, переглянулись, пощупав мой лоб.

- Пойдём, сынок! - коротко сказал дед, и в предбаннике обернул мокрой горячей простыней, а потом, сняв её, намазал мёдом с ног до головы. Как только начало щипать кожу - повел в парную, пахнущую берёзовыми вениками и травами.
Аккуратно и мягко попарил, а бабуля - уложила как "султана Брунея" в пуховые перины, накрыв таким-же пуховым одеялом.

Утром - проснулся от глубокого сна разбуженный громким стуком в дверь.
Ощупал себя - "сухой, как лист"!

Хозяев дома не было, а на пороге стоял бортмеханик.
- Ну ты как? - спрашивает.
Шевелю рукой, ногой. Встал в кровати. Чувство - словно заново родился!

Видно на моей физиономии было написано состояние, потому что бортач коротко поведал:
- перелетаем в другое место - восточней, в сторону госграницы. Командир приказал забрать тебя с собой. Ты как?
- Я? Как огурчик! - говорю.
Подождав немного, оделся в свою-же, чисто выстиранную одежду(дай Бог здоровья хозяйке!)

Вышли во двор и потоптавшись минут пять-семь хозяев так и не обнаружили.
Услышав рык вертолётного движка, бортач потянул за руку: Пошли!
- Дай хоть спасибо, людям сказать - бормочу ошалело.
Огляделись - никого во дворе и вокруг.
Заткнули мы палочку в петлю для замка, и улетели, так и не поблагодарив стариков, за приют и лечение. Даже имён не знаю - так уж получилось...

Отработав, через полмесяца пошли домой. Втайне души хотелось бы пролететь над домом стариков, чтобы хоть покачать им винтом.
Но командир сказал строго:
- "Домой, и напрямую"! - "Крути" давай от взлёта и до дома! - подбодрил кивком головы.

И прошли мы мимо, стороной: километрах в семидесяти северней того поселка.
Дай вам Бог здоровья, старики!

Места эти мне до сих пор памятны: "Череда нескончаемых красивых гор. Вдали - белые шапки ледников. Перед ними зелень высокогорных лугов, называемых местным народом "джайляу". Горные, небольшие и многочисленные чистые реки да приветливый и гостеприимный народ, похоже всех национальностей, что есть на земле - поселился и в этих местах.

Через полтора десятка лет мне снова помог пожилой и незнакомый человек.
"Подхватил" я в общественной баньке г.Уральска страшенный грибок, который «ушёл» под кожу подошвы.
Доведённый до белого каления муками, срезал слой кожи, и стер уксусом "налёт болячки". Ногу наутро "разнесло" так, что еле ходил. Температура к вечеру, лезла за 38. Дело было в командировке и нужно было ежедневно вылетать.

Вот и увидела меня бабуля-дежурная, по этажу гостиницы аэропорта "Подстепное". Меня, ковыляющего как гусь и коротко спросила: В чём дело сынок?
Выслушав, назавтра принесла листики "живого дерева".
Провела ребром ладони вдоль листика: Будешь резать и прикладывать к ране, "срезом".
Что я и сделал тут же.
Боль стихла уже через полчаса, а на третий день уверенный и счастливый, пошел на вылет.

Вот такие НАШИ старики в то время были.
Да они и сейчас есть. Только мы их затерли и забыли окончательно, в этой бешеной погоне за призрачным счастьем под названием деньги...

Примечания:

* Гравиметр - специальный прибор,- предназначенный для относительных измерений разности ускорений силы тяжести в полевых условиях. Грубо
сравнивая - предназначенный для измерения силы притяжения земли, что позволяло анализируя системные замеры, делать определенные выводы о
наличии или отсутствии где-либо залежей полезных ископаемых.