Эссе по Трудно быть Богом

Аня Ри
       Тема: Что может и должен делать интеллигент, чтобы изменить окружающий мир?

       Книга Братьев Стругацких "Трудно быть богом", на мой взгляд, является скорее философской, нежели фантастической. Да, есть определенный фантастический антураж - неизвестная дикая планета, застрявшая в развитии на уровне Средневековья, человечество, достигшее совершенства и научившееся контролировать свои эмоции, и многое другое. Но главное в этой книге это все-таки то, что в ней поднимаются те вопросы, которые на протяжении уже многих веков мучают философов и просто людей, пытающихся познать окружающий мир. По моему мнению, основной вопрос, на который хотели найти ответ авторы, заключается в том, насколько отдельно взятый человек, наделенный неограниченной властью, может влиять на человеческую историю.
       Обычно после прочтения книг принято вспоминать, что поразило в книге больше всего - так вот лично меня поразило то, что, оказывается, Бог не может ничего изменить в жизни людей. Даже обладая безграничным могуществом, он не может никак повлиять на ход истории. В разговоре с Будахом Румата излагает те причины, которые не позволяют Богу улучшить или хотя бы облегчить жизнь людей. Все они сводятся к тому, что человеческая природа такова, что человек ко всему привыкает. Те, которые борются против своих угнетателей и мучителей и ратуют за равноправие, забывают о своих идеалах, стоит им оказаться по другую сторону баррикад, в когорте сильных и привилегированных. Когда я думала об этом, мне вспомнился советский мультфильм про дракона. Отважные воины приходили сражаться с непобедимым драконом, который узурпировал власть и держал в страхе всех людей, которые прозябали в нищете и горе. В чем же был секрет непобедимости дракона? Нет, дело было совсем не в его могуществе и невероятной силе. Причина заключалась в том, что каждый воин, убив дракона, сам превращался в дракона, соблазнившись несметным богатством и властью. Такова суть людей, о чем и говорит Румата. Что же тогда делать? Опустить руки и дать истории развиваться своим путем? Играть роль стороннего наблюдателя? Об этом я и хотела бы поговорить далее в моем эссе, чтобы ответить в конечном итоге на вопрос: "Что может и должен делать интеллигент, чтобы изменить окружающий мир?".
       Сразу скажу, что трудно что-либо противопоставить аргументам дона Руматы, потому что он прав, но только, как мне кажется, до той поры, пока мы будем считать, что интеллигент должен привести человечество к какой-то конечной цели. Да, подспудно он должен иметь в голове образ идеального мира и человечества; но он не должен считать, что его роль - привести этот мир к совершенству. Миссия интеллигента вовсе не сводится к обязанности накормить голодных и освободить пребывающих в рабстве. Что же может и должен дать интеллигент обществу и отдельно взятому человеку?
       Для начала нужно задать направление деятельности, своеобразное «поле битвы» для интеллигента. Разумеется, интеллигент должен в первую очередь затрагивать и видоизменять душу человека. Прикасаясь к тончайшим струнам душ людей, интеллигент способен изменять окружающий мир. На самом деле, это то же самое как принцип бесконечно малых чисел: можно делить единицу до бесконечности, и все равно никогда не придем к началу, к точке отсчета. С человеческим существом то же самое – можно стремиться к благополучию извне – тогда мы выбираем целью бесконечную и бездонную тьму вселенной, и стремимся покорить и подчинить себе мир в поисках счастья. Большинство в наше время, в эру космоса и новейших высоких технологий стремится именно к этому. Материализм и жажда потребления стали естественным стилем жизни большинства людей. И даже Будах, который был мудрым и ученым человеком, в первую очередь попросил у Бога накормить голодных. Он предполагал, что можно осчастливить людей, улучшая окружающую среду.
       Но мне кажется, что Будах ошибался, пытаясь найти счастье для людей путем преображения их внешнего мира. Истинное счастье человек может обрести только исследуя и совершенствуя себя изнутри.
       Все мы знаем, что тело человека это совершенный механизм, творение искусства. Оно таит в себе столько сил и возможностей! А ведь это только физическая сторона человека. Что же тогда говорить о его душе? В глубине человеческой души скрыты такие сокровища, что к пониманию этого человечество только начинает приходить. В этом и кроется ответ на вопрос: "Что должен сделать интеллигент для человечества?". Интеллигент, как мы подразумеваем – поэт, философ, художник, ученый – для чего он творит? Разве картина способна очистить грязь? Нет. Музыка может очистить воздух? Тоже нет. Стихи способны возводить города? Опять нет. В чем же тогда их ценность? Обычно в таких случаях на ум приходит банальное "обогащают душу". И редко кто задумывается, почему для человечества искусство и наука издревле являются воплощением эмоциональной глубины, духовного просвещения и развития. О людях, занятых в этих сферах, говорят много и хорошего, и плохого; но относятся к ним всегда уважительно, можно даже сказать, благоговейно.
       Хорошие стихи, музыка, картины - все они способны менять человека изнутри. Когда я слушаю, "Зиму" Вивальди или песни группы «Radiohead», я словно переношусь в другое измерение. И дело тут ведь не в нравоучениях, нет, тут вещи совершенно необъяснимые. Здесь присутствует странное ощущение соприкосновения с Тайной. Точно так же как для меня большая тайна, есть ли жизнь в космосе, для меня тайна существует внутри меня. Вот в этом и заключается роль интеллигента. Он должен, простите за такое техническое сравнение, поставлять топливо для наших душ. Внутри нас есть все механизмы, все заложено, нужно только топливо. Это топливо и смазывает все душевные механизмы, и мы начинаем работать, творить и, в конечном счете, изменять окружающий мир. Вот когда первобытный человек взял в руку охру и начал рисовать животных, казалось бы, просто так, без практической выгоды, тогда уже Творец улыбнулся и понял, что создал того, кто способен изменять мир. В этом и есть отличие человека от животных, это и есть признак избранности человеческого рода – умение творить и преобразовывать все вокруг себя. Данное высказывание более всего относится к интеллигентам – именно они, наделенные талантом и даром проникать в самые потаенные тайники человеческой души, и могут изменить жизнь и спасти человечество. Поэтому, совершенно закономерно то, что дон Рэба стремился в первую очередь уничтожить ученых, поэтов, писателей. Уничтожив интеллигентов, он превратил общество в сборище рабов, трусов и предателей. Жители Арканара превратились в машины, неспособные мыслить свободно и выбирать свою судьбу. История СССР подтверждает, что свободные духом всегда являются мишенью для тех, кто стремится построить покорное общество рабов.
       В заключение своего эссе я бы хотела сказать, что интеллигент – это своеобразный катализатор общественного развития и духовного роста для каждого человека. Он сам не преобразовывает жизнь людей физически, но меняет их изнутри, внося, таким образом, свою лепту в дело изменения окружающего мира к лучшему.