Практическая философия. Государственный капитализм

Олег Алексеев
Такой формы устройства общества, как государственный капитализм не существует. Это словосочетание введено или по недомыслию или специально, но то и другое лишь путают порядочную публику, подогревая в ней надежду на справедливого царя и порядочного президента. Государство, с точки зрения дилетанта, это что-то абстрактное, стоящее над обществом и, соответственно над классами этого общества. Государство, как бы выступает мировым судьей между интересами разных классов и сословий. Такая точка зрения не имеет ничего общего с действительностью и повседневной практикой.

Капитализм есть общество с частной собственностью на средства производства, где существуют два основных класса - свободный капиталист и свободный рабочий, а отношения между этими двумя классами определяются присвоением прибавочной стоимости через механизм товарного производства классом капиталистов. De facto такое положение подкреплено институтом буржуазного государства, через механизм милых буржуазных свобод и главенство закона. Вся совокупность буржуазных институтов обеспечивает представителям класса капиталистов возможность возглавлять государственную власть - как законодательную так и исполнительную. Отсюда кем бы не был человек стоящий на вершине власти - он есть представитель главенствующего класса, то есть отражает своими действиями потребности этого класса. Соответственно буржуазное государство - есть всего лишь инструмент для решения задач, которые формируются классом буржуазии, есть механизм для удовлетворения насущных потребностей капиталистов.

Современное государство в России - есть буржуазное государство, то есть способ воплощения могущества и власти доминирующего класса, каковым является класс буржуазии. Власть - есть воля и желания буржуазии, а способ осуществления этой конкретной воли - есть конкретное государство, то есть, все его институты: армия, полиция, суды, парламент, правительство, бюджет и так далее. Поэтому, не может быть государственного капитализма или государственного социализма. Есть капитализм с его атрибутами, каким является организация и воплощение власти через институт государства. Что касается так называемого “советского социализма”, то было общество, которое громко называло себя "социалистическим", но использовало государство как власть определенного класса, чьи интересы были далеки от интересов рабочих. С кем бы этот класс себя не отожествлял.
[Более подробно об этом мой читатель найдет здесь http://marxeconomic-2.blogspot.com/ ]

Любой, кто хоть немного предпримет усилия в изучении нашего общества, увидит что государство, как система, как институт общества, есть естественное продолжение доминирующего положения класса крупной буржуазии, положение которое материализует власть и силу буржуазии в определенной форме общественных отношений. И такой формой является государство. Государство есть подобострастный лакей, строгий ключник, свирепый вышибала, готовый на любое насилие для своего хозяина, верный слуга и вассал, помогающий контролировать общество и обогащаться доминирующему классу.
Производной от класса крупной буржуазии, от ее господства, является буржуазное государство. Каждый раз воссоздав свою производную, класс крупных капиталистов сам становится государством, воплощается в нем, материализует свою власть, волю и господство. И совершенно не важно, будет ли капиталист использовать государство для сказочного обогащения или государственная служба сделает чиновника капиталистом, главное, чтобы капиталистические отношения воспроизводились с естественной необходимостью, обусловленной нашим уровнем развития.

Государство может быть рабовладельческим, феодальным, капиталистическим или социалистическим но не бывает государственного капитализма, как не бывает “пролетарского буржуа”. Государство всегда будет всего лишь инструментом господствующего класса.
Разделение труда породило классы, классы для защиты своих экономических интересов выработали метод, представший перед нами во всей красе инструментов насилия и власти, буржуазного права и закона. Государство в силу того, что оно является производной от классовых отношений, не может быть нейтральным в своей сути, оно всегда есть одно целое с главенствующим классом, даже когда одна буржуазная партия побивает другую в конкурентной борьбе за обладание инструментом вечного обогащения, и даже когда эта борьба преподносится нам как священная война с врагами отечества, демонами и предателями. Тогда вся мощь государственного террора ураганом сметает со сцены обанкротившихся политически буржуев, рождая на свет новых героев - скромных аристократов от газового, нефтяного и других полезных для страны “бизнесов”, истинных защитников государственных, то есть своих буржуазных, интересов. Буржуазия распоряжается государством, как своей собственностью, и тогда всякая национализация, на деле банальная монополизация, есть благо для буржуазии стоящей у власти, есть источник еще большего обогащения и процветания, до того момента, когда удержание власти потребует вновь приватизировать, целые отрасли, вдохнув в них импульс конкуренции, а значит эффективности.

Капитализм - он и в Африке капитализм. Даже тогда, когда капиталист использует государство в конкурентной борьбе с такими же капиталистами, как и он сам, приобретая в государственную собственность, на самом деле в свою, бизнес конкурентов, и даже тогда, когда капиталист стремится освободиться от лищней государственной опеки, всегда у власти, а значит во главе буржуазного государства, будет стоять крупный буржуа или его представитель, этакий ключник капитализма.

Со времен изобретения государства, как института главенствующего класса, оно всегда принадлежало этому главенствующему классу на правах собственности, поэтому думать, что капитализм, феодальный строй или рабовладение могут существовать без государства, значить впадать в детскую наивность. Тем более представлять, что государство может существовать вообще, вне конкретного состояния общества, как этакий универсальный институт, значит не понимать предмета вообще. Государство может быть рабовладельческим, феодальным или капиталистическим. Поэтому мудрая наивность или сказка о государственном капитализме есть попытка представить, что некий чиновник вообще, вдруг, стал управлять обществом, тем более капиталистическим! Посмотрел бы я на этого чиновника, который осмелился бы совершить столь героический поступок. Вся эта ерунда, выдаваемая нам за науку всего лишь ребяческая вера в доброго дядю, хорошего царя, справедливого президента. Только сбросив колпак дурака, любезно на тебя надетый, начнешь понимать, что хороший царь есть главный феодал, а справедливый президент есть главный буржуа. Не меньше и не больше.

(основания здесь) - http://www.marxeconomic-works1.blogspot.com/