Аббат и пастух

Сергей Василевский
(De abt en de schaapherder)

Где-то очень далеко в старые времена стоял монастырь. Монахи этого монастыря жили весело и счастливо и поэтому аббат приказал начертать над воротами:
«Здесь живут без забот».
Однажды в монастырь приехал король – он ездил с инспекциями по всей стране. Проезжая через ворота монастыря, король прочёл надпись. Надпись задела его, и он даже немного разозлился. Так значит, здесь живут без забот! У него, у короля, забот полон рот, следовательно, у его подданных забот должно быть ещё больше. Король приказал привести к себе аббата. «Это правда, что написано над воротами?» – спросил король. Аббат ответил: «Действительно, мы живем здесь без забот. Без земных забот, как минимум». Король разозлился окончательно. Его действительно зацепило, что кому-то в его стране живётся лучше, чем ему. Он подумал: «Сейчас я быстро положу конец этой беззаботной жизни».
«Я загадаю три загадки, – сказал король аббату. – Через две недели я буду ехать назад и если я не услышу разгадки, то монастырь сравняют с землёй. А что я сделаю с тобой и с монахами, я ещё даже не могу представить». Что мог на это сказать аббат? Он сказал: «Что ж, задавайте мне ваши загадки, и я приложу все свои силы, чтобы разгадать их».
Естественно, аббат не имел никакого желания увидеть, как монастырь сравняют с землёй. И король начал: «Сколько стоит король?» Это уже был сложный вопрос, потому что если скажешь мало – хорошего мало, и если скажешь много – тоже хорошего мало. В любом случае, аббат не мог сразу ответить на этот вопрос.
А король уже загадывал вторую загадку: «За сколько часов можно обойти весь мир?» И на этот вопрос аббат не мог сразу ответить, и в его душе затеплилось нехорошее предчувствие по поводу этих двух загадок.
И третью загадку загадал король: «Третья загадка – самая тяжёлая. Но я всё равно должен услышать ответы на все три вопроса. Даже если один ответ будет неверным, всё равно монастырь разрушат».
«Да, – сказал аббат, – говорите свой третий вопрос». Он думал: «Если я две другие не могу разгадать, то эту и подавно не смогу». Король сказал: «Когда я через две недели заеду сюда на обратном пути, ты должен будешь мне ответить, что я думаю в этот момент, и это должно быть неправдой. То есть – что я буду тогда думать, что не будет правдой».
И тут у аббата душа окончательно ушла в пятки, потому, что для ответа на этот вопрос ему нужно было всего-навсего научиться читать мысли. Но ведь в конце-то концов он был простым аббатом! Король не удержался от усмешки, когда увидел, как вытянулось лицо аббата. «Опля! – подумал король. – Теперь-то здесь появилась как минимум одна вполне земная забота». И довольный, король поехал дальше.
Пару дней аббат с печальным и озабоченным лицом ходил по монастырю. Аббат всегда был весёлым и счастливым человеком, но сейчас не сейчас. Потому что, сколько он не бился, он не мог разгадать ни одной загадки из тех, которые ему загадал король. А вскоре король будет ехать обратно, и аббат должен будет знать разгадки.
В то время в монастыре служил старый пастух, и он заметил, что аббат не такой, как всегда. Однажды утром, когда пастух гнал овец на пастбище, а аббат как раз возвращался в монастырь, пастух подошёл к аббату. «Господин аббат, - спросил пастух, - у вас что-то случилось? Вы всегда такой веселый, но в последние дни вас словно подменили. Может, я чем-нибудь смогу помочь?»
Настроение аббата стало ещё хуже. Что возомнил о себе этот пастух! У аббата действительно «что-то случилось», но чем мог бы ему помочь пастух? «Принимайся-ка за свою работу. У меня и вправду «что-то случилось», но ты – обычный пастух, и чем ты собираешься мне помочь?»
«Ну, - сказал пастух, - одна голова – хорошо, а две – лучше». Но аббат ничего не ответил, и пастух погнал стадо дальше.
Дни бежали, а аббат по-прежнему не мог найти разгадки, и на тринадцатый день он пришёл в полное отчаяние. Но вдруг он вспомнил, что пастух предлагал свою помощь, и ему в голову пришло, что у человека, который целыми днями находится один на природе, должно быть достаточно времени на размышления. Может быть, пастух сможет натолкнуть его на какую-нибудь идею?
Когда вечером тринадцатого дня пастух возвращался со стадом в монастырь, его уже поджидал аббат. «Ты обещал мне свою помощь», - начал аббат. – «С удовольствием, - ответил пастух, - но я должен знать, в чём дело». И аббат сказал ему, что на следующее утро приедет король, и что король загадал ему три загадки, которые он, аббат, должен разгадать к следующему утру, иначе монастырь сравняют с землёй».
Дело было непростое, и пастух почесал за ухом. «Так что там за загадки?» - спросил он.
Аббат начал. «Первая загадка – сколько стоит король?»
Пастух рассмеялся. «Ну, это несложно. Ответ на эту загадку я знаю».
«И что за ответ?» - жадно спросил аббат.
«Скажите сначала остальные, - ответил пастух. – Тогда и посмотрим».
«Вторая загадка, - продолжил аббат, - звучит так: за сколько часов можно объехать мир?»
«И этот ответ я знаю», - ответил пастух.
«Но третья загадка самая сложная. Что будет думать король утром, когда я буду стоять перед ним, и что при этом не будет правдой?» Тут пастуху пришлось второй раз почесать за ухом. «Это непростая загадка, - вынужден был он признать. – Но я буду думать целую ночь, чтобы сообразить вам ответ».
«Но лично я ещё вообще ничего не знаю, - сказал аббат. – Я должен буду что-то ответить, когда приедет король. Скажи мне хотя бы ответы на два первых вопроса».
«Знаешь, - ответил ему пастух, - я, собственно, хочу тебе кое-что предложить. Давай-ка мы завтра поменяемся на денёк. Всегда хотел хотя бы один день прожить, как аббат. Одеваться в красивые одежды и вкусно пить и есть. Если бы я завтра получил возможность сыграть в аббата и поговорить с королём, я бы позаботился о том, чтобы всё прошло хорошо. Как раз и разгадаю загадки». Аббату совершенно не понравилась эта идея, но что ему ещё оставалось? Он не знал ни одной разгадки, и они договорились, что на следующий день пастух займёт место аббата, а аббат отправится пасти овец. На том и порешили.
На следующий день пастух одел прекрасные аббатовы одежды, а аббат нарядился в грязные лохмотья пастуха. Пастух уселся в комнате аббата и принялся ждать короля. Король вскоре прибыл, и поначалу они говорили обо всём подряд и ни о чём конкретно. Но вот король перешёл к делу: «Как там насчёт загадок, которые я тебе загадал? У тебя появились земные заботы?» И король ухмыльнулся.
Пастух ответил: «Да, это было непросто. Третий вопрос был не таким уж и сложным, но с первыми двумя мне пришлось помучиться.
«Неужели? – воскликнул король. – Начнём же поскорее. Но знай! Если хотя бы один из трёх ответов окажется неверным, монастырь сравняют с землёй, а для всех для вас у меня готова жуткая идейка».
«Тогда начнём!» - ответил пастух.
«Ну, - начал король, - первый вопрос. Сколько стоит король?»
«Между прочим, - ответил пастух, - за Христа заплатили тридцать серебренников. Король по своему рангу находится чуть ниже, чем Христос. Следовательно, по моему мнению король стоит двадцать девять серебренников».
Король усмехнулся. Всего на одну монету меньше, чем Христос! Аббат сумел польстить ему. «Это хороший ответ, - признал король, - но есть ещё следующая загадка. За сколько часов можно обойти весь мир?»
«Ну, смотрите, - сказал пастух. – Когда я утром стоял в поле, я увидел, что солнце встаёт на востоке. В обед оно стояло в зените на юге, а вечером оказалось на западе. Но на следующее утро солнце снова было на востоке. Если я сяду на край солнца и поеду на нём вокруг света, то объеду весь мир за 24 часа. Следовательно, мир можно объехать за 24 часа».
Король снова усмехнулся. «Это – хитрый ответ, - сказал он. – Я ничего не могу возразить. Но есть ещё третья загадка. Что я думаю сейчас, когда ты стоишь передо мной, и что не правда?»
Тут пастух расхохотался. «Король, - сказал он. – Что вы думаете в эту секунду, что не правда? Вы думаете в этот момент, что сидите и разговариваете с аббатом этого монастыря, но это не правда, потому что – пастух».
Король был потрясён этим ответом. Он не очень хорошо запомнил аббата и спустя две недели не заметил никакой разницы. И тут он расхохотался вслед за пастухом. «Я вынужден засчитать этот ответ, - сказал он. – И если в этом монастыре даже пастух умеет так разгадывать загадки, какой же мудрым здесь должен быть аббат! Иди же с Богом и живите здесь все долго и счастливо и без забот!»
Затем король отправился дальше и тогда нашли аббата и рассказали ему, как всё было. Аббат целый день трясся от страха, но он так обрадовался, что сделал пастуха первым помощником. Потому что поди угадай, когда пастух ему ещё понадобится! И все остались довольны. Особенно пастух, который с того дня зажил лёгкой и весёлой жизнью.

перевод с нидерландского -
Сергей Василевский