Все новостройки в центре СПб признали ошибкой

Алиса Дурман
Семь раз примерь, один - построй. Новострой в центре Петербурга признали неудачным. Однако как строить правильно — не знают ни архитекторы, ни историки культуры.

Во второй столице подвели итоги конкурса новостроя в центре столицы. По замыслу организаторов, жители и эксперты Петербурга должны были выбрать лучшие архитектурные решения. Однако современные здания, построенные в историческом центре северной столицы, вызвали бурю негодования со стороны членов жюри. По их мнению, новострой только искажает архитектурный облик города в худшую сторону.

Михаил Микишатьев, историк архитектуры
Смотришь издали: дом вроде и ничего, нарисован и даже вписывается неплохо, но все эти тяги межэтажные представляют собой такие вот плоскости или даже еще больше. Уступ и все, и это так вот идёт. Ужасно грубо это всё выглядит.

Из 60-ти зданий, представленных на конкурсе, жители Петербурга всё-таки выбрали победителя: это элитный жилой дом на улице Подрезова, в Петроградском районе. Однако эксперты к единому мнению так и не пришли. По словам архитекторов, современные строители просто пытаются вписать новостройки в исторический облик города — и то не всегда удачно. А любые попытки внести что-то новое вообще приводит к плачевному результату.

Михаил Золотоносов, культуролог
Радость вызвала победа Доминика Перо для Мариинского театра №2. Было понятно, что это бутафория, что это даже не дизайн-проект, что это нарушает все сложившиеся стилистические нормы в этом районе: и на Театральной площади, и на Офицерской улице,и на Крюковом канале, всё вообще. Но чем хуже, тем лучше. И то, что дилетант Гергиев эту идеологию задал задал с самого начала, все в общем по глупости архитекторы это подхватили.

Впрочем, как строить правильно — не знают и сами эксперты. Специалисты уверены, что здания в центре второй столцы должны быть выдержаны в едином стиле. А он уже задан в 18-том веке. Однако возводить такие же дворцы, как два века назад, современные строители просто не умеют. Как результат, уже через несколько десятилетий мы можем увидеть совсем другой Петербург.

Александр Кононов, член президиума всероссийского общества охраны памятников искусства
Мы можем сегодня либо сохранять то, что нам досталось, либо постепенно, чем мы на протяжении почти 20-ка века занимались и сейчас продолжаем заниматься, его разрушать. Мне представляется, что причины здесь достаточно очевидные: с революции 1918 года произошёл культурный разрыв.

Строительство в центре города всегда вызывало разногласия. В своё время и дом Зингера напротив Исакиевского собора вызывал много споров. И сейчас ряд специалистов убеждён, что это здание не вписывается в общий облик города. Однако, замечают они, архитектурные ошибки прошлого - сегодня применяются за правило.

Михаил Золотоносов, культуролог
19:57 Все эти объекты так или иначе вписываются в понятие ансамбля, а понятие ансамбля сейчас отрицает даже ГИОП. Когда дошло до Новой Голландии, оказалось, что вызывает недоумение само понятие ансамбля. Там есть набор из памятников, вокруг которых можно делать всё что угодно.

Прежде, чем вписывать новые здания в архитектурный облик города, необходимо проводить большую подготовительную работу, - советуют историки архитектуры. Ведь уже построенные невозможно снести и переделать заново. Впрочем, Градостроительный совет Санкт-Петербурга на днях официально признал ошибкой проекты симметричных зданий Международной товарно-сырьевой биржи и дома «Финансист» на Васильевском острове. Чиновники разглядели, что здания слишком высокие и портят исторический вид. Застройщикам велели изменить проекты. Однако все ошибочные здания — не перестроишь.