Литературная Программа Балета-Поэмы Гурджиев

Арам Энфи
01. ВМЕСТО ЭПИГРАФА

"Живя в этом мире вы должны чувствовать смерть ежесекундно...
Улаживайте свои дела с природой и самим собой каждый данный вам
час жизни, тогда вы никогда не окажетесь застигнутыми врасплох..."

Георгий Гурджиев, "Последний Час Жизни".

"Ещё многое имею сказать вам, но вы
теперь не можете вместить".

Евангелие от Иоанна, 16:12

       "Новое знание не может быть влито в "старые сосуды", то есть, в "старый ум".
       Более высокий уровень Сознания предполагает другой способ мышления, предполагает Новый Путь Продвижения...
       "Мыслить по-новому" - исходная точка внутреннего развития.
       Об этом, в частности, говорят Евангелия, которые несут Эзотерическое Учение о возможном внутреннем развитии человека.
       В Евангелиях сказано: "Если человек не начнёт мыслить по-новому, то он не сможет войти в Царствие Небесное".
       "Мыслить по-новому" есть Ново-Заветная Метанойя (Matanot) - понятие, которое было не слишком удачно переведено с греческого языка как "раскаяние" (то есть - "Если человек не раскается")...

       В частности, например, в Евангелие от Луки (13: 6-9), написано:

       "Некто имел в винограднике своём посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашёл; и сказал виноградарю:
       "Вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу. Сруби её, на что она и землю занимает?"
       Но виноградарь сказал ему в ответ:
       "Господин, оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом, не принесёт ли плода?
       Если же нет, то на следующий год срубишь её"".

       Постарайтесь воспринять эту притчу психологически, и вы увидите, что она повествует о том, что человек наделён некоторыми возможностями, которые могут в нём осуществиться, но если в какие-то определённые сроки этого не произойдёт (то есть если не будет произведён ожидаемый "плод его развития"), то безжалостно "отсечётся от жизни" и сам этот человек...
       Мыслить по-новому - значит находить новые смыслы, а получать новые идеи - значит приобретать новые мысли.
       Но люди занимаются этой Работой, и всё ещё думают по-старому.
       Так, они считают, что многие идеи этой Работы являются странными или фантастическими.
       Но таковыми являются сами эти люди...
       Как много времени, сил и ужасных переживаний необходимо для того, чтобы люди, наконец, уловили проблески той Истины, что Работа, Евангелия и весь Эзотеризм не содержат ничего странного или фантастического, а говорят лишь только о вещах совершенно реальных и абсолютно для нас всех необходимых".

Морис Николл, "Психологические Комментарии к Учению Г.И.Гурджиева и П.Д.Успенского"


02. ПРОЛОГ

"Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?"

Евангелие от Матфея, 16:26

"Современная Цивилизация вырвала человека из нормальных условий жизни.
Вместо сбалансированного подъёма к Высшей Степени Развития, она смогла
"продвинуть" лишь отдельные стороны его существа в ущерб другим.
Вследствие такой дисгармонии, некоторые присущие человеку
способности полностью атрофировались, лишив его
тем самым нормальных привилегий своего типа".

Г.И. Гурджиев, "Вестник Грядущего Добра"

       В периоды глубоких кризисов и катаклизмов, когда ценность и смысл человеческой жизни редуцируется до уровня интересов индивидуального, семейного и кланового мещанства, которое периодически взрывается изнутри социо-рационалистическими, националистическими и религиозно-фанатическими утопиями, на исторической арене появляются Героические Индивидуумы, создающие Великие Духовные Учения, способные вывести Человеческую Цивилизацию из смертельного тупика.
       Таким Радикальным Субъектом в эпоху тотального крушения Фаустовской Цивилизации и построения на её руинах современных профанических общественных систем стал Георгий Иванович Гурджиев.
       Гурджиев и его высокоинтеллектуальные ученики - европейские и американские писатели, поэты, журналисты, учёные, философы, деятели искусства, то есть представители той среды, которую принято называть "духовной элитой" - обрисовали картину стремительно усугублявшегося на их глазах духовного кризиса в апокалиптически мрачных тонах, но в то же время картина эта была не менее светоносной и вдохновляющей, чем убеждения и чаяния первых христиан.
       Гурджиевцы говорили о том, что современное общество не способно, да и совершенно не заинтересовано в решении проблемы сохранения Сознания Человека после его физической смерти.
       Но эту проблему может и должен решить сам Человек, прилагая огромные и полностью осознанные усилия, направленные на то, чтобы в Могучем Порыве Духа вырваться из смертельных оков своего варварского невежества, своей ужасающей механистичности и эволюционной безответственности.
       Отвергая возможность человеческой эволюции по законам одного лишь только наследственного отбора, гурджиевцы объявили человека "существом незавершённым" - то есть таким, которого (развив его до определенного уровня) Природа оставляет "досовершенствоваться" самостоятельно, либо же, если данную свою потенцию человек не реализовывает, подвергает его "инволютивной переработке", в необратимом процессе которой все индивидуальные признаки каждого "недочеловека" бесследно уничтожаются.
       В свою очередь, понимание Гурджиевым механизмов Эволюции связано с процессом Трансформации Сознания и подразумевает невидимую деятельность Высших Энергий, благодаря использованию которых реальная Трансформация Сознания Человека лишь только и возможна...
       Но право и возможность использования такой Энергии ("стяжания Духа Святого") человек должен немедленно и в полном объёме оплачивать своим сознательным трудом и преднамеренным страданием, что составляет непременную Бытийную Обязанность (PartkDolg-Duty) каждого "стяжающего Дух" человека перед Высшими Силами.
       Именно поэтому центральное место в гурджиевской Этике занимает доктрина Жертвенного Служения Высшим Эволюционным Целям - Служения, стимулируемого Законами Объективной Совести...

       Система Гурджиева глубоко Традиционна, но создать её мог лишь только выдающийся исследователь Традиции, являющийся одновременно и неутомимым Искателем Живой Истины, Свет которой исходит не столько из прошлого, сколько из Будущего: Гурджиеву, как никому другому в новейшей истории, не только удалось гениальным образом синтезировать весь Духовный опыт Человечества, но и на Практике обогатить Традицию конструктивными идеями и новаторскими подходами.
       Ну и конечно, будучи Истинным Человеком Традиции, Гурджиев не мог не видеть и не понимать того, что все институализированные (то есть превратившиеся в процессе исторического развития в сугубо обрядовые и социальные) формы ортодоксальных религий свою духовную динамику и энергию преображения жизни в качестве Инструмента Трансформации Человеческого Сознания почти уже полностью утратили, и поэтому весьма насущно и остро нуждались в кардинальном реформировании.
       И эту Великую Миссию с честью начал выполнять именно Гурджиев: Доктрину Четвёртого Пути он построил на идеях незатронутого деструктивными тенденциями времени эзотерического христианства, обогатив её при этом наиболее здоровой сакральной сердцевиной всех важнейших мировых духовных традиций: маздаизма, даосизма, индуизма, буддизма, ламаизма, исламской мистики (суфизма), а также новейшими для того времени достижениями философской и естественнонаучной мысли.
       Одновременно Гурджиев сместил духовные акценты от схоластики масштабных богоцентристских построений к решению экзистенциальных задач в области индивидуального бытия человека, и тем самым резко сдвинул фокус Духовности от проблем сугубо теологических к антропологическим.
       В результате же, пропасть между человеком и Духовным Миром на Четвёртом Пути максимально сократилась, и Путь этот, обеспечив надлежащее формирование в человеке Бытийного Сознания, Бытийной Воли и Совести, сделал достижимым его истинное Пробуждение.
       Ну а это уже сделало реальным и достижение на Четвёртом Пути Бытийного Бессмертия...


03. ИСТОКИ СРЕДИННОЙ ТРАДИЦИИ ("МЕРХАВАТ-1")

"Из Эдема выходил поток для орошения Сада; и потом разделялся на четыре реки...
Первая река обтекает всю землю Хавила, где есть золото...
Вторая обтекает всю землю Хуш...
Третья протекает напротив Ассирии.
Четвёртая река есть Евфрат".

Библия, "Бытие", 2:10,11,13,14

       "Армянское Нагорье лежит на перекрёстке персидского, греческого и евразийского миров.
       Даже беглый взгляд на глобус позволяет увидеть центральное место, занимаемое Арменией.
       Эта страна находится почти на равном расстоянии от мыса Доброй Надежды и Беренгова пролива, на полпути между Тихим и Атлантическим океанами...
       В Армении берут начало несколько известнейших рек Востока, в том числе Аракс, Кура, Тигр и Евфрат...
       С древнейших времён в этих краях добывали золото и серебро..."


Дэвид Лэнг, "Армения. Колыбель Цивилизации"

       Многие выдающиеся исследователи Традиции полагали, что некогда существовала Единая Метафизическая Традиция (Рене Генон называл её "Примордиальной"), и что все дошедшие до нас религии и духовные учения - это лишь отдельные (и очень часто уже достаточно искажённые) её "ответвления"...

       Поиску и реставрации этой "Срединной Традиции", а также максимально полному и достоверному донесению Её до людей посвятил всю свою жизнь Георгий Иванович Гурджиев.

       "Гурджиев жил в месте, которое было особенно богато почвой для неземных ответов на вечные вопросы.
       Карс и окружающие его области являлись Центром Великой Культурной Закваски.
       Благодаря толкованию зороастрийских, халдейских, ассирийских, армяно-христианских, суфийских источников Гурджиев имел доступ к "святая святых" тайных (религиозных, философских, оккультных, мистических) организаций, которые были совершенно недоступны обычному человеку.
       Гурджиев уже с детства прекрасно знал древний символизм, христианский ритуал, литургию, технику ритмичного дыхания и мысленных молитв".

Kэтлин Риордан, "Гурджиев"

       В своей книге "Встречи с Замечательными Людьми" Гурджиев рассказывает о том, как он вместе со своим армянским другом Погосяном нашел древние армянские тексты, включая книгу "Мерхават" (в переводе с армянского языка "Наша Вера"), в которых упоминалось некое общество "Сармунг":

"Нас больше всего поразило то, что слово "Сармунг", встречавшееся в книге
под названием "Мерхават", - это, оказывается, название известной эзотерической
школы, которая, согласно историческим источникам, была образована в Вавилоне
не менее чем за 2500 лет до Рождества Христова, а также процветала где-то в
Месопотамии в шестом-седьмом веках нашей эры. Больше никаких сведений об этой
Школе не существует. Но ясно, что её эзотерическое учение концентрирует
в себе огромные знания и содержит ключ к разгадке многих тайн мира.
Мы с Погосяном давно заинтересовались этим учением и мечтали
найти более полную и достоверную информацию о нём".

       Потеряв всякую надежду найти что-либо в современных источниках, Гурджиев и Погосян погрузились в изучение древней литературы. И вот, поселившись среди руин древней армянской столицы, "Городе Тысячи и Одной Церкви" Ани, в развалинах одной из древнейших церквей города Ани Гурджиев и Погосян наткнулись однажды на засыпанную монашескую келью, где "в угловой нише обнаружили груду пергаментов с письменами".

 
04. ИСКАТЕЛЬ ИСТИНЫ, ЛЕГОМИНИЗМЫ ВНУТРЕННЕГО КРУГА

"И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Арранова,
внука своего..., и вышел с ними из Ура Халдейского..."

"Бытие", 11:31

       "Нам также известно, что Армения сыграла важную роль в развитии самосознания и воззрений шумеров и внесла свой вклад в становление космополитической цивилизации, связанной с Уром Халдейским...
       Главный исток Евфрата, который вбирает в себя воды, стремящиеся с горных вершин, расположенных к западу от горы Арарат, протекает севернее озера Ван и стремится на запад в самую глубь Центральной Анатолии, уже со времён палеолита служил важным проводником культурных миграций между Кавказом и областью "Благодатного полумесяца"".

Дэвид Лэнг, "Армения. Колыбель Цивилизации".

       Мальчиком Гурджиев становится учеником настоятеля Карсского Кафедрального Собора Русской Православной Церкви декана Боша - весьма незаурядного и всесторонне образованного человека, серьёзно увлекающегося наукой (химией, астрономией, археологией, историей культур), музыкой, сочинением священных песнопений, многие из которых стали популярны в России.
       Гурджиев пишет в своих воспоминаниях, что присутствовал при сочинении некоторых из этих песнопений - таких как "О, Ты, Всемогущий Бог", "Мирный Свет", "Слава Тебе" и многих других.
       Именно этот замечательный человек, декан Бош, наряду, конечно, с близкими родственниками Гурджиева, зародил в юном Георгии огромную жажду познания жизненных процессов, и, в особенности, понимания цели человеческого существования...
       Уже в раннем детстве отец Гурджиева, каппадокийский грек, прекрасный знаток сказаний и песен древности, спел Георгию историю о Гильгамеше - герое самого древнего Эпоса, известного истории культур ("Эпос о Гильгамеше"), - Герое, который отправился в опасный Путь за далёкое море, чтобы найти и принести своему народу "цветок как тёрн", дарующий Бессмертие...
       А позже, в одном из научных журналов Гурджиев прочёл о том, что на основании клинописных таблиц, найденных при археологических раскопках в Ниневии, было установлено, что Гильгамеш является реально существовавшей исторической фигурой - пятым правителем I-й династии Урука, жившим в XXVII - XXVI веках до н.э. в Шумере.
       Это убедило Гурджиева в том, что существует некая независимая от официальной науки "устная традиция", которая не только хорошо сохраняется, но при этом ещё и удивительно точно ставит акценты на сугубо содержательных аспектах Знания.
       Отрывки тайной информация о важных событиях далекого прошлого, последовательно передающиеся от посвященных к посвященным первого рода, то есть людей наидостойнейших, образующих "Внутренний Круг Человечества", называются в устной традиции "Легоминизмами".
       И Гурджиев ставит своей целью узнать о таких Легоминизмах как можно больше.
       Таким образом, ещё юношей он решает во что бы то ни стало докопаться до выяснения основополагающих мировоззренческих вопросов Человеческого Бытия: "Кто мы и откуда?", "Зачем мы живём и куда движемся?", "Суждено ли нам окончательно и навсегда исчезнуть в момент нашей физической смерти, или нам всё-таки предоставлена возможность иного, более Светлого Исхода?"...


05. ЛЕГОМИНИЗМ АШИАТА ШИЕМАША "УЖАС СИТУАЦИИ"

"Потому говорю им притчами, что они видя не видят,
и слыша не слышат, и не разумеют".

Евангелие от Матфея, 13:13

"Современный человек не мыслит, но что-то мыслит за него;
Он не действует, но что-то действует через него;
Он не создаёт, но что-то создаётся через него;
Он не достигает, но что-то достигается через него".

Г. И. Гурджиев, "Вестник Грядущего Добра"

       И вот, несмотря на возможность приобщения с раннего детства к различным религиозным и духовным традициям, свои знания в этой области Гурджиев решает основательно пополнить и систематизировать.
       Во главе научной экспедиции "Искатели Истины" он отправляется с данной целью в длительное путешествие по странам Ближнего, Среднего и Дальнего Востока, достигает Эфиопии и Соломоновых островов, проходит серьёзное обучение в системе знаменитого суфийского ордена "Накшбанди", десять лет проводит на Тибете в качестве особо доверенного лица и наставника юного Далай-Ламы...
       Ну а в итоге, благодаря всем этим своим исканиям и путешествиям, Гурджиев "из первых рук и уст" узнаёт о многих древних Легоминизмах, духовных учениях, традициях и практиках, изучает различные сакральные тексты, развивает в себе огромные психические силы и необычайные духовные способности, которые стали уже замечать в нём и все окружающие...
       Выводы же, сделанные Гурджиевым из всего того, что ему удалось узнать, поразительны и могут даже показаться невероятными: в Легоминизме "Ужас Ситуации", который исходит от Первого Посланника Высших Сил Ашиата Шиемаша, "сведения о Святейшей Деятельности которого переходили от поколения к поколению Посвящённых", говорится о том, что в давние времена, из-за постигшей нашу планету ужасной катастрофы общекосмического масштаба, условия для нормального эволюционного развития землян резко ухудшились.
       Вследствие этой катастрофы, наша планета стала управляться множеством механистических законов, которые предельно затрудняют процесс духовного развития людей и тормозят их эволюционную самореализацию.
       Будучи изначально тонкоматериальным, а потому и Бессмертным, Сознание человека поглощается на Земле грубой материей, и, задыхаясь в ней, неминуемо гибнет, а из-за неспособности землян видеть Реальность таковой, какова она есть, люди ничего для своего спасения не предпринимают, всецело оставаясь во власти своего дремучего невежества и своей пагубной самоуспокоенности:

"Вы не понимаете своего положения - вы находитесь в тюрьме! Всё, чего вы можете
желать, если вы способны чувствовать, - это бежать, вырваться на Свободу!"

Но желать и чувствовать способен только человек, который пробуждён:

"Пробудиться - это значит осознать своё ничтожество, т.е.
осознать свою механичность, полную и абсолютную беспомощность...
Пока человек не пришёл от себя в ужас, он ничего о себе не знает!"

       И только те Индивидуумы, которые сумеют реально осознать своё ужасное положение и приложить огромные усилия (и даже Сверхусилия) для того, чтобы из этого положения вырваться, будут иметь хоть какой-то шанс на Спасение.


06. ЛУЧ ТВОРЕНИЯ, ТРИАМАЗИКАМНО, ОКИДАНОХ

"Ибо Три свидетельствуют на Небе: Отец, Слово и Святый Дух; и сии Три суть Едино".

I-е Соборное Послание Святого Апостола Иоанна Богослова, 5:7

       "В письменных трудах Гурджиева содержится вдохновляющее учение о нашей Вселенной, о Жизни и предназначении человеческих существ на Земле. Основной язык этого учения, от начала и до конца - гармония, музыка и вибрация, на каждом уровне, от необъятнейших космических процессов до тишайшего потаённого эха во внутренней жизни человека".

Дэвид Хайкс, "Поиск Пробуждённого Слушания"

       Эволюция человека (полноценного "малого космоса", в котором действуют законы Космосов "Больших") рассматривается Гурджиевым в контексте разработанной им Целостной Космогонии, опирающейся на Великую Мистерию Эманации Абсолюта посредством "Луча Творения" и двух основных Законов Мироздания: "Закона Трёх Сил" и "Закона Семи Уровней".

       "Луч Творения представляет собой октаву, нисходящую от Абсолюта во всё большую и большую тьму, сложность и ограничения. Чем дальше процесс Творения происходит от Абсолюта, тем под влиянием большего числа законов находится Творение, и тем более ограничено оно в своей свободе. Но для его проявления всегда необходимо наличие Трёх Сил".

Морис Николл, "Психологические Комментарии к Учению Г.И.Гурджиева и П.Д.Успенского"

       "Закон Трёх" (или "Триамазикамно"- название, в котором, помимо корня "три", Гурджиев использует армянский корень "амазик", означающий "содейственно"), являющийся основой любого Творчества, говорит о том, что каждое бытийное проявление - это результат действия трёх Святых Сил, эманирующих непосредственно из "Святейшего Солнца Абсолют": силы "Сурп-Отеос" ("Утверждающей", Активной), силы "Сурп-Скирос" ("Отрицающей", Пассивной), и силы "Сурп-Атанотос" ("Примиряющей", Нейтральной).
       Слово "Сурп" означает по-армянски "Святой".
       Именно гармоничное взаимодействие этих трёх сил создаёт структурную целостность и устойчивость всех без исключения Космических Формаций, в которых, в свою очередь, начинают действовать те же три силы, но уже в иных масштабах, определяющихся как иерархическим уровнем данной формации, так и способом её взаимодействия со внешней Космической Средой.
       Но "Закон Трёх" действует лишь только благодаря непрестанно Одухотворяющей Всё и Вся Великой Мировой Субстанции "Окиданох" (в переводе с армянского - "Проводник Духа"):

"Эта Великая Универсальная Воля, Вездесущий Активный Элемент "Окиданох" получает
своё первоначальное возникновение в пространстве вне самого Святейшего
Солнца Абсолют от слияния Трёх Его Святых Эманаций в Одно Целое".

       Опираясь на данные современного Естествознания, мы можем представить себе этот чудесный гурджиевский символ тернарной динамики - "Окиданох"- в качестве Сакрального (физики называют Его "квантовым" и "торсионным") Поля, вибрации которого пронизывают все Космосы Мироздания, и которое, посредством Закона Трех, преобразует в различные материальные проявления "заполняющую всю Вселенную Первичную Субстанцию Эфирокрилно".
       На эзотерическом уровне Закон Триамазикамно отражён во всех мировых религиях и традиционных духовных учениях, но в наиболее ясной и адекватной форме он представлен именно в Христианстве: Триипостасностью Нераздельной и Неслиянной Предвечной Троицы...
       Ну а поскольку мы живём в очень "удалённом и ничтожном месте Вселенной", то прямое влияние Абсолюта до людей почти не доходит, хотя воздействие следующего, более высокого иерархического уровня Мироздания может проявляться в жизни человека уже вполне ощутимо: "Наш Мистический Опыт способен передать нам то, что полностью находится за пределами земных измерений".

"У этого Измерения нет имени; оно Всеобъемлюще, Бесконечно и Безвременно, и из источника
его Абсолютных Вибраций в Мир Времени источаются Тончайшие Энергии"...


Питер Брук, "Тайное измерение"


07. ДЖАРТКЛОМ - ШАНС "ДОСОВЕРШЕНСТВОВАТЬСЯ"

"Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению".
"Ибо кратковременное лёгкое страдание наше производит
в безмерном преизбытке Вечную Славу".

2-е Послание Святого Апостола
Павла Коринфянам, 7:10; 4:17;

       Вследствие Священного Процесса "Аизисиус" (или "Покаянного Угрызения Совести"), в Вездесущем Окиданохе, как только он целиком входит в какую-нибудь Космическую Формацию, сразу же происходит процесс "Джартклом" (по-армянски: "разбиение", "разлом"): Окиданох распадается на те три Святые Силы, от которых он получил своё первоначальное возникновение, и которые используются теперь уже на цели соответствующих реализаций данного Космического Сгущения.
       Благодаря процессу "Джартклом" люди имеют возможность Самосовершенствования: поскольку в них локализованы "Три Центра их общего присутствия", на которые после процесса "Джартклом" отлагаются три Святые Силы Священного Триамазикамно, то люди путём сознательного и намеренного выполнения своей бытийной "ПарткДолг-Обязанности" могут использовать эти три Святые Силы "для приведения своих присутствий в так называемое "Секронуланзакное Состояние"; то есть они могут стать такими Индивидуумами, которые имеют Свой Собственный Священный Закон Триамазикамно, и которые способны поэтому сознательно принимать из Космоса в своё общее присутствие все те Божественные Субстанции, коими только и могут покрываться Высшие Бытийные Тела ещё "недозавершённого" человека...
       Но, к огромному сожалению, эту данную им Священную Возможность Самосовершенствования все обычные люди, из-за своей невежественной самоуспокоенности и пагубной лености, почти никогда не используют...

 
08. "БОРЬБА МАГОВ": СУЩНОСТЬ И ЛИЧНОСТЬ, ХАСНАМУССЫ

"Девяносто шесть процентов нашей цивилизации определяется
инстинктивно-двигательным центром, физическим телом; три процента - это
реальная культура, связанная с эмоциональным центром; и лишь один процент
занимается вопросом "Почему?" и зависит от действия реального разума.
Инстинктивно-двигательный центр, которому следует быть пассивной
частью, стал в нашей цивилизации активной, положительной силой.
Мы - перевёрнутые люди, вывернутые шиворот - навыворот".

Г.И.Гурджиев, "Взгляды из Реального Мира"

       По Гурджиеву, обычным является человек, абсолютно механистичная личность которого (множество его мелко-раздробленных, конформно-противоречивых "псевдо-я") оказывается намного сильнее его изначальной Бытийной Сущности (его целостного Внутреннего Человека, его Подлинного Высшего "Я").
       Обычный человек, пребывая в плену своей общей психической диссоциации, легко поддаётся массовому гипнозу обыденной жизни, которая поделена у него на сон и обычное пробуждённое состояние (the ordinary waking state), также представляющее собой в реальности вариант состояния сновидного, в котором человек не способен ни по-настоящему мыслить, ни по-настоящему действовать...
       Ну а происходит всё это потому, что "обычный" человек, ущербно социализируясь в условиях тотальной несвободы, фальши и подражания, неизбежно отождествляет "себя" со своей гипертрофированно разросшейся личностью, в то время как его Сущность в подобных условиях совсем уже не растёт и уподобляется тому презираемо-забитому "гадкому утёнку", которому остаётся теперь лишь только мучительно страдать и ожесточённо бороться за свои "лебединые права" со всё более усиливающейся в нём экспансией личности, напрочь лишающей "обычного человека" возможностей сущностного роста, и тем самым обрекающей его на бесславный уход из Общемирового Эволюционного Процесса...

       Поскольку же, по Гурджиеву, каждое осознанное действие увеличивает в мире силы Порядка, а каждое механическое действие - силы Хаоса, то борьба в человеке "Сущности" и "личности" актуализирует в нём битву "добра" (сил его Сознательности и Творчества) и "зла" (сил механичности и деструкции), или в образно-символическом ракурсе - Борьбу "Школ Белого и Черного Магов".
       И вот, как бы моделируя эту коллизию, Гурджиев написал и поставил Балет "Борьба Магов", в котором использовались противоестественные движения, нарушающие все человеческие привычки, постоянно призывающие к концентрации внимания и требующие таких огромных нагрузок на мышцы и нервную систему исполнителей, которые в обыденной жизни просто недостижимы:

       "Со специфическим подходом, таким как Движения Гурджиева, можно расти к высшему и более сбалансированному состоянию сознания и к ощущению Присутствия Бытия.
       Гурджиев часто предостерегал нас против одного знания, против записанных руководств по работе над собой, против того, что Мевлана Джелаледдин Руми называл "туманом слов", который удобно заслоняет нас от реальности...
       Гурджиевские Танцы оживляют наш Внутренний Огонь и глубокое страстное Желание Сердца, о которых говорят Суфии.
       Благодаря этим танцам мы отказываемся сдаваться и приобретаем смелость продолжать наш Духовный Поиск".

Амийо Девиенн, "Священные Движения Гурджиева"

       Таким образом, Гурджиевский балет явил собой форму Самопознания, ведущего к раскрытию латентных возможностей Человека посредством пробуждения его Высших Центров, и тем самым наглядно продемонстрировал истинность и неубывающую актуальность слов великого суфийского Учителя Пробуждения Джелаледдина Руми:

"К Богу ведёт несколько Путей, я выбрал тот, что лежит через танец и музыку..."

       В создании условий жёсткой конфронтации между сущностью и личностью человека и привития ему тем самым опыта восприятия самого себя как арены подобной конфронтации, стратегия гурджиевских психотренингов, собственно говоря, и заключается: ведь только в таких экстремально-психологических условиях, укрепляя своё Истинное (Наблюдающее) "Я" и отстраняя все "псевдо-я", ученик может пробудиться - при условии, конечно, что он, вполне сознавая всю трудность пробуждения, сам стремится к нему и готов с этой целью очень долго и упорно над собой работать.
       Но поскольку "личность", постоянно совершая некие бессмысленно-механистичекие действия, вполне может симулировать даже и "заинтересованность в пробуждении", то одних только обычных усилий в гурджиевской работе прилагать недостаточно:

       "Лишь только Сверхусилия позволяют достичь того резервуара энергии, который Гурджиев называет "Большим Аккумулятором", в противоположность "малым аккумулятором", обычно находящимся в нашем распоряжении.
       Большой Аккумулятор обеспечивает "второе дыхание", которое может придти лишь только тогда, когда, полностью истощившись от огромного усилия, человек внезапно начинает чувствовать мощный прилив энергии и обретает силы для продолжения борьбы, как после освежающего сна.
       В течение своей повседневной жизни (днём или ночью) человек, естественно, переключается с одного малого аккумулятора на другой, однако подключение к Большому Аккумулятору может произойти только при Сверхнапряжении - и только это даёт человеку возможность, подобно ракете, освободиться от законов тяготения, которые привязывали его к земле".

Kэтлин Риордан, "Гурджиев".

       Но Сущностной Рост человека абсолютно невозможен также и без формирования у него Объективной Совести, что может происходить лишь только в условиях Осознанного Страдания.
       А посему, Гурджиев, признавая, подобно Будде, нормальным для человека именно приобретение им опыта Страдания и Сострадания, постоянно говорит о необходимости разрушения в людях тех "психологических буферов", которые "помогают" им избегать встреч со своей совестью и своим внутренним страданием:

       ""Буфер" есть то, что, препятствуя нашим внутренним противоречиям стать видимыми, указывает путь к работе над собой с тем, чтобы изменить самого себя путём осознания своих противоречий в Бытии.
       Помните, что эта Работа предназначена для того, чтобы изменить вас, и если вы не видите, что вы должны измениться и не хотите знать, как измениться, то бесполезно пытаться связывать себя с этой Работой.
       Пусть никто из числа тех, кто доволен самим собой, никогда даже и не пытается войти в эту Работу.
       Такие люди уже мертвы.
       А эта Работа предназначена для тех, кто хочет пробудиться из мёртвых...
       Вы должны бороться, чтобы обрести в себе Работу.
       Вы должны бороться за Работу в своих умах, чтобы сохранить её, иначе она начинает остывать".


Морис Николл, "Психологические Комментарии к Учению Г.И.Гурджиева и П.Д.Успенского"

       Как мы видим, задача разрушения "психологических буферов" представляет собой одну из наиболее важных составных частей Гурджиевской Работы.
       Людей же, которые сформировались под "защитой" не разрушенных "буферов", и которые поэтому идут к своим эгоистичным целям напролом, без какого-либо сострадания к окружающим, Гурджиев называл "хаснамуссы" (по-армянски: "люди с исцарапанной, непригодной совестью").
       Поведение хаснамуссов Гурджиев определил термином "мехккенесс", который переводится с армянского языка как "творить вину"... И вот, за это самое "творение вины" (или, иначе, за евангельский "Грех против Духа Святого" - Грех, не прощаемый "ни в сём веке, ни в будущем") "хаснамуссам", к концу их жизни на физическом плане, неминуемо предстоит испытать на себе всю тяжесть той Расплаты, о которой говорится в Новом Завете:

"Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их в сраме: они мыслят о земном".

Послание Святого Апостола Павла Филиппийцам, 3:19

       Гурджиев объяснял неизбежность страшных посмертных мучений хаснамуссов "ложной кристаллизацией" их тонкоматериальных тел, что, уже с точки зрения современной "Теории Биоинформационного Кодирования Сущностных Параметров Человека", соответствует глубоко ущербному кодированию "сущностных параметров" хаснамуссов именно по линии их "исцарапанной" совести...

       Ну а в отместку за столь неблагоприятные для них посмертные прогнозы, хаснамуссы, как и многие обычные люди, до сих пор ещё не перестают обзывать Гурджиева "шарлатаном", "взбалмошным сумасбродом", и, разумеется, "о-о-о-о-очень чёрным магом":

"Мир ненавидит Меня, ибо Я свидетельствую о нём, что дела его злы".

Евангелие от Иоанна, 7:7

       Воистину, со Сцены под названием "Жизнь" гурджиевский балет "Борьба Магов" не сходит!


09. БРАТСТВО ПОСВЯЩЁННЫХ "ОЛ-БОГ-МЕК"
 

"Не один ли у нас всех Отец? Не один ли Бог сотворил нас?"

Книга Пророка Малахии, 2:10

"Дары различны, но Дух один и тот же;
И служения различны, но Господь один и тот же;
И действия различны, но Бог один и тот же,
производящий всё во всех..."

1-е Послание Святого Апостола Павла Коринфянам, 12:4,5,6

       Гурджиев был истинным интернационалистом, презиравшим всякого рода расизм, шовинизм, религиозный фанатизм и сектантство.
       Студентам учреждённого им под Парижем "Института Гармонического Развития Человека" Гурджиев не уставал повторять: "Здесь нет ни англичан, ни русских, ни евреев, ни христиан, а есть только стремящиеся к одной общей цели - стать способными Делать!".
       В "Рассказах Вельзевула Своему Внуку" Гурджиев упоминает о Братстве Посвящённых под названием "Ол-Бог-Мек", "место пребывания которого находится в середине континента Азия".
       В "переводе с трёх языков" (английского, русского и армянского) название "Ол-Бог-Мек" означает буквально: "Все Боги-Один", или в смысловом эквиваленте: "Нет разных религий, а есть только один Единый Бог".
       Гурджиев с большим уважением относился ко всем мировым религиям, и считал, что таким же образом должен поступать каждый человек, ибо религии приобщают людей к Высоким Этическим Идеалам.
       Но, следуя мудрым заветам Братства "Ол-Бог-Мек", всех Основателей Земных Религий - Святого Кришнатхарну, Святого Моисея, Святого Будду, Святого Иисуса Христа, Святого Магомета, Святого Ламу - Гурджиев называл "Посланцами Нашего Общего Отца Бесконечности".
       Более того, творчески развивая идеи Братства "Ол-Бог-Мек", на роль Единого Злого Бога всех людей (вне зависимости от их конфессиональной принадлежности) Гурджиев определил их постыдную и пагубную (хотя внешне, казалось бы, "человеческую", но, по своей глубинной сути, абсолютно "дьявольскую" !) Самоуспокоенность...
       Как было бы здорово, если б все люди на планете Земля осознали бы себя, наконец, "Детьми Нашего Общего Отца Бесконечности", доверились бы Его Высшей Мудрости и Справедливости, а вместо того, чтобы бессмысленно враждовать друг с другом на так называемой "религиозной почве", объявили бы непримиримую войну Своему Общему Врагу в лице Истинного Злого Бога всех людей - СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ ДУХОВНОЙ ОГРАНИЧЕННОСТИ И САМОУСПОКОЕННОСТИ!


10. БЛАГОРОДНЫЕ КОРНИ ("МЕРХАВАТ-2")

"Поднимите знамя на земле, трубите трубою среди народов, зовите
на него (Вавилон) народы, скликайте на него царства Араратские,
Минийские и Ашкенасские, поставьте вождя против него..."

Книга Пророка Иеремии, 51:27

       "Не следует забывать, что к тому времени, как первые индоевропейцы появились в Малой Азии, человеческая цивилизация в районе горы Арарат и озера Ван имела уже свои старые традиции..."

Дэвид Лэнг, "Армения. Колыбель Цивилизации"

       "Армяне, на которых оказали огромное влияние Зороастризм и Халдейская культура, развили свою собственную форму Христианства и необычайную национальную гордость самостоятельного народа. Мать Гурджиева была армянкой, и именно к этой расе он ощущал наибольшую близость".

Дж. Г. Беннетт, "Гурджиев: Путь к Новому Миру"

       Гурджиев родился в Армении: тут прошли детские, отроческие и юношеские годы его жизни, сюда он часто наведывался также и в зрелом возрасте.
       Лучше, чем каким-либо из многих других языков, Гурджиев владел армянским: на этом языке он думал, писал и диктовал свои книги.
       Совсем "по-армянски" звучит и сочинённая Гурджиевым музыка.
       Не лишним будет сказать также и о том, что исконно армянскими блюдами, с тончайшим знанием различных премудростей "сакрального искусства кулинарии" собственноручно приготовленными, Гурджиев очень любил угощать своих друзей, знакомых, учеников и других подопечных....
       Ясно, что вся совокупность подобных специфических этно-ментальных факторов не сказаться на мировоззрении Гурджиева самым серьёзным образом просто не могла...
       В 1970-м году в Англии была издана книга авторитетного историка, профессора Лондонского университета Дэвида Маршала Лэнга "Армения. Колыбель Цивилизации" ("Armenia. Cradle of Civilization")...
       На первый взгляд, такое название может показаться чересчур уж претенциозным и надуманным, но в действительности оно имеет под собой очень веские и вполне убедительные обоснования:

       - Это и Мистерия Эдемского Сада, находившегося по Библейским описаниям ("Бытие", 2:8-15) в верховье реки Евфрат, "напротив Ассирии", то есть географически совершенно однозначно - на территории Армянского Нагорья.
       - Это и "послепотопная" Мистерия горы Арарат, к вершине которой, возвращаясь на "исходную точку Срединной Традиции", и при этом, очевидно, не слишком удалившись от места своего отплытия, причалил Ноев Ковчег.
       - Это и бесспорные доказательства тесных культурных связей Армении с Шумерской и Вавилонской Цивилизациями.
       - Это и очевидные свидетельства возникновения в Армении, в районе Мецамора, самого древнего в мире металлургического производства.
       - Это и такие уникальные памятники древнейшей Солярной Традиции "Храма Солнца" как обсерватория "Карахундж", которая на целых три тысячелетия старше Египетских Пирамид.
       - Это и датируемые V-м тысячелетием до Р.Х. обнаруженные в Гегамских горах изображения символов Святого Духа - "Вишапов".
       - Это и уходящие в IV-е тысячелетие до Р.Х. следы на территории Армении благородной Авестийской Традиции (маздаизма, митраизма, зороастризма), ставшей, как известно, главной предшественницей прихода в мир Христианской Эры.
       - Это и проникновение в Армению Света Христова ещё при земной жизни Спасителя.
       - Это и прямая евангелизация Армении непосредственно апостолами Иисуса Христа из двенадцати, двое из которых - Святой Фаддей и Святой Варфоломей - приняли в Армении мученическую смерть.
       - Это и непрерывное существование в Ариении епископских кафедр уже начиная с 38-го года н.э.
       - Это и официальное принятие Арменией Христианства раньше всех других государств мира.
       - Это и беспрецедентно-героическое отстаивание маленьким народом своей (Христианской) Веры в самоотверженной войне V-го века с могущественнейшим государством того времени - зороастрийской Персией...

       Как известно, Армянская Апостольская Церковь, не являясь, вопреки широко бытующему на этот счёт мнению, ни "монофизитской", ни "монофелитской", принимает по вопросу о Естестве Христа следующую уникальную формулу: "Одно Божественное Лицо, Две Совершенные Природы, Гармонично Соединённые в Одну, Единая Соединённая Гармоничная Воля, Единое Соединённое Гармоничное Проявление Энергий"...
       И в этой связи, следует обратить внимание на тот весьма интересный и замечательный факт, что понятием "гармоничность" в вопросах христологического "неизречённого домостроительства" ни одна другая Церковь не оперирует, всегда чётко разделяя во Христе две его неслиянных ипостаси - божественную и человеческую...
       Может этим важным обстоятельством и следует объяснить уникальный феномен создания Гурджиевым "Института Гармонического Развития Человека", о необходимости существования которого люди никогда даже и не задумывались?
       И ещё. Как уже об этом говорилось, отец Гурджиева являлся выходцем из каппадокийских греков. А ведь именно в Каппадокии, которая на протяжении многих столетий либо с государством "Великая Армения" непосредственно граничила, либо даже в его состав входила, основная часть Христианской Догматики и вся Изначальная Христианская Литургия, ставшая затем Литургией сугубо Православной, создана и была...
       Ведь именно здесь, в малоазийской Каппадокии, ещё задолго до Соборной Схизмы и разделения Христианства на различные направления и ветви, жили и весьма плодотворно занимались богословской деятельностью Великие Отцы Первоначальной Христианской Церкви: Григорий Богослов, Василий Великий Кесарийский, Григорий Нисский, Кирилл Иерусалимский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский...
       Ну а из всего сказанного становится уже понятным, что находиться к Изначальным, то есть незамутнённым и непрофанизированным Истокам Христианства (и географически, и генетически, и ментально) ближе, чем Гурджиев, просто невозможно...
       ...Говорят, что во время похорон Гурджиева устроитель церемонии, не знавший Гурджиева при жизни, был настолько поражен достоинством и благородством, которое излучало тело и лицо усопшего, что не смог сдержать рыданий у могилы Георгия Ивановича...
       И это, конечно, тоже вполне понятно...


11. ЖИЗНЬ РЕАЛЬНА ТОЛЬКО ТОГДА, КОГДА ЕСТЬ "Я"


"Ибо вот, Царствие Божие внутри вас есть".

Евангелие от Луки, 17:21

"Разве не знаете, что вы Храм Божий, и Дух Божий живёт в вас?
Если кто разорит Храм Божий, того покарает Бог,
ибо Храм Божий свят; а этот Храм - вы".

1-е Послание Святого Апостола Павла Коринфянам, 3:16

       "Я часто пытаюсь представить, на что была бы похожа жизнь без Гурджиева. Первым на ум приходит простой образ: глядя из тюремного окна, представлять, как выглядит окружающий мир".

Маргарет Андерсон, "Непостижимый Гурджиев"

       "Я могу оставить позади иллюзии по поводу своего собственного "Я", и достичь более Реального Видения... Таким образом устанавливается иерархия: два Уровня, два Мира.
       Пока существует только один уровень, нет места более глубокому видению. Распознавание другого уровня восприятия есть Пробуждение Мысли. Без такого рода усилий мысль снова впадает в сон, наполненный словами, образами, предвзятыми представлениями, приблизительным знанием, мечтами... и этот процесс бесконечен. Это мысль человека без Глубинного Осмысления.
       Для человека порой страшно осознать, что он не был способен жить своим собственным независимым мышлением, что он жил без видения Реальности, без связи с Высшим Миром...
       Глубоко в моей Сущности лежит возможность воссоединения с Тем, Кто Видит..."

Жанна де Зальцман, "Пробуждение Мысли"

       "Но если ваш выбор - "Быть", тогда вы обрекли себя на тяжкую дорогу, на которой непрестанно, каждый момент приходится совершать Усилие.
       Вы пробуждаетесь и сразу же должны пробудиться снова. Вы пробуждаетесь от пробуждения, и первое пробуждение тоже выглядит, как сон. На этом пути самоизучения сознание работает постоянно.
       Там, где большинство лишь просыпается, засыпает, просыпается и вновь засыпает, поднимаясь на одну ступень сознания только для того, чтобы тут же упасть, никогда не поднимаясь выше этой зигзагообразной линии, там вы найдёте Себя.
       Вы будете двигаться по неопределённому пути новых пробуждений, и, поскольку нет ничего лучше для постижения Сознания, ваши размышления об этих бесконечных пробуждениях для обретения Высочайшего Сознания составят Науку Наук.
       Я называю её Метафизикой, но, хотя это - Наука Наук, не забывайте, что она никогда не станет ничем, кроме как заранее нарисованным маршрутом - да и то лишь в общих чертах - подлинного путешествия, если вы забудете об этом, если вы поверите, что достигли пробуждения, потому что заранее создали условия для постоянного бодрствования - в тот самый момент вы засыпаете и, засыпая, умираете духовно".

Рене Домаль, "Первый Шаг"

       "Когда вы находились рядом с ним, каждая поза, каждый жест отличались от тех, что мы совершаем в обычной жизни; он давал вам чувство другого измерения, другой возможности Бытия...
       Он поощрял искренность и сталкивал вас с вашей собственной слабостью, неспособностью быть искренним даже с самим собой.
       В его присутствии истина проступала, как под резцом гравёра. Малейшее малодушие, мельчайшая ложь или отклонение - пусть непреднамеренное и незначительное - неизменно обнаруживались просто благодаря его присутствию...
       Рядом с ним я была Дома. Во мне больше не было страхов, сомнений, вопросов; всё было просто и естественно. В этом не было тайны; это была просто Жизнь...
       Всё пробуждалось, словно я нашла Потерянный Рай..."

Соланж Клостре, "Десерт"

       "Учение Гурджиева открыло для меня новый мир Реальности. И чем больше этот новый мир открывался передо мной, тем более абсурдным мне казалось тратить львиную долю активного времени на "реальность привычную". Я всегда чувствовал на себе его пристальный вопрошающий взгляд и влияние его удивительной способности бросаться с головой в самое пекло этой бушующей перевернутой жизни...
       Последователи Гурджиева никогда не сомневались в том, что каждое сказанное им слово было произнесено не без особой на то причины.
       Гурджиев был неутомим и никогда не забывал своей цели. По мнению учеников, он всегда находился в обучающем состоянии и для этого жил.
       Гурджиев всегда умудрялся дотронуться до человека каким-то особым, глубоким и одному ему ведомым образом, будучи при этом беспристрастно участливым и заинтересованным.
       Казалось, он с глубоким уважением относился к стремлениям и чаяниям каждого, несмотря на то, что глубоко осознавал ничтожество каждого человека по сравнению с Вечностью.
       Я не знал ни одного из последователей Гурджиева, который, имея подобный опыт, не дорожил бы такими моментами осознавания или сомневался бы в вескости его слов. Без чрезмерной сентиментальности, без претензий на высшую духовность, он умел, подобно волшебнику, превратить ворону в павлина...
       Много раз я слышал от учеников Гурджиева слова, которые часто повторял и самому себе: "Только теперь я начинаю понимать то, что говорилось мне много лет тому назад. И то, что когда-то произвело на меня весьма скромное впечатление и было похоронено в глубинах моего подсознания, гораздо позже вышло на поверхность, чтобы в конце концов оказаться понятым".

Уильям Дж. Уэлш, "Воспоминания"

       "Георгий Иванович Гурджиев утверждал, что вся работа над собой должна быть полной, тотальной.
       Своей жизнью, своей работой, своей изумительной ясностью, своими многими путешествиями, своим упорным отказом учить обычным способом, рискуя разочаровывать и раздражать многих, своим постоянным напоминанием вернуться к себе, своим непредсказуемым поведением, своим юмором, своими парадоксами, он был живым примером тотальности и полноты".

Амийо Девиенн, "Священные Движения Гурджиева"

"Те, кто занят Работой, во многом мертвы для этого
мира и одновременно Живее всех остальных в нём! ...
Но я никак не могу продвинуть вас дальше - я могу только
создать условия для Вашего Собственного Продвижения!"

Г.И.Гурджиев, "Жизнь Реальна Только Тогда, Когда Есть "Я""

 

12. ДУХОВНЫЕ ТОЛЧКИ И ШОКИ


"Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его".

Евангелие от Матфея, 11:12

"Результаты работы пропорциональны сознательности в ней"

Г. И. Гурджиев, "Взгляды из Реального Мира"

       По Гурджиеву, для возможности эволюционного развития необходимы дополнительные духовные толчки, направленные на преодоление своего Уровня Бытия и подъёма на уровень более высокий:

       "Это поразительная и радикальная идея: она подразумевает, что все энергии, а следовательно, и все человеческие действия, по собственной инициативе могут подняться лишь до определённой точки, подобно тому, как стрела, пущенная в небо, истощив на излёте свой первоначальный импульс, падает обратно на землю.
       Однако в решающей точке, в которой первая энергия начинает истощаться, может произойти так называемый "шок", являющийся сознательным введением нового импульса, благодаря которому подымающееся движение преодолеет невидимый барьер и сможет продолжить свой восходящий путь.
       Этот образ позволяет нам понять, почему без такого "шока" жизнь угасает, происходит упадок цивилизаций и империй, вычисления оказываются ложными, а героические революции обращаются против самих себя, предавая собственные великие идеалы".

Питер Брук, "Тайное измерение"

 

13. ВЕСТНИК ГРЯДУЩЕГО ДОБРА: ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ


"Мы же, будучи Сынами Дня, да трезвимся, облекшись в
броню Веры и Любви и в шлем Надежды Спасения".

1-е Послание Святого Апостола Павла Фессалоникийцам, 5:8

       "Я знаю одно - если бы Гурджиевская Теория Человеческой Эволюции была бы понята и применена, то наша Планета освободилась бы от ненависти, безумия и войн..."

Маргарет Андерсон, "Непостижимый Гурджиев"

       Гурджиев, будучи по-настоящему свободным, прогрессивным, ответственным и глубоко презирающим всякого рода тоталитаризм и мракобесие Гражданином Мира, дал человечеству новое, адекватно соответствующее современным жизненным реалиям Социально-Духовное Учение:

       "Он сказал: история уже доказала нам, что такие орудия воздействия, как политические, религиозные и другие организованные движения, которые обрабатывают человека "в массе", а не как Индивидуальное Существо, оказывались неудачными. Подобные попытки всегда будут неудачными, и поэтому отдельное, индивидуальное развитие каждой личности в мире - это единственный верный путь эволюционного развития ".

Ф. Петерс, "Детство с Гурджиевым"

       Сакральная Триада "Вера, Надежда, Любовь" вписывается в гурджиевский "Четвёртый Путь" естественным и гармоничным образом: Вера на этом Пути равнозначна Пониманию, Надежда - Самостоятельному Поиску Истины и неустанной Внутренней Работе, "результаты которой пропорциональны Сознательности в ней", а "для того, чтобы человеческое существо функционировало в согласии со свойственной ему Человечностью, и для того, чтобы люди были способны Работать Вместе для Одной Общей Цели Саморазвития и Самосовершенствования, им необходимо Любить друг друга и любить эту свою Цель".
       Безо всякого напыщенного пафоса Четвёртый Путь совершенствует людей посредством решения ими конкретных жизненных задач:
       "Работать над собой ради блага других - хитроумный способ получать Лучшее от жизни для самого себя.
       Попусту же расходуя своё драгоценное время, мы лишаем себя возможности извлекать из жизни Самое Ценное".
       Если цель, выбранная человеком, является не мелкотравчатой, а требующей подлинного включения его Высших Центров, то за счёт таких усилий произойдёт и реальный рост его Сущности: человек, вышедший за пределы "обычности", не только очищается от элементов своей ложной личности, но и обязательно уже приобретает какой-либо серьёзный и постоянно растущий Творческий Интерес.
       Ну а для дальнейшего развития Сознания Человека, его усилия должны быть направлены на достижение всё более Высоких Целей...
       Наиболее же воодушевляющих результатов человек достигает тогда, когда он уже на Сущностном Уровне осознаёт, наконец, свою Главную Цель Жизни:

"Возможность такого развития в Служении Высшим Целям Наш Общий Отец Творец Бесконечность
соблаговолил предназначить нам в качестве способа, посредством которого мы, в конечном
итоге, сможем стать Его Помощниками в Управлении Увеличивающимся Миром".

 

14. СВЯЩЕННЫЙ КШЕРКНАР, ГЕПТАПАРАПАРШИНОХ


"И семь светильников огненных горели перед
Престолом, которые суть Семь Духов Божиих".

Откровение Святого Иоанна Богослова, 4:5

       "Гурджиевское видение космоса и человека - симфония вибраций, которые музыкальной струной Мировой Оси являют все виды трансформации основной энергии, от тонкой к плотной и от плотной к тонкой.
       Тончайшая, самая гармоничная и самая совершенная примордиальная энергия, изначальный Звук, или Слово - Логос, испуская Луч Творения, рядами нисходящих октав порождает галактики, звёзды, планеты и живых существ.
       Эта же изначальная энергия, пройдя через Абсолютное Всё, воссоединяется со своим источником, взлетая ко всё более тонким вибрациям по восходящим октавам".

Дэвид Хайкс, "Поиск Пробуждённого Слушания"

       Главным "инструментом" в управлении Миром по Системе Гурджиева, как уже об этом говорилось, является совместное действие двух основных Священных Законов Мироздания: "Закона Трёх Сил" и "Закона Семи Уровней" (или Закона Октав).
       Эти законы обеспечивают всем системам Вселенной состояние энергетической стабильности и структурной устойчивости, которое Гурджиев назвал "Состоянием Священного Кшеркнара", где слово "Кшеркнар" означает по-армянски "Уравновешенность".
       Второй же Основной Общекосмический "Закон Семи" Гурджиев назвал составным словом "Гептапарапаршинох", в котором греческий корень "гепта" означает "семь", а два армянских корня "парапар" и "шинох" - соответственно "поэтапно" ("последоватально") и "созидающий" ("строящий"), то есть смысл термина "Гептапарапаршинох" - "Семерично-Поэтапно-Созидающий".

       "Закон Семи объединяет все процессы Вселенной, но это единство не статично: оно заключает в себе дифференциацию, многообразие, появление иерархических уровней, относительно независимых систем и объектов, рассматриваемых как локальные конфигурации.
       По Гурджиеву, появление этих свойств обусловлено существованием различных материй-энергий и действием Закона Трёх.
       При этом, в точном соответствии с теорией Эйнштейна, многообразие феноменов в различных системах координат сосуществует с неизменностью физических законов во всей Вселенной.
       Таким же образом, в космологии Гурджиева великое многообразие феноменов, происходящих в различных космосах, сосуществует с неизменностью великих космических законов - Законом Трёх и Законом Семи.
       Закон октав объясняет многие явления в нашей жизни, понять которые иначе просто невозможно.
       Первое - это принцип отклонения сил.
       Второе - тот факт, что в мире ничто не стоит на одном месте, не остаётся тем, чем было; всё движется, всё куда-то перемещается, всё меняется и неизбежно или развивается, или идет вниз, ослабевает и вырождается, иными словами, всё движется или по восходящей, или по нисходящей линии октав.
       И третье - что в развитии восходящих и нисходящих октав постоянно происходят флюктуации - подъёмы и падения".

Басараб Николеску, "Гурджиевская Философия Природы"

       Как мы можем видеть, действием Закона "Гептапарапаршинох" убедительно объясняется вся та Непостижимая Гармония, которая царит в Природе, и прекрасно (на весьма наглядном примере музыкальной гаммы) иллюстрируется абсолютная необходимость для Эволюции дополнительных "толчков и шоков".
       Более того: этот Закон, окончательно снимает извечный "основной вопрос философии", то есть якобы "непримиримое противоречие" между "материализмом" и "идеализмом":
       "Да, всё в мире "материально" - говорит Гурджиев - но Семь Миров Луча Творения образуют различные категории материальности, так что "материя" Высших Порядков (Планов) для наблюдателей Планов низших "материальной" в их понимании не является, а потому может восприниматься и квалифицироваться ими лишь как нечто "идеальное" и "духовное""...
       Впрочем, такого рода "материализм и спиритуализм" у Гурджиева - это всего лишь две грани одной и той же реальности, а гурджиевские "материи" всегда обладают ещё и многочисленными аспектами, изучение большинства из которых выходит за рамки методологии современной науки, поскольку отношение эти аспекты имеют уже исключительно ко "внутренней алхимии человека".
       И ещё... По-Гурджиеву, все Планы Бытия взаимопроницаемы и поэтому могут быть обнаружены повсеместно, а это значит, что Человек, поскольку в нём присутствуют все виды материи других миров и уровней, в самом прямом и полном смысле являет собой "Вселенную в миниатюре": в Человеке "работают" все те же законы и силы, которые управляют жизнью Вселенной, и, значит, изучая Человека, мы одновременно изучаем также и окружающую нас Вселенную, а исследуя окружающий Мир Вселенной, мы одновременно познаём также и Человека...


 15. ИРАНИРАН-МАНГЕ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭНЕРГИЙ

       "На своих лекциях Гурджиев особое внимание уделял роли и значению Органической Жизни.
       Он говорил:
       "Органическая Жизнь - это орган восприятия Земли, но в то же время и орган её излучения. С помощью Органической Жизни каждая часть земной поверхности ежесекундно посылает лучи строго определенного рода по направлению к Солнцу, другим планетам и Луне.
       Всё, что происходит на Земле, создаёт подобные излучения.
       И многие явления зачастую происходят только потому, что от некоторого места земной поверхности потребовались вдруг особого рода излучения".

Морис Николл, "Психологические Комментарии к Учению Г.И.Гурджиева и П.Д.Успенского"

       В более широком контексте, эту свою важную Бытийную Концепцию Гурджиев называет "Ираниран-Манге" (в переводе с армянского: "Самопроизводящийся Обмен"), и говорит о том, что данную концепцию "Объективная Наука определяет как Общекосмический Обмен Веществ, или как Трансформацию Энергий".
       В частности, процесс кристаллизации второго бытийного тела человека Гурджиев описывал следующим образом:

       "Когда в организме человека в достаточных количествах накапливается необходимая тонкоматериальная субстанция, может начаться процесс её кристаллизации, подобно тому, как кристаллизуется соль, растворённая в воде и содержащаяся там сверх определенной концентрации.
       Если этот процесс продолжается долго, то наступает момент, когда у человека из подобных кристаллизаций начинает формироваться "вместилище Души" - второе бытийное тело "Кесджан", которое часто называют "астральным"...
       А при поглощении и ассимиляции таких космических субстанций, которые возникают непосредственно из Святейшего Теомертмалогоса, у человека может начать покрываться и "Высшее Священное Тело", которое затем получает возможность соединения с Причиной-Причин всего Сущего, то есть с нашим Святейшим Солнцем-Абсолют, и начать выполнять то Предназначение, на которое возлагал Свои надежды наш Всеобъемлющий Отец Бесконечность".

       Таким образом, возможность формирования Души, по Гурджиеву, связана с наличием у человека определенной комбинации тонких веществ и энергий, которые, находясь даже в состоянии дезорганизованном, несут в себе всю информацию о духовном опыте человека.
       Обычный человек, в котором тонкие вещества и энергии не "кристаллизованы", бессмертным не является, хотя в нём и присутствует некий чувствительный элемент, способный на определённое время пережить смерть физического тела.
       Бессмертным, по Гурджиеву, человек становится только тогда, когда он уже сформировал в себе Полноценную Душу, что, с точки зрения современной науки, самым прямым и непосредственным образом коррелируется с результатами Биоинформационного Кодирования Сущностных Параметров Человека...
       Ясно, что в своих теориях Гурджиев оперирует понятиями "тонкое вещество" и "тонкая энергия" лишь только по той причине, что до середины 20-го века развитых информационных (и тем более - биоинформационных) технологий в мире ещё просто не было...

 
16. "ПОБЕГ ИЗ ТЮРЬМЫ": МАГНЕТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР, ПУТЬ,
ШКОЛА, ТРИ ЛИНИИ ШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ

"Входите Тесными Вратами, потому что широки врата
и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут
ими; Потому что тесны Врата и узок Путь,
ведущие в Жизнь, и немногие находят их".

Евангелие от Матфея, 7:13,14

"Механическая вера есть глупость.
Эмоциональная вера есть рабство.
Сознательная вера есть Свобода".

Г.И.Гурджиев, "Взгляды из Реального Мира"

Из тюрьмы, в которой мы оказались, необходимо бежать:

       "Но как бежать? Необходимо вырыть под стеной проход. Один человек на это не способен, но если таких людей много, если они работают по очереди и если один прикрывает другого, то они могут закончить проход и спастись.
       Далее, никто не сумеет бежать из тюрьмы без помощи тех, кто бежал ранее. Только они могут рассказать, каким образом можно устроить побег, только они могут передать всё необходимое для побега.
       Но один заключённый не сможет найти таких людей, вступить с ними в контакт.
       Необходима Организация. Без Организации нельзя добиться ничего!"

       Всё обдумав, Гурджиев решает основать Школу Четвёртого Пути в России.
       Тут он сближается с П.Д.Успенским, и именно тут открывает свой "Институт Гармонического Развития Человека".

       "Человек живет под двоякого рода влияниями.
       Первый род влияний ("А") включает в себя интересы и тяготения, созданные самой жизнью: интересы здоровья, безопасности, богатства, наслаждения, развлечения, гордости, славы и т. д..
       Ко второму роду влияний ("В") относятся интересы иного порядка, побуждаемые идеями, которые не были созданы жизнью, и достигают человека посредством философии, науки, религии, искусства.
       Если человек целиком находится под общим влиянием "А" либо каким-то частным его проявлением и безразличен к влиянию "В", то с ним ничего не происходит, а возможности развития такого человека убывают с каждым годом его жизни.
       В каком-то возрасте, иногда достаточно раннем, они полностью исчезают. Это значит, что человек умирает ещё при жизни, подобно тому зерну, которое не способно рождать и давать жизнь растению.
       Но если, с другой стороны, человек не полностью во власти влияния "А", а влияние "В" притягивает его и заставляет его чувствовать и размышлять, результаты производимых чувством и мыслью впечатлений могут собираться, притягивать другие влияния того же рода и расти, занимая все более важное место в его уме и жизни.
       Если произведённые влиянием "В" результаты становятся достаточно сильными, они сливаются и образуют в человеке так называемый "Магнетический Центр"...

П. Д. Успенский, "Психология Возможной Эволюции Человека"

       Гурджиев говорил о людях, обладающих "Магнетическим Центром", как о людях, подверженных влиянию "Высших Сил", как о людях, способных усваивать сущность Великого Знания - только такие люди, говорил он, могут извлечь пользу из Идей Четвёртого Пути как для самих себя, так и для других.
       Когда инициатива переходит от "Ложной Личности" к "Магнетическому Центру", он собирает вокруг себя все совестливые "я" и вместе с ними берёт под контроль "Ложную Личность", в результате чего может наступить момент, когда к человеку приходит постоянное "Я", то есть когда в нём начинает актуализироваться Единство, Сознание и Совесть. (Вспомним в этой связи Евангельскую Притчу о тех "совестливых слугах", которые подготовили приход в Имение своего "Господина").
       В таком состоянии человек уже начинает искать Путь и может встретить своего Проводника.

       Это первая ступень Лестницы между Жизнью и Путём, по которой человек восходит при помощи Водителя: подниматься самостоятельно пока ещё опасно - можно легко оступиться и сорваться.
       Сам же Путь начинается там, где кончается эта Лестница, - на гораздо более высоком уровне, чем обычный уровень жизни.
       И тут уже нужна помощь Школы с её Эзотерическим Влиянием "С":

"Школы настоятельно необходимы: человек чересчур ленив, он боится сделать себе что-либо
неприятное. Самостоятельно он никогда не достигнет необходимой интенсивности".

       Конечно, необходимое условие, предъявляемое Школой, - это обладание человеком сильным "Магнетическим Центром", ибо человек без "Магнетического Центра", или со слабым Центром, едва попав в Школу, сразу же занимает по отношению к ней критическую позицию, а его интерес к обучению очень быстро угасает при встрече с первыми же трудностями школьной работы.
       Но как раз этот фактор и охраняет Школы: без такого "естественного отсева" Школа быстро заполнилась бы совершенно непригодными людьми, которые тотчас же исказили бы смысл её Учения.
       Одним из важнейших принципов Школы является одновременное проведение Школьной Работы сразу по Трём Линиям. "Одна или две линии - это еще не подлинная работа Школы".

Ну а Третья Линия Работы Школы - это Беззаветное Служение Общему Духовному Делу.

       
17. "PARTK-DOLG-DUTY": СЛУЖЕНИЕ И ЖЕРТВА


"В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир".

Евангелие от Иоанна, 16:33

"В усердии не ослабевайте; Духом пламенейте; Господу служите..."

Послание Святого Апостола Павла к Римлянам, 12:11

       Гурджиев не уставал повторять о необходимости приложения учениками на всех трёх направлениях школьной работы "сознательного труда и добровольно-преднамеренного страдания":

"Вы хотите знать? В действительности, чтобы знать, вам нужно пройти через страдание.
Вы должны научиться страдать не так, как вы страдаете сейчас, а осознанно.
В настоящее время вы не умеете страдать ни на один франк, а чтобы
понимать, вам нужно страдать на миллион франков".

       Жертвенное Служение Высшим Эволюционным Целям - это тот Главный Урок, который преподал нам своим примером Божественный Учитель Иисус Христос...
       Ну а кто же как не Гурджиев, уже с раннего детства знавший и понимавший смысл Истинного (а не наблюдаемого нами на каждом шагу "халявно-застойно-лубочного") Христианства, должен был с новой силой донести Живой Нерв Великого Урока Иисуса до современного Общества?! И, конечно же, исполнение именно этой Миссии дало Гурджиеву право назвать своё Учение "Эзотерическим Христианством".
       Давая название Принципу, обязательному для всех Благородных Людей (а тем более для тех, кто склонен причислять себя к "христианам"), искренне стремящихся к своему эволюционному развитию, Гурджиев использует составное слово "PartkDolg-Duty" ("Партк-Долг-Дьюти"), в котором слово "долг" ("обязанность") повторяется три раза (дабы поняли все!): на армянском, русском и английском языках.
       Реальная Трансформация Человеческого Сознания связана с возможностью "покрытия высших бытийных тел" (которые от рождения даются людям лишь только в зачаточном состоянии) тонкоматериальными космическими субстанциями, и может быть реализована лишь только надлежащим исполнением людьми своего PartkDolg-Duty. А это означает, что за своё духовное развитие человек обязан "платить" сознательным трудом и добровольным страданием, причём платить "по полному счёту" и немедленно.
       Очевидно, что именно Принцип "PartkDolg-Duty" способен дать Социуму тот ключевой этический мотив, отсутствие которого к тотальной профанизации и аморализации всех общественных и культурных институтов этого Социума как раз таки и привело.


       
18. МИССИЯ ГУРДЖИЕВА

"Шестый Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: высохла в
ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного".

Откровение Святого Иоанна Богослова, 16:12

       "Реально понять значение Работы Гурджиева мог бы только человек, находящийся на одном с ним Уровне Бытия.
       Работа Георгия Ивановича будет продолжаться до тех пор, пока мы не забудем его слова: "Помни, зачем ты явился сюда!""

Томас де Гартман, "Наша жизнь с Мистером Гурджиевым"

       "Переход от деятельности небольших эзотерических групп к масштабной общественной организации, каковой является Церковь, требует участия определённого вида энергии.
       Такая энергия должна находиться под контролем людей, знающих как с ней обращаться.
       Это мы смутно предполагаем, когда слышим о мучениках и первых апостолах великих религий - о том, что они были способны делать и на какие страдания были готовы идти ради собственных убеждений.
       Мы чаще всего приписываем это их личным принципам, а также силе их веры и характера...
       Тем не менее, происходило нечто большее, поскольку такие люди становились центрами образования Энергий Очень Высокого Уровня.
       Гурджиев хорошо это знал. Его понимание процесса человеческой трансформации в истории Цивилизации подразумевает невидимую деятельность Высших Энергий, благодаря которой возможна Эволюция...
       Кроме того, он давал понять, что контактировал с Высшим Источником и что благодаря этому контакту работа, за выполнение которой он нёс Ответственность, получит дальнейшее развитие во всём Мире...
       В одной из чрезвычайно интересных бесед за несколько месяцев до своей смерти Гурджиев высказался на этот счет довольно загадочно, но вполне определённо.
       Он сказал, что в то время происходило формирование Организации, в которую могли войти только те люди, уровень духовного развития которых позволял вырабатывать Высшие Энергии.
       В свою очередь те, кто был способен взаимодействовать с этой Организацией, должны были получить возможность участвовать в образовании и передаче Высших Энергий.
       Гурджиев говорил об этом как бы от третьего лица как о чем-то происходившим и известном ему, с чем он был связан, но не в качестве главного действующего лица, то есть руководителя или основателя.
       Я думаю, он хотел показать нам, что после его смерти в том случае, если мы будем достаточно подготовлены и способны выполнять необходимую работу, у нас, по всей видимости, будет возможность связаться с этим Источником, и в свою очередь стать звеном передачи этой Высшей Энергии тем людям, которым она необходима..."

Дж. Г. Беннетт, "Гурджиев: Путь к Новому Миру"

 

19. ЧЕТВЁРТЫЙ ПУТЬ - ПУТЬ К "ДРЕВУ ЖИЗНИ"


"Я есмь Истинная Виноградная Лоза, а Отец мой - Виноградарь;
Всякую у меня ветвь, не приносящую плода Он отсекает; а всякую,
приносящую плод, очищает чтобы более принесла плода..."

Евангелие от Иоанна, 15:1,2

"Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего
и не властей века сего преходящих, но проповедуем Премудрость Божию,
Тайную, Сокровенную, которую никто из властей века сего не познал".

I-е Послание Святого Апостола Павла Коринфянам, 2:6-8

       "Гурджиев придавал слову "Путь" особое значение, подразумевая под ним Трансформацию, переводящую человека из Внешнего Круга во Внутренний, поскольку Четвёртый Путь не имел бы смысла, если бы не было Внутреннего Круга, к которому он ведёт.
       Тем не менее, ещё важнее обратная ситуация, то есть то, что Четвёртый Путь может находиться в активной или пассивной фазе, в зависимости от решения Внутреннего Круга, сообразного нуждам человечества.
       Приняв эту точку зрения, мы делаем выбор в пользу довольно широкой трактовки гипотезы Внутреннего Круга.
       У тех из нас, кто в начале 20-х годов стал учениками Гурджиева и Успенского, не было никаких сомнений в том, что мы были приняты в Школу Четвёртого Пути. Единственное, в чём мы сомневались, так это в том, что мы были достаточно подготовленными к раскрывшимся Перспективам...
       Чем больше мы осознаём Духовную Реальность, тем больше убеждаемся в том, что в мире сегодня разворачивается чрезвычайно Важное Действие. Перед нами стоит задача помочь Человечеству совершить трудный и опасный переход к Новой Эпохе.
       Если нам удастся показать, что Гурджиев преследовал именно эту Цель и, более того, дал нам возможность участвовать в этой деятельности, это будет серьёзнейшим свидетельством его связи с Внутренним Кругом..."

Дж. Г. Беннетт, "Гурджиев: Путь к Новому Миру"

       Концепция Четвёртого Пути глубоко традиционна.
       А с точки зрения "Эйдологии" - науки о Символическом Самовыявлении Бытия – Четвёртый Путь как раз и представляет собой в современных условиях заветный для всего Человечества Путь к Библейскому "Древу Жизни"...
       Ведь из всей Библейской символики Земного Рая, описанной в первой книге Ветхого Завета ("Бытие"), в символику Небесного Иерусалима, которая появляется уже в последней книге Нового Завета ("Откровение Святого Иоанна Богослова" или "Апокалипсис"), перешла одна лишь только символика Древа Жизни:

"И насадил Бог сад в Эдеме... и произрастил Древо Жизни посреди сада...
И когда изгнал человека, тогда на восток у сада Эдемского
поставил Херувимов и пламенный обращающийся меч,
чтобы охранять Путь к Древу Жизни..."

"Бытие", 2:8,9; 3:24
"И я, Иоанн, увидел Святый Город Иерусалим, Новый, сходящий от Бога с Неба...
И среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, Древо Жизни, двенадцать
раз приносящее плоды...; и листья Древа - для исцеления народов..."

"Откровение Святого Иоанна Богослова", 21:2; 22:2

       Таким образом, упомянутые два аспекта символики "Древа Жизни" олицетворяют собой две крайние фазы Библейского Цикла...
       Этот исключительно важный для понимания перспектив Духовной Эволюции Человечества факт крупнейший традиционалист ХХ-го века, Рене Генон, взявший на себя Миссию донести до современников утраченную человечеством Изначальную (или Примордиальную) Мистическую Традицию, которая лишь частично нашла своё отражение в существующих духовных учениях, комментирует следующим образом:

"Земной Рай реально есть ещё часть "космоса", но положение его виртуально надкосмично".
Поэтому отсюда можно дотянуться до плода Древа Жизни, что равнозначно тому, как если
бы существо, достигшее Центра нашего мира, тем самым уже завоевало Бессмертие.
А то, что верно для Земного Рая, естественно, верно и для Небесного Иерусалима,
ибо и тот и другой, в конечном счёте, всего лишь два взаимодополняющих аспекта
одной и той же реальности, попеременно преобладающие в зависимости от того,
рассматривается ли она по отношению к началу или концу космического цикла".

Рене Генон "Древо Жизни и Напиток Бессмертия"

       При этом, представляется очевидным, что то место на Земле, где в "изначальные времена" произрастало Древо Жизни, есть Центр Мира и Святая Земля всего Человечества:

"Существует Святая Земля - прототип всех остальных, Духовный Центр, которому подчинены
остальные, престол Изначальной Традиции, от которой производны все частные её версии,
возникшие как результат адаптации к тем или иным конкретным особенностям эпохи и
народа... Первые, держатели и распространители Доктрины, стоят у Источника,
который и есть этот Центр; отсюда Доктрина распространяется и распределя-
ется по ступеням иерархии к различным степеням посвящения, согласно
потокам, олицетворяемым реками Земного Рая... Это и в самом дел
Земной Рай, точка исхождения всякой традиции, имеющая в своём
центре единственный Источник, от которого расходятся
четыре реки... Она есть также Источник Бессмертия".

Рене Генон "Хранители Святой Земли"

       Но свою статью "Хранители Святой Земли" Р.Генон завершает на достаточно пессимистичной ноте:

"У Западного мира более нет Святой Земли, которую следовало бы хранить, потому что
Путь, который ведёт туда, отныне полностью утерян. Лишь вернувшись к нормальным
условиям и обретя дух своей собственной традиции, если у него ещё есть такая
возможность, Запад сможет вновь открыть Путь, ведущий к Центру Мира".

       К сожалению, несмотря на всю глубину и добросовестность своих традиционалистских изысканий, Рене Генон так и не понял, что "Путь, ведущий к Центру Мира" (а значит, и к Земному Раю, и к Древу Жизни...) был "вновь открыт" его современником и даже "соседом по стране проживания" (Франции) - Георгием Ивановичем Гурджиевым, учение которого Генон воспринял крайне враждебно...

 

20. ЭПИЛОГ

"Господь - Свет мой и Спасение моё; кого мне бояться?
Господь - крепость жизни моей; кого мне страшиться?"

Псалтирь, Псалом Давидов, 26:1

"Ещё многое имею сказать вам, но вы теперь
не можете вместить. Когда же придёт Он, Дух
Истины, то наставит вас на всякую истину".

Евангелие от Иоанна, 16:12,13

       Конечно, "Традиционалистский Космос" Четвёртого Пути Гурджиева - это, в первую очередь, "Умное Делание" Эзотерического Христианства, но Четвёртый Путь не ограничивается рамками какой-либо одной религиозной доктрины, а представляет собой Интегральное Учение, органичным образом синтезирующее наиболее важные и ценные аспекты всех Мировых Религий и Духовных Традиций.
       Кардинальным образом возрастает на Четвёртом Пути также роль и значение Искусства как чрезвычайно тонкого и эффективного Трансформационного Инструмента Эволюционного Развития Человека.
       Сама же идеология Четвёртого Пути направлена на восстановление утраченного Изначального Единства Общемировой Срединной Традиции и придания ей мощной Духовной Динамики, адекватным образом соответствующей мировоззрению человека Новой Эпохи с его органичной "завязанностью" на различные естественнонаучные, технологические, социологические и культурологические концепции.
       Именно поэтому Система Гурджиева в гораздо большей степени, чем какая-либо другая современная Духовная Доктрина способна стать тем Живым Объединительным Стержнем, вокруг которого может и должна сформироваться Мировоззренческая Парадигма III-го Тысячелетия.
       Безусловно, Четвёртым Путём удастся пойти далеко не всем: ведь "только малое число людей способно развить те "качественные вибрации", которые смогут реально изменить их судьбу"...
       Но, тем не менее, Четвёртый Путь ни для кого не закрыт, и все имеют на нём Равные Возможности: кто захочет пойти по Нему и приложит для этого максимум Усилий - тот Пойдёт, ну а кто пойти не захочет, либо таких усилий приложить не сумеет, узнает просто о том, что в Мире существует НЕЧТО гораздо более Важное и Значимое, нежели вся та обыденная жизнь, которая нас окружает...
       Современное Общество должно, наконец, понять, что это "НЕЧТО" существует Реально, "Здесь и Сейчас" и что его Ценность несравненно Выше ценности всех мирских благ и богатств.
       В интересах сохранения нашей Цивилизации, нам необходимо сделать всё возможное для того, чтобы Общество к этому "НЕЧТО" стало приобщаться. Это - Наш PARTK-DOLG-DUTY:

Мы все стоим перед лицом Суда, но судит нас не кто-то
другой, а мы сами даём окончательную оценку своей жизни...
Мы не должны провалиться на самом серьёзном Экзамене
своей жизни, где самый серьёзный Судья - Наше Высшее "Я".


КОНЕЦ


 
Все высказывания, приведённые в Литературной Программе без
упоминания источника цитирования, принадлежат Г.И.Гурджиеву.

 
На данном сайте

http://aramenfi.narod.ru/

размещена ткже следующая

полезная информация о Г.И.Гурджиеве:

Г. И. Гурджиев: Общая Информация
Г. И. Гурджиев: Краткая Биография
Г. И. Гурджиев: Основы Учения
Г. И. Гурджиев: Библиография

 
БИБЛИОТЕКА ПРОЕКТА "ARTHUMAN":

Статьи о Гурджиеве (№№ 01-12)

О "Гео-Культуральных" и "Гео-Традициональных"
Аспектах Духовной Миссии России

Кое-что о Гурджиеве и Моём Понимании
"Российской Версии Четвёртого Пути"