Раньше

Константин Кучер
       Э—ээх… Вот раньше… Раньше рыбы всякой у нас было…
       Ну, пока любая бабуля на рынках под открытым небом, что в каждом городском микрорайоне, свой товар народу на гора выдать могла.

           *   *   *
       Озеро ж оно вот, прям под боком. На утренней зорьке сети подняли, улов на палубу вывалили, руль повернули и-ии… К городу!
       И пока кривошипно-шатунный, что на ТММ и ДМ* в качестве курсовой работы разрисовывал на весь лист формата А2, там, где-то под палубой, «чух-чух», всё то, что на палубу вывалили, по ящичкам и рассовали. Ну, а что не рассовали, то на камбуз и в каструльку… Как закипит, пенку сняли, лучок там, перчик…
       А на пирсе уже ждут, дожидаются…
       Эта машинка - на «Ягуар», эта - на «Центральный», эта - на «Ленинградский»…
       Так что часикам к девяти глазки протрёшь, зубки почистишь, наличность по кошельку проверишь, к рынку подгребёшь. А там уже…
       Судачок? Нате, пожалуйста. Сижок?! Нате! Щучка?.. Из частиковых что?! Да куча целая!
       И жабры... Жабры – прям краснющ-щие. Не то, что цвета спелой вишни. Или там с отливом серым. А вот именно – краснющ-щие!
       Ну, как тот флаг у братьев-хунхузов китайских.
       У нас раньше тоже такой был. Был, да сплыл. Теперь этот, как его? Во! Триколор называется. Постоянно путаю, у него красный или белый наверху... Белый? А красный, значит, под низом самым? Вот, ты смотри, когда всё-таки Белое дело, но верх взяло... Взялоо! Нет, эту правду не задушишь, не убьёшь...
       Мне ещё на рыбокомбинате наши технологи…
       И почему так все технологи – исключительно женщины? Да и учителя, врачи в поликлинике, тётки в оранжевых куртках, что на железке одной левой шпалы ворочают… Да-аа… А мужики-то наши где? Неужели так уж и все раньше, на войне той?
       Так вот, ещё технологи мне говорили, что вся рыба… Не, тут я загнул, конечно. Ну, не вся, но на сколько-то там много процентов. Процентов, может, на 90 из воды состоит. Только вода та хитро как-то называется. Типа там физиологический раствор. И раствор этот по клеточкам, по клеточкам разлит и в какую-то мембранку плотненько так упакован. Только и гляди, чтоб не вытек куда без упаковки этой биологической по жидкой своей суетной природе.
       При замерзании жидкость, школьный курс физики вспоминаем, – расширяется. А мембранка-то, - не резиновая. Жидкость - расширилась, мембранку - порвала. И когда мы рыбу с магазина там, со склада-холодильника домой приволокли, на стол шлёпнули и ждать стали, пока разморозится, весь рыбий смак, сок этот внутриклеточный, что в мембранку запрятан был, и вытечет… Потому, как рыба разморозится, то мы не рыбу уже жарим, парим, варим, а так фигню какую-то. Ну, типа рыбные волокна с запахом жирных аминокислот животного происхождения.
       Потому самый смак, эт когда её, рыбку то есть, только-только из воды вытянул, р-р-рраз, и в котелок! Пенку снял, ну, а дальше каждый сам, по своему рецепту. Кто – с бутылкой водочки на ведёрко, минут за пять до окончания варки. Кто – с берёзовым обгорелым полешком, прям из костерка, перед тем, как котелок с огня снять…
       Охлаждённая… Охлажденная, эт когда её вытащили, по ящикам рассыпали, и ледком озёрным - сверху да горочкой, пока с озера до пирса шлёпают.
       Чтоб летом со льдом тем проблем не было, в феврале-марте, когда уже морозы не такие сильные, но лёд на озере ещё солидный, специальная бригада бензопилой «Урал» его нарезает, на саночки и - мотонартами, вжик, - на склад-холодильник. А в путину, перед тем, как в озеро выйти, те глыбы льда квадратные – в трюм, в трюм… Крапива-то, она в озере не растёт! Пока до сетей идут, вахте делать нечего, не всё ж им в карты резаться, да чаи в кубрике гонять, по тому брусочку, да кувалдочкой... Ледяную крошку потом,- в ящики, поверх рыбы. Горочкой…
       Да! Охлаждённая – та тоже ничего...
       А вот, как на ценнике пишут, «свежезамороженная», так то и не рыба вовсе, а так, туфта полная с ярко выраженным рыбьим запахом кошакам на корм… И то, не каждый кошак и есть станет. А уж уважающий себя – ни за какой там Вискас! Засуньте себе куда этого макроруса, телепию, зубатку пятнистую или мерлузу серебристую, хеком канадским обзываемую по безграмотности ихтиологической!
       Так что, как рынки позакрывали у нас, мол, антисанитария только от них и пользы никакой трудовому населению, окромя кишечной палочки...
       Да отмазка то! Как так пользы нет? Пошёл вот, пусть и охлаждённую, но притаранил с рынка. И какую хочешь!
       Есть польза, да только кто ж нас из хозяев жизни слушать-то будет? Они ведь через супер, или там гипер-маркеты, та-акое бабло отмывают…
       А что там в этом супер-гипер? Либо фуфло замороженное, и кошаки которое не едят, морды воротят, либо форель охлаждённая. Форель. Форе-ель! У кого бабло есть форель каждый день покупать?!
       Каждый, каждый… Ну, или через день хотя бы! Реже – так то смерть карельская. Ведь если настоящий карел не ел рыбы два дня подряд, то ложится - и помирает... А мы что, помирать собрались? Или что, не настоящие?!

          *   *   *
      Не-ее… Вот раньше…



* ТММ и ДМ – Теория Машин, Механизмов и Деталей Машин. Предмет такой. Будущие инженера изучают..

22.05.2008
09.06.2008