ПЛАЧ ДУШИ... или 19. Источник любви

Гулистан Матякубова
 Вчера всю ночь не сомкнула глаз.
Все время в ушах моих стоит предупредительный постулат Президента: «Люди, будьте бдительны!».
И я, вновь и вновь, а потом мысленно и Вас призвала к бдительности, хотя всей душой рвалась к вам, чтобы в ваших глаза прочесть то же самое выражение переживания за наш народ, который постигла такая участь…
Вера! Вера в Родину, Президента, любовь народную!
Я все сердцем желаю, чтобы вера ваша достигла таких высот, чтобы сравняться с месяцем, быть такой же сверкающей и чистой, как и лунный свет.
Будьте бдительны, друг мой! Будем бдительны! За вами стоит наш народ – эта величественная сокровищница.
Будьте бдительны, ведь на ваших плечах лежит ответственность за его процветание, и одарит Вас силой Творец!
… Народ оплакивает погибших, подлых же проклинает…

***

Сегодня в нашей стране траур. Родина, любимый край скорбят по жертвам трагедии, порожденной происками отверженных народом…
Я не нахожу себе места, не могу вместиться в рамки своей плоти от возмущения…
Сегодня я с головой окунулась в горе, сотрясшее мою землю. И меня охватывает непреодолимое желание присоединиться к тем, кто покинул это мир, ибо я не могу постигнуть сокровенные тайны бытия, не могу узреть, где начало, а где конец этой тайны. Ведь лучше отдать жизнь за Родину, чем прожить сотни лет трутнем.
Вероятно, губы читающего эти строки коснется ирония.
Я не получила эти страдания откуда-то, не собираюсь и расставаться с ними. А сегодня я осознаю, что вся боль страданий народа пронизывает и мою душу.
… Неужели человек способен проявить нечеловеческую жестокость в отношении своей земли, которая подарила ему жизнь и взрастила его…
О, всесильный Творец!
Одари сознанием и открой глаза потерявшимся рабам своим!
Друг мой! По причине этой трагедии мои волшебные и таинственные чувства к Вам нашли свое логическое и разумное обоснование. Я желаю, что горе и страдания всегда обходили стороной мою землю…
Сегодня я еще раз твердо уверовала, что Вы – пристанище моей души, Вы – пристанище моей веры.
Вы всегда в моем сердце!
А значит, я живу!!!

***

… Меня хранит одна вера. Она держится на тончайших, готовых вот-вот оборваться нитях, однако каким то чудодейственным способом все еще способны оберегать меня. Не знаю, моих сыновей гложет какое то чувство, мне неведомое, однако я убеждена, что придет день, и они сформируются полноценными людьми. Когда-нибудь, верю в это, и они отплатят добром…

 ***

… Друг мой! Свет ясного взора дружеского взгляда способен уловить лишь человек чистый душой и помыслами, трезвым разумом…
Друг мой, именно в это момент я ощущаю всю правдивость данного постулата.
Сегодня известные Вам праздничные торжества. Однако я все время тянусь к Вам: «А что там было, какие звучали речи?».
… Слава Всевышнему, есть на земле люди, прекрасно понимающие меня и мое сердце, и в моменты праздничного веселья вспоминающие меня.
Большое им спасибо! Однако я недовольна собой, и это чувство растет. Ибо я не могу ответить на их чистосердечные и искренние пожелания достойным образом.
Думаю лишь о Вас, сердце моем при одном только упоминании о Вас, начинает тревожно биться, не могу найти места, слезы так и рвутся наружу. Я же не могу скрыть от окружающих влажные глаза. И все время жду лишь Ваших поздравлений…
Друг мой, в этом и заключена та волшебная тайна, свойственная человеческому роду. Сколь раз твержу себе: «Друг твой – бесценное сокровище души твоей. Зачем же тревожить его, подари ему покой».
Ведь Любовь и Привязанность, испытываемые к нему, вечны и давно уже текут по твоим венам. Они неизменны. И любовь, вошедшая в мое сердце, словно солнечный закат, уже никогда не покинет мою душу.
Мысли и решения мои изменчивы, лишь вера и любовь постоянны и вечны! И на этой тропе вечности остаются лишь мое сердце, бьющееся в томительном ожидании, полыхающее ярким пламенем, да слезы, которые льются из глаз, словно собираются это пламя потушить!
Накануне праздника я поймала себя на мысли, что словно выпрашиваю у Вас поздравления. Находясь среди прекрасных алых роз, увидела тот букет, который мечтала получить. Ощутила пьянящий и сладкий аромат, от которого слегка вскружило голову. Ощутила шипы роз, вонзившиеся в пальцы… Я поняла, осознала, что это букет предназначен для всех моих праздников – прошедших и будущих, он воплощение самого сокровенного и желанного, неповторимого…
Неужели мне мало этой радости… С уверенностью говорю, конечно же достаточно, таинственный букет будет озарять все мои радости и праздники.
На всех праздниках он стоит перед моим взором. Эта картина бессмертна.

 ***

Сегодня погода словно повторяет мою природу… В сердце моем разыгралась буря, все погрязло в хаосе. Душа моя, исстрадавшаяся от переживаний разлуки плачет не переставая. Хотя на глазах и видно слез, боль, отраженная в моих зрачках, постепенно впитывается в мою плоть…
Друг мой! Говорю, друг, и при этом ощущаю, как меня начинает ласкать свет, который источает Всевышний на мою голову. Мысли принимают упорядоченный вид…
Кажется, еще недавно пробиравший до мозга костей холод, понемногу сдает свои позиции, дни начинают наполнятся приятным теплом…
Воды «Кызкетган» тоже отступили. Каждый раз, проходя вдоль его берегов, заворожено гляжу на его воды. Словно его воды разделяют мою душу пополам… А сердце напоминает разбитые надвое берега безжизненной реки…
Ощущаю, словно вся моя сущность падает ниц перед волшебным миром, сотворенным Вами, от чудес мира осознаю себя беспомощным и глухонемым…
Рассыпаюсь беззвучно, будто нежный цветок, с раннего утра вбирающий всю силу просыпающегося солнца, тянусь вверх, но затем, опаляюсь беспощадными лучами того же солнца, но уже к полудню сжигающими все вокруг, лепестки мои обожжены. Мои мысли безнадежно поглощаются дорожной пылью…

 ***

… Рассвет застал меня врасплох. И солнце также неожиданно взметнулось к своему зениту…
Мое воображение рисует волшебную картину одобрения Аллахом всех Ваших благих намерений и помыслов…
Друг мой! Точно так же, как от чудодейственного солнечного тепла расцветает все вокруг, а птицы возвещают о наступлении теплых дней своим неугомонным пением, точно также и мое сердце наполняется блаженным теплом, а душа наполняется вдохновением.
Выглянув из окна увидела, как весна с удивительным ковром из цветков, распустившихся всеми цветами радуги от волшебных лучей солнце приходит к нам, приходит на нашу землю. Каждое дерево старается перещеголять друг друга своими нарядами, вокруг в воздухе разносится пьянящий аромат весны…
Я же, под грузом все несказанного Вам, словно становлюсь все тяжелее и грузнее, моя душа, полная страданий, прижимает меня к земле.
Я верю в Ваш разум, в Вашу любовь, все время пытаюсь разыскать правду, которой не видно ни в миру, ни в человеке. Ведь, как верно подметил французский писатель Блез Паскаль: «Сердце имеет доводы, которых не знает разум».

***

В мгновения, когда волнения от чувств, неподвластных разуму, сотрясают мою душу и плоть, вспоминаю разговор с Рахат.
– Я могу общаться со всеми, – говорит она. – Я давно хотела об этом сказать Вам: вы очень близко принимаете все близко к сердцу, отдаляетесь от людей. Я же, напротив, не вижу в этом проблемы. Не нужно выбирать, к примеру, я приехала в Ташкент в 1985 году, а успела побывать во многих кругах. Многих я уже не помню. Среди тех, с кем дружу, много знатных и знаменитых людей. Сколько бы им не пыжится, а я делаю вид, что мне безразлично. Или кожа одубела, даже не могу сказать, в чем причина этого.
Мне неинтересен его статус, его поведение. Во всяком случае, я так ощущаю. Даже если он мне противен, могу поддержать разговор. Послушайте, подруга, напомню-ка я Вам «Хикматнаму» Махмуда Яссави, мне кажется, это и Вас касается.
Верить в смерть.
Терпеть наказание.
Верить в благо и довольствоваться этим.
Нужно постичь смысл этих трех постулатов. Ибо на все Воля Всевышнего. Необходимо исходить из этого. Вы, к примеру, все еще переживаете о трагедии в вашем доме. Я же слишком не заморачиваюсь, на все воля Аллаха.
Запомните, мы можем вытерпеть, если осознаем: не в наших силах изменить волю Творца. Вы ведь не хотели, чтобы так случилось, нет, не хотели.
Вот в романе Абдуллы Кадыри во дворец Худаярхана приводят Атабека. Именно тогда я была потрясена мастерством автора.
Помните, Атабеку был задан вопрос: «Почему же вы, ташкентец, женились из Маргилана?» Атабек отвечал: «Судьба, таксыр». Атабеку было 25 лет, я же осознала смысл этих слов в 50 лет.
Для того, чтобы познать смысл слова «судьба», нам необходимо познать Творца. Может быть, тогда и я бы не отмахивалась от тех знаков, которые мне преподносила судьба.
Отец моих детей был человеком неплохим. Я никогда не говорила о нем плохо, потому что он был человеком щедрым и с открытой душой. Если бы уразумела, что человек мне послан судьбой, то жила бы с ним и поныне.
Он ничего не предпринимал, предварительно не обговорив со мной.
А причина, по которой я не ужилась с ним была следующей: я не принимала тех подарков, которыми он меня одаривал, говорила, что все это получено нечестным путем, способом, который неугоден Всевышнему.
Принес однажды дубленку. Стоила она 1500 рублей, что равнозначно полутора тысячам долларов. Насилу заставил меня одеть ее на работу. Настаивал и просил, чтобы я ее одевала повсюду.
Он был таким щедрым человеком, я же его пилила расспросами: «Где и на какие деньги вы ее приобрели?».
Я не могу принять таких вещей. Творец создал меня такой. Ныне, когда живу в Ташкенте, если братья хотят мне что-нибудь купить, я решительно противлюсь. Это все судьба.
Верить в смерть.
Терпеть наказание.
Без этого нельзя. И только тогда, когда поймем истинное значение слова судьба, испытаем облегчение. Даже не думала, что приеду в Ташкент, и буду работать в «Саодат» . Я приехала сюда, чтобы поставить на ноги своих детей, дать им достойное образование. Просто покинула «плохой климат», царивший в моем краю. Однако, те люди, которых я воспринимала как детище того самого дурного климата, ныне – предприниматели.
Обобщая, могу сказать, что они живут одним днем, не задумываются о грядущем. В одном из своих стихотворений я касалась этой темы.

«Искала в этой жизни просвещенье я,
Увидела лишь царство пресмыкающихся»

Человек живет правилами. У нас мышление словно окостеневшее, шаблонное. Нам следует держать в узде свои мысли, размышления, эмоции, интонации, не подать виду, в общем, все теплые чувства, что характеризуют человека.
То есть, под воду мы и не заглядывали. А именно там, в этих семьях, в тесном кругу близких, противостояниях мы можем узреть яркий внутренний мир во всей красе. Я говорила, что во мне живет 7 различных типов людей. Иногда я в одном обличие, иногда в другом… Однако всегда говорю правду. Некоторые из нас держат в себе лжецов.
Свои мысли я излагаю только от себя, не давая тому, кто во мне, говорить другое. Ибо, если скажет тот, пройдет время, и все забудется. И если когда-нибудь задать им тот же вопрос, услышишь совершенно иной ответ, ибо отвечает за него уже третий, сидящий в нем.
Таковы люди. И именно поэтому меня многие недолюбливают. С серьезным вопросам я подхожу, загасив в себе голоса других, говорю и размышляю только от себя.
Поражаюсь мастерству Достоевского, гиганту русской литературы. В дороге нас посещают сотни мыслей, десятки героев, однако мы не в силах полноцветно их отобразить в своих работах.
Сейчас излагаю мысли, а в прослойках моего мозга остаются многие моменты, имеющие право на жизнь. Параллельно в голове разворачивается еще один сюжет. Но рассказать о нем я не могу. Именно поэтому в нашей литературе глубокие отступления, многогранные переживания обычно так и остаются нераскрытыми.
Есенин потому и велик, потому как на бумагу ложатся без утайки строки, которые шепчет ему сердце. Вчера вы прочли мне свою поэму «Зульфия». Вы написали все, что говорило вам сердце. Вы не оглядывались на день сегодняшний и грядущий. Вы слушали ли зов души своей. И именно поэтому ваше произведение столь прекрасно и содержательно. И сегодня появляются такие творения. К примеру, Аман Мухтар создал такую замечательную повесть, как «Царство женщин», по мотивам которой создана и кинолента. В нем ярко обрисованы именно те моменты, четко раскрываются грани переживаний персонажей, наверное, это и есть то, чего так не хватало в нашей литературе.

***

Слушая Рахат, часто испытываю облегчение. Размышления о литературе, времени, уносят мои мысли в далекие края. Наше время представляло собой извращенное эпоху, которая душила стремления молодых и талантливых творцов ясно и открыто излагать свое мироощущение и переживания, душевное волнение. Тогда существовала стальная граница, через которую нельзя было перешагнуть.
Если и были порывы сказать что-либо, незамедлительно рубились под самый корень: идешь против партии, эпохи. И не зря, когда спросили у Ибрагим-аки его понимание душевного состояния в литературе, и особенности, в поэзии, он ответил: «Современная поэзия это бесцельное блуждание вдохновения. То есть, муза как бы посещает нас, однако все настолько аморфно, расплывчато, невозможно сделать цельную, содержательную вытяжку. Пришла вера, а вместе с ней и тайны, сокрытые в священных аятах, о существовании которых мы и не подозревали. А все в целом привело к тому, что вдохновение стало выходить за очерченные мыслительные рамки, налицо тенденция к блужданию. Не знаешь, где кинуть якорь, где остановиться. В особенности это явно и наглядно прослеживается в творчестве молодежи, духовный мир одного поэта максимально схож с таковым другого. Нет индивидуальности, все шаблонно».
В Священном Коране есть такое место. В этом мире человек создан в 2 образах. Одних он создал преданными мирским делам, других же, избранных им самим, заставляет переносить сотни страданий и мучений, чтобы они, совершенно обессилевшие, обратились к нему с мольбой о помощи, и это Всевышнему нравится.
В работах Джалаладдина Руми также есть упоминание на изречение нашего Пророка. Один человек пришел к нему и признался: «Я люблю Вас», на что Пророк ответил: «Нет, ты не любишь меня, оставь эту мысль». Человек повторил свое признание. Пророк вновь попросил его изменить свои мысли. В третий раз человек повторил свои слова. Тогда Пророк изрек: «Теперь ты пропал. Ты лишен радости наслаждаться прелестями этой жизни, будешь погрязать в трудностях и страданиях».
Этим он хотел сказать, что пройдя через горнило трудностей и лишений, в загробной жизни можно вкусить плоды всего самого прекрасного и сказочного. Даже святые не рождались кристально чистыми. К примеру, один из них в свою бытность в грешном миру был разбойником и вором. В какой тог период свое жизни он 5 раз в день совершал молитву, читал намаз. И вор и праведный уповают на Всевышнего.
Навои в одной из своей газелей писал: «Беги от улуса, беги от улуса, беги от улуса» . И сам же отвечал: «Убегал, но спасения не находил». И в поэзии Бабура есть подобная тенденция. Он правил обширной империей. «Не познал я добра в своей жизни, не нашел сердца, зовом привлекавшее мое. Из всех жемчужин мира не сыскал я близкой мне». Видимо, ведется речь о вещах более возвышенных, чем которые в состоянии уловить наше сознание.
Скажем, в беседе с поэтом Бахромом Руз Мухаммадом открываются совершенно новые грани прекрасного. «На моих глаза люди говорят ложь. Были вещи истинные, о которых поведал я, меня поняли. Однако, даже вняв мне, они преступили через правду, не остановились на первостепенном, а лишь изрекли вердикт, основанный на лжи. Неужели они поступили так будучи в здравом уме и ясной памяти? Следовательно, дурак тот, кто говорит правду».
Сейчас не угнетаю себя. Сказать по правде, лишь Всевышний обладает могуществом, сохраняя все в равновесии. Смысл этого в следующем: неподобающие деяния находятся на одной чаше весов, уравнивая их. Можно раскрыть это на живом примере, я проверила.
В ходе иссушения озер Хорезма было проведено истребление комаров. Но вопрос, уничтожили ли их? Нет, они лишь сменили свое обиталище.
Вязы были покрыты белой мошкарой. Все пропало, и вязы и тутовые деревья. Нельзя идти против природы, нельзя гневить Творца. Для чего лягушки в озерах? В детстве мы купались в водоемах с лягушками. Они живые фильтры воды, показатели ее чистоты. Кроме того, выделяемые ими вещества обладали ярко выраженными бактерицидными свойствами.
Животные пьют воду из водоемов. А растительность, произрастающая по его берегам была чрезвычайно питательной и сочной, вследствие чего и молоко коров, по словам наших предков, обладало лечебными свойствами.
Философия. Восточная философия человечества. По причине одного лишь бездумного действия человека по иссушению озер, руки населяющих Хорезм людей стали сухими, кожа потеряла способность сохранять влагу. Бестактный по отношению к природе поступок человека обрек его самого на болезни. Ответом может служить один лишь аят: «Высший и неповторимый ученый есть Аллах».
Поэтому Вы не обижайтесь на человека, говорящего неправду, это Творец заставляет его поступать таким образом. Ибо есть цели, которые посредством этого преследует Всевышний, запаситесь терпением. Когда человек наконец постигает все – это свидетельство того, что дни его сочтены.
К примеру, великий Микеланджело неустанно творил, рисовал, он видел то, что другим было неподвластно. Перед кончиной он сказал: «Жаль, только собирался приступить к работе». Прислушайтесь, человек создал массу непревзойденных шедевров, а говорит, что только собирался начать работу.
Некоторые, набрав материальных благ, говорят, что прожили хорошо.
Я была во многих местах, была среди многих людей. Оказывается, нам с Вами жить тяжело. И в этой тяжести кроется перст божий. И чем яснее становятся для меня тайны бытия, тем полноценней становится жизнь.
Вот такие дела, друг мой. Мое, не поддающееся объяснению состояние, позволяет вынести на поверхность все наболевшее и злободневное, чем полна жизнь человеческая.
Я верю, что тот смысл, которым Вы наполняете мое существование, дарит мне силы и вдохновение, позволяет надеется на то, что завтрашний день мой будет также благословенен и полон красками радости, будет служить мне источником любви.