Наше завтрашнее всё?

Лариса Миронова
Кто она, настойчивая претендентка на Российский престол, грузинка по матери и по внешнему фенотипу? Великая Княгиня, Глава императорского Дома Романовых, местоблюстительница Российского Престола.

Родилась 23 декабря 1953 г. в Мадриде.
Праправнучка Александра II. Ее отец, великий князь Владимир Кириллович (1917-1992) - сын великого князя Кирилла Владимировича (1876-1938) и двоюродный племянник Николая II - в течение 54 лет возглавлял российский императорский дом и рассматривался монархистами-легитимистами как местоблюститель престола. Дед - Кирилл Владимирович - в 1922 г. объявил себя местоблюстителем престола, а в 1924 г. принял титул Императора Всероссийского ("Кирилл I"). В 1905 г. Кирилл Владимирович против воли Николая II женился на своей двоюродной сестре принцессе Виктории-Мелите (1878-1936), которая в первом браке была замужем (в 1894-1903 гг.) за Эрнстом Людвигом, великим герцогом Гессен-Дармштадтским - родным братом императрицы Александры Федоровны, супруги Николая II. После развода (из-за "противоестественных наклонностей герцога", о которых до брака не было известно) Виктория-Мелита в 1905 г. вышла замуж за Кирилла. Брак Кирилла и Виктории первое время не признавался Николаем и был узаконен царским именным указом только в 1907 г., после рождения у них первой дочери - Марии.
Мать Марии Владимировны - великая княгиня Леонида Георгиевна (1914), урожденная княжна Багратиони-Мухранская, принадлежит к грузинскому царскому дому, была замужем за Владимиром Кирилловичем вторым браком (первый муж - американский бизнесмен шотландского происхождения Самнер Мур Кирби, участвовавший во французском Сопротивлении и погибший в немецком концлагере в 1945 г.).

Мария Владимировна выросла во Франции, училась в Оксфорде. 23 декабря 1969 г., в день ее совершеннолетия, глава императорского дома великий князь Владимир Кириллович опубликовал "Обращение", в котором объявил ее блюстительницей престола. На этот момент оставались в живых семь членов династии мужского пола (в возрасте от 55 до 73 лет), имевших право наследовать престол в случае смерти Владимира Кирилловича, но, как утверждалось в "Обращении", все они "состоят в браках морганатических и... вряд ли можно предположить, что кто-либо из Них, принимая во внимание Их возраст, сможет вступить в новый равнородный брак и тем более иметь потомство, которое стало бы обладать правом престолонаследия". Соответственно было объявлено, что после их смерти наследие перейдет к великой княжне Марии Владимировне.

В 1976 г. она вышла замуж за Франца-Вильгельма Гогенцоллерна, принца Прусского (сына принца Прусского Карла Франца-Иосифа, внука принца Иоахима и соответственно - правнука германского императора Вильгельма II). Венчание происходило после принятия принцем православия; на бракосочетании в мадридском православном храме Франц-Вильгельм был провозглашен "Великим Князем Михаилом Павловичем".

После смерти в 1989 г. последнего из князей императорской крови - князя Василия Александровича - Мария Владимировна была официально провозглашена наследницей престола. В 1992 г., когда умер великий князь Владимир Кириллович, она возглавила императорский Дом Романовых. Монархистами-легитимистами, ссылающимися на Закон о престолонаследии, Мария Владимировна рассматривается как местоблюстительница российского престола и de jure императрица, а ее сын Георгий - как единственный законный престолонаследник.

       Противники кирилловской ветви Романовых подвергают сомнению права Марии и ее сына на российский престол, сссылаясь на то, что Великий Князь Кирилл был женат на своей двоюродной сестре, к тому же разведенной (т.е. его брак был по канонам Православной Церкви незаконным), а также отрицают равнородность брака Владимира Кириловича с Великой Княгиней Леонидой (которая, по их мнению, либо утратила царственный статус в результате своего первого неравнородного брака, либо же не имела его с самого начала, так как род Багратионов-Мухранских перестал быть владетельным домом после включения Грузии в состав Российской Империи).

Однако международная монархическая "общественность" (в лице европейских монархов и предствителей владетельных домов, утративших престолы) признает настоящими Романовыми только ветвь Кирилловичей.
Мария Владимировна живет в Испании; раньше жила в Сент-Бриаке (Франция), говорит по-русски. В 1986 г. развелась с мужем (разводил супругов епископ Лос-Анджелесский Антоний, который их и венчал); после развода великий князь Михаил Павлович вернулся в лютеранство и стал титуловаться по-прежнему - Франц-Вильгельм, принц Прусский.

Из собственности у императорской семьи - только скромная квартира в Мадриде. Был дом во Франции, который пришлось продать, так как Романовы не могли его содержать. Спонсорская помощь, которую Романовы получают из России, в основном идет на обеспечение визитов членов семьи на Родину. Члены Императорского дома жили за границей по паспортам беженцев и не принимали никакого гражданства. А когда в России пал коммунистический режим, и они (в 1992 году) получили российские паспорта, правда, без прописки - это паспорта граждан РФ, постоянно проживающих за рубежом. ("Комсомольская правда", 29 сентября 2006), то и вообще многое стало не очень ясно...

Мария Владимировна впервые приехала в Россию в начале 90-х по приглашению Анатолия Собчака. Говорят, что организацией ее визита и получением гражднства занимался тогдашний помощник Собчака - Владимир Путин. Есть ли у Романовых еще какое-нибудь гражданство, не известно. Впрочем, одна монархическая газета пишет, что нет. Если так, то остается открытым вопрос, платит ли Мария Владимировна налоги в российскую казну со своего мадридского имущества, голосует ли она сердцем на выборах и не уклоняется ли Георгий от службы в российской армии.

Впрочем, относительно армии беспокоиться не стоит. У госпожи Романовой складываются исключительно теплые отношения с силовиками. Она учредила орден Николая Чудотворца и наградила им главу Генштаба Квашнина, главу ФСБ Патрушева и генерального прокурора Устинова. Мария Владимировна организовала благотворительный фонд поддержки культуры, образования и зодчества главы российского императорского дома ее императорского высочества великой княгини Марии Владимировны «Держава». Все серьезно, в лучших традициях: «Божией милостью мы...».
       Однако вкладывать свои собственные средства в это благое дело Мария Владимировна вроде бы не собирается, но деньги под ее имя щедро дают некие российские банки. Пока что фонд только готовится к работе: за время своего существования он успел оказать денежное вспомоществование детям погибших сотрудников ГИБДД - и все. До иных проектов у великой княгини как-то руки не доходили. Культура, образование и зодчество пока остаются без высочайшей поддержки.
Что дальше?
В этом году всё должно как-то проясниться.