Fin de siecle. Ч. 3

Нина Матвеева-Пучкова
Fin de siecle. Ч.3. Пять шагов, или пять лет.

Не плачу я. Всесильно время.
Оно со всех снимает бремя
И не минует и меня.
. . . . . . Дю Белле






       Итак, мы в Париже. Да, мы всё ещё в Париже.
       Конец 70-х – начало 80-х…

       Задержимся на этом десятилетии, пожалуй, нет – пятилетии: c 1877 по 1882.
       Они очень важны, эти пять лет, так как в это время, достигнув своего предела, потихоньку заканчивается импрессионизм.
       Проявилась-таки оборотная сторона достаточно жёсткой системы: «изображаю только то, что вижу и только так, как вижу» в стремлении догнать ускользающее мгновение, отодвигая при этом объект наблюдения, - человека, - на второй план, нивелируя индивидуальность.
       Кто-то из художников, начал, оглядываясь назад, обращаться к художественным принципам классицизма, кто-то устремился вперёд в неизведанное и волнующее БУДУЩЕЕ в поисках адекватных средств изображения жизни, так стремительно меняющейся в условиях крушения традиционного общества.

       Символом угасания импрессионизма, уступающего место постимпрессионизму, стал Эдуард Мане, а его картина «Бар в Фоли-Бержер», - последняя картина в творчестве художника, - поставила точку в развитии импрессионизма.
       Наступала другая пора, с иными поисками и иными творческими установками. Но об этом потом.

       Правда, стоит отметить, что отдельные всплески импрессионистической манеры живописи ещё длительное время проявлялись (и проявляются) в творчестве того или иного художника, но как целостное явление в искусстве ИМПРЕССИОНИЗМ ЗАКОНЧИЛСЯ именно в это время.

       А пока поговорим о том, что, завершая блистательный период в истории искусства, Эдуард Мане в то же время положил начало оригинальному направлению в жанровой тематике постимпрессионизма.
       
       Его картины и эскизы начиная от «Лакомого кусочка» и до завершающей цикл «Бар в Фоли-Бержер», - явились основой и началом развития сюжета «Кафе» в живописи постимпрессионистов.
Этот сюжет в дальнейшем будут активно развивать в своём творчестве Гоген, Ван Гог и Тулуз-Лотрек.
Об этом мы поговорим в дальнейшем, а пока – последние годы жизни Эдуарда Мане, его работа над последней значимой картиной.
 

       Итак, самая ранняя работа этого периода в творчестве Мане - картина (не эскиз!) «Слива.(La Prune)», или «Лакомый кусочек», название связанное с английским «plum» (слива; лакомый кусочек, в т.ч. – о женщине), или «Подвыпившая. (Подшофе?)». Как видите, названий почему-то оказалось много. Видимо, это связано с тем, что собственно сливу здесь почти и не видно – она в бокале-креманке.
       Персонажем картины является мадемуазель, Лакомый Кусочек: абсент выпит, в пальцах – сигарета, непринуждённая поза слегка захмелевшего человека, грустно-задумчивый бездумный взгляд ускользает от внимательного зрителя.
       Композиция проста, лаконична и не требует особой расшифровки. Стоит только обратить внимание на столешницу, демонстративно отделяющую персонаж от зрителя – помните? Да, та самая - «заслоняющая плоскость», всё правильно!

       Теперь давайте внимательно рассмотрим пять эскизов.
       Взгляните:

• - В кафе,1878
• - Кабачок.1878
• - Две девушки, пьющие пиво, 1878
• - Пьющие пиво, 1878
• - Кафе, пл.Французского театра,1881

Перечисленные иллюстрации можно посмотреть здесь:
http://zhurnal.lib.ru/m/matweewa_n_w/findesiecle3.shtml


       Не знаю как Вам, а мне показалось, что все изображённые странно грустны. Не правда ли?
       И почему?...

       Это, без сомнения, подготовительные работы для большой картины «Бар в Фоли-Бержер» - они были необходимы, чтобы заполнить персонажами, видимый в зеркале зал, служащий фоном для изображаемой сценки: взгляните, как много отражается в зеркале людей.
       Они не прописаны детально-подробно, но их образы – конкретны: вот дама, подносящая к глазам бинокль, чтобы лучше рассмотреть происходящее на сцене, а вот кто-то закуривает сигарету, официантка разносит пиво – огромный зал полон движения, лёгкого гула, звона посуды, покашливаний, звуками отодвигаемых стульев, музыки.

       Неправда ли, на фоне этой «массовки» центральная фигура девушки за стойкой бара – кажется особенно одинокой? Вы согласны?
       Хорошо… Да.

       Итак. Картина Эдуарда Мане, представляющая собой синтез мимолетности, нестабильности, сиюминутности, свойственных импрессионизму, и, с другой стороны, постоянства, стабильности и незыблемости, присущих классическому направлению в искусстве, явилась последней значимой работой мастера.
       Пять лет упорного труда в состоянии безуспешного преодоления тяжёлой болезни и мучительных болей завершились созданием шедевра.

       Это произведение принято считать программным в творчестве Э.Мане - в нём отразились его излюбленные темы: натюрморт, портрет, движение толпы, так любимые им различные световые и цветовые эффекты.
       И одновременно, что ОЧЕНЬ ВАЖНО, подготовительные работы к этой картине, выполненные за последние пять лет, положили начало новой струе в жанровой и портретной живописи.

       А теперь, как уже стало привычно, немного поэзии.
       Надеюсь, Вы не возражаете?
       Чудесно!

       Сегодня у нас сонеты Дю Белле (Joachim du Bellay. 1522-1560) в вольном переводе с французского С.Я.Бронина:


       Наш век - как капля из ковша,
       Как кем-то брошенное слово.
       Зачем же ждешь венца земного,
       Землей плененная душа?

       О чем мечтаешь, чуть дыша?
       Зачем ты мучаешься снова?
       Сними с очей своих оковы
       И к небу обратись спеша.

       Там свет, которого ты жаждешь,
       Там отдых, о котором страждешь
       Средь ежедневной суеты.

       И - напряги воображенье -
       Увидишь там отображенье
       Здесь позабытой красоты.
       
       *********

       А также в переводе В.Левика:
       
Блажен, кто устоял и низкой лжи в угоду
Высокой истине не шел наперекор,
Не принуждал перо кропать постыдный вздор,
Прислуживаясь к тем, кто делает погоду.

А я таю свой гнев, насилую природу,
Чтоб нестерпимых уз не отягчить позор,
Не смею вырваться душою на простор
И обрести покой иль чувству дать свободу.

Мой каждый шаг стеснен - безропотно молчу.
Мне отравляют жизнь, и все ж я не кричу.
О, мука все терпеть, лишь кулаки сжимая!

Нет боли тягостней, чем скрытая в кости!
Нет мысли пламенней, чем та, что взаперти!
И нет страдания сильней, чем скорбь немая!

Середина XVI века……

-----------------*
В связи с тем, что возможность размещения иллюстраций на сайте Проза.ру ограничена, предлагаю посмотреть вошедшие в эту главу иллюстрации здесь:
http://zhurnal.lib.ru/m/matweewa_n_w/findesiecle3.shtml

----------------*
О вкладе Эдуарда Дега в это направление поисков - в небольшом приложении и дополнении к этой главе в ближайшее время.