Чужие письма

Мириам Хейли
Чужие письма.

    Эллка проснулась от яркого  солнечного света, пробивавшегося через не задернутые шторы. Она привыкла вставать в пять утра, когда ее новенький мобильник светясь маленьким фонариком, рассекал темноту комнаты и будил ее песней Аллы Пугачевы. Но сегодня была суббота, значит, можно было немного поваляться. Однако, бросив взгляд на часы, она  обреченно вздохнула, и, просунув ноги в огромные, в виде рыжих тигрят тапочки, встала.

Не прошло и часа как у нее уже крутилось белье в стиральной машине, в белой эмалированной, еще союзовской кастрюльке с цветочком варилась курица, а старенький немецкий миксер месил тесто на кекс в автоматическом режиме. Еще через час комната наполнилась ароматом свежей выпечки с корицей  вперемежку с запахом куриной лапши.

Она заглянула в комнату к сыну. Он дрых после вчерашней дискотеки с друзьями. Небось, домой завалился только под утро, полуночник. Она тихонько взяла со стола леп-топ и вынесла в салон. Эллка сварила себе черный кофе и села перед компьютером. Прежде всего, ей нужно проверить свою электронную почту. Потом она зайдет на любимый сайт прочитать последние сплетни и обсудить их со своими виртуальными друзьями. 
Отхлебывая из огромного бокала с изображением рыжего кота черный, пахнущий элем кофе, она бросила взгляд на список непрочитанных за неделю сообщений. Одно из них сразу бросилось в глаза.  Имя отправителя ей было незнакомо, но заголовок звучал интригующе: " Моей первой и последней любви".

Сердце Эллки учащенно забилось, хотя до сих пор ей казалось, что она перестала верить в такую чепуху, как любовь.
"Здравствуй, Элла!
Пишет тебе Андрей, твой бывший соученик. Впрочем, возможно, ты меня не помнишь -  ведь мы учились в параллельных классах.

 Каждый раз, когда я набирался смелости и решительно направлялся к тебе, чтобы признаться, я натыкался на твой насмешливый взгляд, изучающий меня через дорогие очки или -  на презрительные гримасы на квадратных физиономиях сопровождающих тебя поклонников. Чувствуя неуверенность в себе, я боялся не сколько услышать насмешки или просто схлопотать  по физиономии, сколько потерять возможность видеть тебя. Сотни раз я провоцировал учителей выставить меня с урока, а сам через стеклянную дверь твоего класса любовался тобой.   
Во всех своих тетрадях я рисовал только твой образ. А ты... Ты меня не замечала. Когда мы окончили школу, я, провалив вступительные экзамены в универ, загремел в армию, а ты пошла учиться. Мне все время  хотелось встретить тебя и хотя бы невзначай рассказать о своих успехах. Но  ты вышла замуж и уехала
Так наши жизненные пути разошлись. Сегодня я вполне успешен: у меня есть любимая работа, которая к тому же неплохо кормит меня, хорошая, проверенная временем, семья. Но все-таки иногда мне снится твой искрометный взгляд, что не раз согревал мне душу в холодных казармах. И порой в толпе людей мне мерещится твой тонкий, готический профиль, видно первая любовь неистребима. К моему удивлению я пронес свои чувства через все двадцать лет, что прошли с того дня, когда мы окончили школу, Узнав от бывшего одноклассника твой электронный адрес, мне захотелось  послать тебе это письмо и поведать тебе об этом.
Если хочешь, можешь не отвечать на мое письмо, я счастлив, что ты где-то есть"
  Эллка задумалась. Интересно, кто такой этот Андрей?

Она напрягла память. Перед ней проплывали смутные образы каких-то вихрастых мальчишек в синей школьной форме. Ей ни за что ни вспомнить, кого из них звали Андрей. Университетских сокурсников она помнила намного лучше. И не потому, что была старше, и даже не потому, что  они вместе ездили "на картошку" и в стройотряд.  Ведь за все это время они вместе не только корпели над курсовыми и экзаменами, за время учебы они влюблялись и ссорились, выскакивали замуж и разбегались. Вот и она тогда выскочила замуж за однокурсника и через год обратно "соскочила". Хорошо, что родители помогли, иначе ей не получить бы высшего образования.
Хотя, можно подумать, оно ей здесь сильно пригодилось.
Ей даже добавку к зарплате не дают, говорят, ее должность не требует высшего образования и потому к ней не полагается добавки.   
 
Эллка села к компьютеру. Она решила ответить на письмо, но не писать же, что она не помнит никакого Андрея. Неудобно как-то: он "ее образ пронес" через двадцать лет, она даже смутно его не помнит.
Написав пару ничего не значащих фраз о школьных годах, она добавила, что вообще-то замужем- то побывала только год, и уже будучи в Израиле несколько раз пыталась найти свою судьбу, но не получилось.
Эллка  вдруг оторвалась от клавиатуры и  задумалась.
Сегодня, когда после последней попытки найти спутника жизни прошло лет пять, она неожиданно для себя поняла, что никогда не  задавала себе этот вопрос и не пыталась понять и осознать свое нынешнее одиночество. Сыну сегодня шестнадцать. Уже сейчас у него своя компания, свои интересы. А что будет через пять, десять лет?
Эллка в волнении провела обеими руками по волосам ото лба к затылку, то ли пытаясь пригладить  непослушные рыжие кудри, то ли  - уложить страшные мысли  спать обратно в голову. Но они не уходили, а продолжали сверлить изнутри, отдавая точечными болями в затылке       
Неожиданно для себя Эллка продолжила свое электронное письмо.

  - А знаешь, Андрюха, сегодня я впервые попыталась понять: как получилось, что всю жизнь, окруженная поклонниками я, в конце концов, осталась одна?  Всем знакомым и подругам, я рассказываю о том, как агрессивно встречал  сын всех претендентов на мою руку. Но только сегодня, оценивая заново свою жизнь, я вдруг поняла, что каждый из них видел во мне лишь симпатичную женщину, хорошую хозяйку, с неплохой зарплатой, к тому же. Да и я выбирала их по тому же принципу: непьющий, работающий, серьезный и не урод. Мужчине, в конце концов, достаточно быть чуть симпатичнее обезьяны. Встретив негативное поведение моего сына, никто из моих потенциальных женихов, да и я сама и не пытались бороться за свои чувства.
 Потому, что не было никаких чувств. " Ну не этот, так другой"- думал каждый из нас. " Зачем нужны эти сложности – искать общий язык со строптивым подростком?"
Эллка вдруг спохватилась: что это я перед незнакомым человеком душу обнажаю? Впрочем, это даже хорошо, что он чужой, да к тому же находится далеко. Наше давнишнее знакомство ни к чему не обязывает. Каждый из нас волен продолжать виртуальную переписку или нет. А так я, может быть, услышу независимое мнение мужчины, когда-то влюбленного в меня и потому, по возможности, искреннего. 
    
  - Понимаешь, - продолжала она, - я уже давно не верю в любовь, но во мне продолжает жить надежда на то, что между мужчиной и женщиной должно возникнуть какое-то обоюдное чувство. Симпатия, что ли, или, как здесь говорят, – химия.
А где и когда встретишь такого мужчину на своем пути? И встретишь ли вообще?"
Эллка спешно переслала письмо и перешла на любимый сайт. В форуме уже шел спор на тему: стоит ли покупать электрические чайники. И если стоит, то какие: дорогие или дешевые, так как по утверждению начавшей дискуссию Мэри-из-Хедеры, все они работают ровно один год и одну неделю, когда гарантийный срок заканчивается?
Эллка поторопилась вставить свои пять копеек в утреннюю виртуальную  перебранку.
- Ура!- Послали со всех сторон ее виртуальные поклонники, - "Апельсинка" появилась.
 Это был ее, Эллкин,  "ник" на форуме.
Воскресенье – начало рабочей недели. Каждое воскресенье, начиная  свой утренний марафон, Эллка бормотала:
-  Покойная соседка Зинаида Ивановна, когда кто-то говорил о чем-то  совершенно очевидном, пожимала плечами и приговаривала: "И дурак знает - воскресенье выходной". А здесь по воскресеньям работают и дураки, и умные.
- В Союзе все было шиворот-навыворот, - ворчала Эллка, заворачивая третий бутерброд сыну,- а здесь еще к тому же – вверх тормашками...
Вечером она плюхнулась на диван перед телевизором, готовясь к просмотру очередного сопливого сериала, как позвонил сын.
- Ма – забасил он,- я у Йоси в Герцелии. Посмотри по интернету, когда последний автобус до центральной автобусной станции.
Эллка села к компьютеру. Просмотрев расписание автобусов, она перезвонила сыну. Эллка уже собралась вернуться в салон, но вдруг решила проверить свою почту. Обычно она это делала только по субботам.
 Его ответ был озаглавлен также: "Моей первой и последней любви",
 " Здравствуй, Элла!
Я очень расстроился, когда узнал о том, что ты одна воспитываешь сына.
Знаешь, чем люди старше, тем им сложнее услышать голос сердца. Голос разума заглушает его. Человек  с возрастом становится  приземленным и прагматичным. Я по  профессии психолог и даже пишу какие-то книжки по психологии и потому постараюсь консультировать тебя на расстоянии.
 Где найти спутника жизни, ты спрашиваешь. Женщины твоего, то есть романтического, склада ума верят в то, что встреча с ним, единственным, произойдет  при необычных обстоятельствах, в нестандартной обстановке. Но девяносто процентов из ста, что такой человек находится рядом. Он -  не миллионер и не бизнесмен. У него обыкновенная работа и заурядная внешность. Но он обладает безграничным потенциалом любви и верности. Только сможешь ли ты найти его? Оглянись вокруг. Присмотрись к  тем, кто тебя окружает. И еще: не бойся сделать первый шаг".
Так начался ее диалог с Андреем. Последующие два года переписка с ним стала для нее необходимостью. Он оказался для нее ближе самой лучшей подружки, а общение с ним заменило ей личный дневник и изучение новомодных книг по психологии.

За это время она под его руководством совершала такие поступки, на которые самостоятельно не решилась бы никогда. Сначала организовала встречи активистов любимого форума, из тех, кто проживал в Израиле, разумеется. Затем Эллка при поддержке Андрея стала встречаться сперва с одним из холостых "форумщиков", затем с другим. Сын поначалу негативно отнесся к ее желанию найти друга, но она под влиянием Андрея сумела четко очертить свою территорию: "Мы с тобой взрослые люди. Я уважаю твое право на личную жизнь и прошу, чтобы ты уважал мое". Такой подход, как ни странно, успокоил парня, и он стал только, снисходительно наблюдать как она пытается найти спутника жизни.
Но, увы, опять ничего не получалось. Хохмач Лева, с ником "Лева-из-Могилева", оказался в жизни тощим и скуластым скупердяем и  страшной занудой .

Вадик,  называвший себя в форуме "последний джентльмен", как выяснилось, несколько своеобразно воспринимает понятие истинного джентльмена. Когда они сидели с ним в кафе, ей казалось, что его голова совершает триста шестьдесят оборотов в секунду. Этот импозантный мужчина с идеально уложенной шевелюрой и ухоженной бородкой не пропускал взглядом ни одну особу женского пола. Эллка, конечно, не ханжа, но вроде бы ее пригласили на первое свидание, и как-то хотелось почувствовать, что ты единственная женщина в мире, которая в данный момент  интересует  кавалера.

А жизнь тем временем шла своим чередом. Сын окончил школу, пошел служить. Эллка получила повышение по службе. При чем, когда она раньше пыталась это сделать всеми правдами и неправдами, у нее ничего не получалось. А тут сами вызвали, сами предложили. Хотя кроме нее  было немало претендентов местного разлива. И еще удивительная вещь: в последнее время она стала замечать, что с ней стали часто советоваться. Подруги, сотрудники, соседи, даже сын стал интересоваться ее мнением.

И что интересное: под влиянием Андрея она перестала судить людей, оценивать их поступки, лезть с нравоучениями, навязывать свое мнение. Перестав судить окружающих, воспринимая их, такими как есть, ее уже почему-то абсолютно не волновало как они оценят и воспримут ее поступки. Жить вдруг стало легче и спокойней. 
И тут судьба сделала неожиданный вираж.

Грохот "катюш", прокричав о начале второй ливанской войны, прозвучал в ее жизни, словно гром посредине голубого неба с ажурным облачком. Сын оказался в самой гуще событий. Хотя он уверял ее по телефону, что  его, как единственного ребенка в семье, не пошлют на передовую, она, не верила этому. Слишком хорошо она знала своего бесшабашного сына.
Андрей продолжал поддерживать ее на расстоянии. И тогда она впервые почувствовала, что нуждается не в виртуальной, а реальной мужской поддержке.

В тот день она стояла на остановке и ждала, как обычно, утренний автобус. На скамейке сидела  какая-то странная женщина в наушниках, подключенных в портативному радиоприемнику. Странная она была не только из-за небрежной одежды: мятая в бледных цветочках юбка, поверх которой висела широкая кофта в жутких розах. Женщина совершенно не смотрела в сторону подъезжавших автобусов, и было непонятно, что она делает в столь ранний час. Вдруг женщина, не снимая наушников,  громко сообщила, что во время утренней бомбардировки была поражена армейская база. "Чтобы вы сгорели",- продолжала она, угрожая кому-то костлявым кулаком.

Эллка почувствовал слабость во всем теле.
- Известно ли, база каких войск пострадала?- прошептала она, обращаясь к женщине.
- Не говорят,- пожала та плечами. – Но, я думаю... И она назвала базу, на которой находился ее сын.

Уже где-то у самой земли она почувствовала, как сильные мужские руки подхватили ее.
Как в полусне она почувствовала, как кто-то посадил ее на скамейку  и поднес к губам бутылку с водой. Потом незнакомый мужской голос сказал по-русски:
- Да что Вы эту малахольную слушаете. Никто никогда не назовет название базы по радио. Позвоните лучше сыну на мобильный.

 Слегка озабоченное лицо мужчины средних лет склонилось над ней. Откуда-то она его знает. Он легонечко поддерживал ее чуть выше локтя, видно опасаясь, что она опять потеряет сознание.  Быстро набрав номер сына, она услышала короткие звонки.  Затем заиграла веселая музыка, и автоответчик развязным мальчишеским голосом сказал на иврите: "Абонент оч..чень занят. Позвони попозже, дружище. И я отвечу.., если захочу" Эллка невольно усмехнулась: даже автоответчик у него прикольный, у этого несносного мальчишки.

- Ваш сын служит, как я понимаю,- мужчина заглянул в ее ставшие болотного цвета зеленые глаза. – Все будет хорошо, он Вам перезвонит.
Эллка почему-то вдруг почувствовала, что все действительно будет хорошо.
- Спасибо вам,- сказала она, оправив кофточку и незаметно, отодвигая его руку. Тут подъехал ее автобус, и она, резко вскочив со скамейки, запрыгнула в него.
По дороге на работу перезвонил сын, назвал ее паникершей и сказал, что вероятнее всего в конце недели приедет на побывку.

Только на обратном пути она вдруг вспомнила, почему тот мужчина показался ей знакомым. Они ежедневно каждое утро в одно и то же время шли на работу. Он жил  где-то по соседству и, вероятнее всего, встречал ее с сыном раньше. Она еще всегда думала, что,  несмотря на  рабочую спецовку, у этого мужчины взгляд потомственного интеллигента, который невозможно истребить.
Вечером она обо всем подробно рассказала Андрею. Ответ она, как правило, получала назавтра.

На следующее утро мужчина ждал ее на остановке. Он подошел и спросил:
- Вы извините, что лезу не в свое дело, но я хотел бы узнать: с вашим сыном все в порядке?"

Она думала, что только вежливо ответит и все. Но... Что-то безумное знакомое было в его глазах и…., когда их разговор был прерван появлением автобуса, оба с сожалением посмотрели друг на друга.
"Не бойся сделать первый шаг"- вспомнила она. И... пригласила его в семь вечера на чашку чая к себе.

- На чай,  но не кофе,- многозначительно подчеркнула она, когда он записывал ее адрес.
- Что вы, что вы, - чуть смутившись, подтвердил он,- только чай с тортиком  - и все.
Вечером они сидели за чашкой чая с творожным пирогом и разговаривали. Одна тема сменяла другую, но обоим казалось что, им так много нужно рассказать друг другу....
Перед сном она внезапно вспомнила об Андрее. Впервые за последние два года она не прочитала его ответ на вчерашний вопрос.  Уже в ночной рубашке она побежала к компьютеру.

"Моей знакомой и незнакомой Элле.
Во-первых, поздравляю вас, Вы наконец-то нашли того, кого искали.
Этот человек будет вам замечательным спутником жизни.
Не спрашивайте, откуда я знаю. У меня профессиональная интуиция.
Во-вторых, мы с вами, увы, никогда не встречались. Когда я впервые послал вам письмо, то ошибся. Мне сказали: напиши Эллино имя и фамилию через черточку и получишь электронный адрес. Но оказалось, что она не Элла Шнайдер, а Элина Шнайдер. Но ее все всегда называли Эллой.
По первому же  вашему ответу я понял, что ошибся. Но Вам нужна была помощь. А я все-таки психолог. И немного экстрасенс.
И еще: я  под чужим именем записался на ваш форум и быстро разобрался во всех его участниках. Я знал, что никто из них вам не подходит. Но вы должны были делать свои ошибки сами, и учиться на них тоже сами.
Я желаю вас счастья. Простите меня. И прощайте.
Ваш Андрей".
- Вот и осталась я без личного психоаналитика,- подумала она с грустью, но мысль о том, что в субботу она пригласит Анатолия познакомиться с сыном, волновала ее почему-то больше.

Кажется, она нашла свое мужское плечо и совсем не виртуальное.