Страна длиной в жизнь

Роман Янушевский
Интервью с президентом Израиля Шимоном Пересом, посвященное 60-летию независимости страны

Роман Янушевский
"Вести", Израиль,
6 мая 2008 г.

Президент Израиля Шимон Перес начинал свою политическую карьеру еще до того, как была провозглашена независимость нашей страны, он принимал участие в ее строительстве, и его вклад в становлении нынешнего Израиля огромен.

- Кто оказал на вас самое большое влияние?
- Мои учителя – Берл Каценельсон и Бен-Гурион. У них я учился целеустремленности, мудрости, государственному мышлению. У Леви Эшколя - важности компромисса, который сближает стороны и заставляет ценить достигнутое.

- Оглядываясь назад сегодня, чего бы вы хотели избежать или что изменить в стране?
- Я бы поменял способ управления и систему выборов. Чтобы вместо четырнадцати партий в них принимали бы участие две-три ведущие. Чтобы политика и религия не были тесно взаимосвязаны в нашем обществе, как сейчас, а максимально отделены друг от друга. Несомненно, было бы гораздо полезнее для всех, если б в каждую партию входили и играли в ней важную роль люди верующие, а не так, что все они собраны в одной – двух. Это и укрепило бы партии, и обеспечило бы крепкое моральное основание всей политической жизни Израиля.

Давным-давно назрела общественная реформа. Когда мы создавали страну, то думали, что вот только издадим полезные законы, и это обеспечит нас всем необходимым. Но время показало, что наше общество все-таки нужно учить тому, чтобы люди считались друг с другом, уважали их, умели сочувствовать, были воспитаннее и вежливее. Культуру вежливости нужно прививать и сверху тоже. Чтобы израильтяне больше внимания уделяли нравственности, морали, культуре, а различные секторы нашего общества завязали между собой постоянный конструктивный диалог на уровне глаз.

Мы ведь думали, что демократия – это равенство возможностей, а со временем стало ясно, что демократия – это не равенство равных, а гармонизация разностей. Люди никогда не смогут быть одинаковыми, они всегда будут отличаться друг от друга так или иначе, и наша задача сделать так, чтобы эти отличия не ощущались так сильно, чтобы люди уважали и ценили друг друга.

- А как насчет мира?
- Он, конечно же, во главе всего того, что хотелось бы изменить. Мы остерегались каких-то угроз в стратегическом отношении, в военной и дипломатической сферах, и мало внимания уделяли экономическому фактору, а ведь он не менее, а возможно, даже и более важен! Нам нужно было строить экономику не на базе военной индустрии, как это делали Советский Союз и Китай в свое время, Северная Корея. Наша экономика должна была основываться на науке, быть более обращенной к людям, и это изменило бы все.

- Средняя продолжительность жизни в Израиле составляет чуть более восьмидесяти лет. Так что 60 лет для Израиля – это не возраст. Каким вы видите Израиль еще через шестьдесят лет?
- Древним, как десять заповедей и современным, как нанотехнологии. Страной, опирающейся на крепкий фундамент традиции, которой тысячи лет, культурного наследия, высокой морали, и в то же время сочетающей в себе научные технологии завтрашнего дня, ведущим государством в этом плане.