Смерть Индианы Джонса

Александр Токарев
Индиана Джонс умер. Погиб бесславной смертью. Его убили собственные создатели. Он не будет похоронен с почестями. Он будет предан забвению. Так распорядились Лукас и Спилберг. Когда-то, уже довольно давно, он был придуман голливудскими киношниками, а на рубеже 80-90-х стал одним из любимых персонажей российского зрителя, с замиранием сердца следившего за приключениями бесстрашного и обаятельного археолога. На примере Индианы нам показали, пусть и нереальные, но завораживающие истории о том, как занятие историей и археологией может быть не только интересным, но и полным опасностей, интриг и любовных похождений. Вместе с Генри Джонсом-младшим мы устремлялись на поиски потерянного ковчега, попадали в руки индийских жрецов кровавого культа богини Кали, становились участниками последнего крестового похода. Мы знали, что Индиана не погибнет и не даст погибнуть миру, спасет человечество от вероломных нацистов, которых мы ненавидели не меньше отважного археолога.
В свое время Эдуард Лимонов, после двадцати лет эмиграции вернувшийся в СССР, и написавший о своих впечатлениях в книге «Иностранец в смутное время», назвал своего героя (самого себя, в конечном счете) Индианой. Потому что, оказавшись в темных коридорах гостиницы «Украина», вообразил себя именно этим героем историко-археологических приключений.
Индиана Джонс должен был остаться таким, каким мы его запомнили тогда: красивым, отважным, чуть ироничным, никогда не унывающим. К несчастью этого не произошло. На экраны вышел фильм о престарелом Джонсе и его новых похождениях. И вместо зловредных, но совершенно нестрашных нацистов, противниками Джонса на этот раз стали такие же неправдоподобные советские коммунисты.
Действие фильма начинает разворачиваться в 1957 году на секретной военной базе посреди американской пустыни в Неваде, куда каким-то чудом удалось проникнуть вездесущим «кагэбэшникам». Вывалившийся из багажника автомобиля Джонс произносит сквозь зубы, не скрывая неприязни: «Коммунисты». Когда-то с такой же праведной ненавистью он реагировал на появление нацистов в фильме «В поисках потерянного ковчега». А когда из другого автомобиля выходит дама и с украинским акцентом командует своим подчиненным, мутузившим разбушевавшегося Джонса: «Погодьте!», все становится ясно. Это совсем другой Джонс, и нам он будет бесконечно чужд.
Итак, противниками Джонса, пытающимися помешать его продвижению в Королевство Хрустального черепа, становятся советские коммунисты. Возглавляет их полковник КГБ Ирина Спалько, отрекомендованная фигурирующими в фильме сотрудниками американских спецслужб, как «любимица Сталина». Она одета в серую, совсем неизысканную, форму, но зато на поясе носит средневековую рапиру, при случае ловко вынимает ее из ножен и приставляет к шее своих противников – американцев. Вообще вся компания «советских» службистов очень уж напоминает гвардейцев кардинала во главе с холодной и циничной Миледи. Видимо, именно так, по мнению американского зрителя, и должны выглядеть исчадия ада из СССР. Советские солдаты, возглавляемые агентом Спалько, похищают Мэрион Рэйвенвуд — давнюю возлюбленную Индианы Джонса, ставя профессора перед выбором: бездействие и смерть Мэрион или помощь советской разведке в поисках легендарного Хрустального черепа в обмен на свободу женщины. Бесстрашный Индиана на протяжении всего фильма водит за нос тупоголовых «русских», ломает им кости, сбрасывает с автомобиля на полном ходу и даже отдает на прокорм муравьям-убийцам. Самому же Генри Джонсу оказываются не страшны ни многократное падение с водопада, ни даже ядерный взрыв на полигоне в Неваде. От него профессор археологии спасается, спрятавшись в холодильнике.
По законам жанра, гибнут в фильме только враги Америки. Причем, главные из них – страшной смертью. Пожираемый чудовищными муравьями затягивается под землю советский полковник – правая рука «Миледи», а сама железная леди испепеляется огнем, исходящим от инфернальных существ, пришедших из другого измерения. Так и должны, по мнению голливудцев, а вместе с ними, и американского обывателя, погибать враги демократии и президента Эйзенхауэра. Расправившись с «нелюдями» из страны Советов, Джонс в финале фильма женится на своей старой подружке, вместе с которой искал когда-то ковчег Завета. А еще обретает сына, родившегося от этой случайной и давно забытой связи. На этом фильм, собственно, и заканчивается. И лишь хорошо знакомая музыка «Марша искателей», сопровождающая ползущие по экрану титры, напоминает нам о том, какого героя мы потеряли.
Непонятно, какие чувства должен испытывать зритель после просмотра спилбергского «шедевра». Особенно, если зритель этот юный и не слишком просвещенный в области истории «холодной войны». Сопереживать Джонсу в его борьбе с твоими же соотечественниками? Некрасиво как-то. Но и «коммунисты» в фильме выглядят настолько непривлекательно, что о симпатиях к ним и речи быть не может. Остается после просмотра картины только чувство пустоты и горечи от потери близкого когда-то человека. Зачем понадобилось в очередной раз опускать русских? Зачем создавать никому не нужный теперь уже образ врага? Неужели других тем не могут найти. Уж лучше бы с Бен-Ладеном продолжали бороться. Кто-то из нынешних патриотов-державников может воскликнуть: «Видите, мы же всегда говорили, что Запад коварен и вероломен. Вот вам доказательство». Возможно, наши суперпатриотические идеологи увидят в фильме Спилберга призрак нового витка «холодной войны», а также свидетельство возросшей роли России, стоящей на пороге возникновения «Пятой империи», воспетой Александром Прохановым. Однако не думаю, что новый фильм об Индиане Джонсе является каким-то оргоружием в борьбе с возросшим якобы авторитетом России. Скорее, наоборот, создатели фильма, как и его заказчики, открыто презирают современную Россию. Они уверены (и не без оснований), что русские не только стерпят очередной киноплевок в свой адрес, но и охотно заплатят деньги за весьма сомнительного качества картину. А пустив фильм в российский прокат, наварят большие бабки. И не надо тешить себя тем, что слово «русские» в фильме не упоминается, а герои говорят лишь о коммунистах, Советах и т.д. Под маской антикоммунизма чаще всего скрывается оголтелая русофобия.
Радует лишь то, что фильм получился весьма посредственный и по содержанию, и по использованным спецэффектам. И будет быстро и вполне заслуженно забыт зрителем. А Индиану все-таки жаль. Такой был славный малый.