Майский жук

Алёна Кучерова
Весна.. Почти такая же, как и много лет назад. В то время, которое теперь принято называть «Когда деревья
были большими». Детство. Май. Уже тепло, но еще не жарко. Трава ярко-зеленая, сочная, до хруста. Ну да, конечно же, я это знала-я ведь пробовала на вкус! А как было удержаться? Вот и не удержалась, а потом долго отплевывалась зеленой, горькой и вязкой слюной. С каждым плевком крепло понимание того, что не всё хорошо, что манит. Что то, что притягательно с виду, вовсе необязательно окажется таким же внутри. Но то, от чего я так яростно отплевывалась, с удовольствием съедалось соседскими кроликами. А значит.. каждому-своё. И что удивительно, это знание-понимание крепло с прожитыми годами и пресловутым жизненным опытом.
Вообще детство щедро на открытия. И многое дается не путем зубрежки и необходимости грызть «гранит науки» а просто так, мимоходом. Наверное, это происходит потому, что дети еще очень близки к природе. И не оспаривая, не анализируя, просто-учатся самым важным, самым необходимым вещам. Учатся легко, ненавязчиво и радостно. Так же, как грядка впитывает дождевые капли. Кап..кап..кап.. И слой за слоем наполняется влагой и плодородием. Так-нужно. Так-правильно. Вне сомнений. С благодарностью. Наверное, потому природа так щедро делится с детьми самыми необходимыми знаниями.
 Ведь всё просто. Не нужно ничего усложнять. Голоден? Значит нужно поесть. Замерз? Необходимо согреться. Устал? Отдыхать пришла пора. Любишь? Будь рядом..а как иначе-то? Это потом уже, от случившейся взрослости, мы становимся самонадеянны и самоуверенны и стараемся откорректировать эти полученные нами знания. И подвергаем сомнению, поправкам всё то, что было так щедро подарено нам природой..
Сейчас - снова май. И опять тепло. И сводит с ума дурман цветущих садов. Природа как местечковая красавица, демонстрирует себя с самых ярких, выигрышных сторон. Всего в ней сейчас« «с» - лишком, с перебором». Слишком голубое небо. Слишком зеленая трава. Слишком буйные и темпераментные дожди-грозы. И слишком яркое разноцветье. Что-то буйствует цветением, а что-то только интригует бутонами.
…Вспомнилось..Утро. Завтрак. Ненавистная гречневая каша с молоком, как наложенная епитимья. Вернее, инвестиция в будущие здоровье и красоту (мама уговаривала, мол, если съешь всю тарелку каши будешь красивой-здоровой-счастливой. Ох, мамочка, не так уж ты оказалась права. Или.. это я мало каши ела?) Уныло процарапываю ребром ложки дорожки в каше, наблюдая, как мельком появляется рисунок донышка тарелки, и тут же смыкается молочно-гречневыми берегами. Показательно вздыхаю, ерзаю на стуле и искоса посматриваю в окно, на улицу. Там уже минут десять нетерпеливо переминается у забора подружка Ира. А я тут с кашей маюсь..Ну не могу я в себя её затолкать! Стрелка на часах ползет медленно, но уверенно. В открытую форточку врывается теплый и душистый ветер, колышет занавеску. Первым не выдерживает отец.
-Марш из-за стола! Не хочешь есть-не надо! Нечего другим аппетит портить! Но чтобы до обеда в кухню ни ногой! Поняла?
-Да, пап.. Ни ногой..до обеда..- не веря своему счастью, быстренько сползаю со стула. С напускным спокойствием воспитанной девочки выхожу в коридор, и верчусь волчком от внезапно захлестнувшего счастья. От каши спасена, до обеда можно домой не появляться, подружка, наверное, уже измаялась, меня ожидая. Бегу! Выскакиваю вприпрыжку на улицу, но.. Ира ушла. Не дождалась. Обидно, но я сама виновата. Договаривались на девять часов, а уже половина десятого. Ну, чтож.. Посижу пока сама. Может, кто еще выйдет погулять. Сижу на лавочке, развлекаюсь тем, что наблюдаю за проезжающими по дороге грузовиками. Считаю машины. Вскарабкавшись на лавочку, и привстав на цыпочки, стараюсь рассмотреть, что за грузы везут в кузовах. Но и это занятие мне быстро надоедает.. Сползаю с лавки и бреду вдоль забора. Солнце припекает почти по-летнему. Ищу тень. Присев на траву, пытаюсь сплести венок. Но одуванчики уже отцвели, и хотя на тонких стебельках нежно колышутся облака пуха, венок из них не сплести. Облетят. Скучно.. От нечего делать пересчитываю доски в заборе. И вдруг вижу, как совсем близко, ярким пятном мелькает сарафан моей подружки.
-Ира-а-а-а-а!! Я здесь!,- машу рукой.
-Иду-у-у-у!- подруга осторожно переступает через старые пеньки, прячущиеся в траве Обе руки держит чуть «на отлете».В одной -полусъеденное мороженое, в другой- стаканчик из вафель. Теплые капли полурастаявшего лакомства белым горошком усеивают траву.
-На! Это тебе! Пока тебя ждала, решила сбегать в магазин за мороженым.
Я беру мягкий вафельный стаканчик с полурастаявшим пломбиром.
-Как вкусно!- зажмуриваясь от удовольствия, слизываю подтаявший верхний слой. Ну никакого сравнения с надоевшей кашей! И почему нельзя делать то, что хочется? А вот то, что не хочется-делать надо.. Ничего, вот стану взрослой, и уж тогда!.. Сладкие мечты о будущей взрослости и прилагающейся к ней свободе, заедаются талым мороженым. Красота! День удался! И он будет долгим-долгим. Так бывает весной и летом.
       Вытерев липкие руки о траву, поворачиваюсь к лежащей на животе подружке. Черноволосая голова с длинной косой покоится на переплетенных руках. Тихо посапывает. Спит, что ли?
-Ир, ты чего, спишь? А ну вставай! -сорванным стебельком щекочу румяную щеку.
-Отстань! Я загораю! - недовольно выныривает из полудремы подружка, хлопает ладошкой по щеке, прогоняя несуществующую козявку.
-Да какой в тени загар? Это на ставок надо..Но наверное не отпустят..-я решительно трясу подругу за плечо. - Давай поиграем во что-нибудь, а?
-Ну..хочешь играть-придумай во что..- отмахивается от меня Ира, и расслабленно потягивается.
-А думаешь, не придумаю? - встаю на ноги, отряхиваю от травы подол платья и оглядываюсь по сторонам.
Под старой, с изуродованным временем и неумелой обрезкой грушей разрослись кусты пионов. Филигранно вырезанные листья скрывают почти лопнувшие бутоны цветов. А в цветах..Как же я забыла-то! В цветах живут майские жуки! Красивые, с изумрудными блестящими спинками и колючими шероховатыми лапками! Раскрываешь рыхлый душистый цветок, а в самой его сердцевине копошится жук. Неуклюжий и неторопливый, но какой же красивый! Изумрудный глянец блестящей спины вызывает неподдельный восторг:
-Я нашла! Ирка! Ну ты где? Беги сюда! Смотри, что я нашла! - осторожно, двумя пальчиками, беру за спинку шевелящееся тельце жука, выуживаю из цветка и осторожно усаживаю на ладошку. И вдруг..Вжжжж-ж-ж-ж-ж-ж...улетел .Подоспевшая подруга с сожалением провожает взглядом улетающего жука. Потом с укоризной поворачивается ко мне.
-Ну ты и раззява.. Нужно было его в коробочку посадить! Тогда не улетел бы!
Я понимаю разумность доводов своей такой практичной с малолетства подруги, но из упрямства спорю.
-Нет! Он всё равно улетел бы! Прогрыз коробку-и улетел! И тогда бы точно не вернулся! А так..так может еще вернется..
-Чем прогрыз? - не уступает Ира.- У жуков зубов нет! Только лапы!
..Нет, ну это уже перебор! Как же без зубов-то?- на минутку озадачиваюсь я, но тут же опять спорю, и уже с какой-то уверенностью.
-Как это нет зубов? Сама подумай - чем же он тогда пережевывает пищу? Лапами, по-твоему? - уверенно выдвинув последний довод, снисходительно посматриваю на подружку. Но нужно знать Ирину. Серьезная не по годам, она не верит на слово. Особенно мне. Тому причиной мои неуемные фантазии. Я настолько верю в придуманное мной, что своей верой в невероятное и подругу убеждаю. И мы обе верим в то, что на свете живут водяные человечки, и именно они в дождь танцуют по крыше. А взрослым кажется, что это стучат о кровлю дома тяжелые капли дождя. А еще мы убеждены, что ночью на старую грушу прилетает сова, из настоящего дремучего леса. И если с ней подружиться-она подарит перо. Волшебное перо, разумеется. Потому что, если этим пером коснуться человека-его можно превратить в любого зверя или птицу. И мы взахлеб обсуждали, как превратим Лёньку из соседней двухэтажки в крысу! Ну, или жабу. За то, что стрелял в нас из рогатки!
-Да? Есть зубы, да? А ты покажи! Покажи, где написано, что у жуков есть рот!-Ира выдвигает последний аргумент в споре.
-Ха! Да запросто! Думаешь, не покажу? Легко! Жди меня здесь!-возбужденная спором, решительно направляюсь к себе домой. Осторожно, чтобы не скрипнула, открываю дверь в коридор и, сбросив сандалии, осторожно пробираюсь в комнату, к книжному шкафу. Так..где тут у нас энциклопедия? Массивные желтовато-оранжевые тома детской энциклопедии стоят плотно. Еле вытягиваю тяжеленный том, с нарисованными на корешке фигурками зверей и цветком. Сажусь у шкафа на пол, и, положив книгу на колени, листаю. Нахожу статью о майском жуке. И.. Вот же обида! Ни слова о том, есть ли зубы у жука. Написано о том, что этот жук, оказывается, вредитель. Что его личинка живет в земле около четырех лет. Что, подрастая, личинка питается корнями растений. Не то..не то..Где же о зубах? Не написано. Что же делать-то? На цыпочках подхожу к дивану. Отец спит. После ночной смены в шахте. Осторожно трясу его за плечо:
-Пап..а, пап..Ты спи, только скажи мне - у майского жука зубы есть?
Отец спросонья не понимает, что я спрашиваю, хрипловато ворчит, мол, иди, играй. Да какое же играй! Тут вопрос серьезный, и ответ нужен сейчас, иначе Ира подумает, что я опять нафантазировала.. Как тогда, о водяных человечках. Когда мы в дождь собрались лезть на крышу и убедиться в том, что они есть! И танцуют. Перехватили нас по дороге на крышу.. О том, что было потом, вспоминать не люблю..
-Ну пап..ты глаза не открывай, быстренько мне скажи, есть у жуков зубы или нет, и..спи себе.. Хорошо? - опять бужу отца.
-Да что это за наказание такое! Ты мне дашь поспать или нет? - голос отца не предвещает ничего хорошего.
Так.. Дело принимает серьезный оборот. Подхватив книгу, быстро ретируюсь из комнаты. На глаза попадается спичечный коробок. О! Возьму с собой. Вытряхиваю спички на стол, коробок прячу в карман платья и вперед.
Ира сидит в траве и плетет венок из каких-то травинок и мелких цветочков.
-Ну ты чего так долго? Я уже заждалась здесь.. А что за книга? Тебе в школе они не надоели? - забрасывает она меня вопросами. Отвечаю подробно и обстоятельно:
-Долго потому, что папа меня задержал. Вот.. Книга эта называется энциклопедия. В ней про всё-всё написано. Про весь мир! Вот только.., - переминаюсь с ноги на ногу,- не написано здесь про зубы у жука. Написано, чем питаются - и всё. А как они едят -неизвестно. А еще вот, я коробочку принесла. Ну, если вдруг тот жук вернется. Смотри..-протягиваю картонный спичечный коробок с яркой наклейкой.
-Да ладно, чего ты! Не написано - и не надо. Какая разница как едят, правда? Наверное, они берут еду лапами, а потом суют в рот.- Моя подруга почувствовала, что я расстроена и пытается отвлечь меня от грустных дум.- Давай лучше еще жуков поищем и в коробочку посадим!
-Только не на всю их жизнь, хорошо? - уговариваю я. - Если они захотят в коробочке у нас жить, то пусть живут. А если захотят улететь, - пусть летят, да?, -я протягиваю спичечный коробок подруге.
-Хорошо, пусть будет так. Мы посадим в коробочку, но не будем закрывать крышку. Рассмотрим, и пусть жук сам думает, что ему делать, да?- Ира приоткрывает коробок наполовину. Затем, поразмыслив, сдвигает крышку еще. И еще. Затем снимает вообще и кладет в карман сарафана.
Я пристраиваю книгу на старый пень, и мы осторожно раскрываем разлохматившиеся цветки пионов. Они почти отцвели и опадают, стоит лишь коснуться пальцами розовых лепестков. Жуков нет. Вдруг я замечаю рядом еще один нерасцветший куст. Бутоны как - будто уже вот-вот готовы раскрыться.
-Смотри, Ир.. Здесь еще будут цветы. Значит, и жуки сюда прилетят. Когда цветы совсем расцветут. А интересно, какого они будут цвета? Тоже розовые?
-Не знаю. Когда расцветут - увидишь.. - подруга, не найдя жуков, и тут же потеряв интерес к цветам, доплетает свой венок.
-А когда они расцветут, а, Ир?- не унимаюсь я.
-Да откуда же я знаю? Может сегодня. А может завтра или потом. В своё время! - по-взрослому отвечает мне моя восьмилетняя старшая подруга.
-О..ну это долго еще ждать!- я осторожно пытаюсь раскрыть плотно сомкнутый бутон. Из-под внешней зелени бутона появляются бело-розовые сомкнутые лепестки будущего цветка. И какого же цвета он будет, этот цветок?.. Белый? Или розовый? Не пойму. Раскрываю еще один бутон..еще..То же самое. Непонятно..
-Ой..я же совсем забыла! - Иринка подскакивает с травы. - Мне же еще в магазин нужно бежать! Мама сказала купить молока, а я чуть не забыла! А его, наверное, уже привезли.. Сказали, к обеду будет.. Всё, я побежала! Вечером приду! Выйдешь, ага? В «выбивного» сыграем!
Она нахлобучивает свой доплетенный венок мне на голову и убегает. А я, прижимая к себе тяжелую книгу, иду домой. Обед..
       Дня через два я опять попала в сад, к кустам пиона. Сжимая в руке коробочку из-под спичек, я смотрела на раскрывшиеся цветы. Их было всего три. Остальные бутоны, раскрытые насильно и преждевременно, увяли.. Три раскрывшихся цветка были яркого, розово-малинового цвета. Не белые, и не розовые.. Я стояла и молчала. Жалость к погубленным моим нетерпением и любопытством цветам, была смешана с отчаянием от непоправимости случившегося. Я не захотела ждать. И вот результат: загублено то, что могло, и должно было расцвести буйным цветом, радовать глаза и души. И быть приютом для жуков. Оно расцвело бы, непременно расцвело, но «в своё время». Теперь, будучи взрослой, я научилась терпению. И умению ждать. Как бы трудно порой не давалось это ожидание. Потому что теперь я точно знаю-для всего под этим небом есть «своё время». И только в своё время откроется..бутон и можно будет понять: розовое? Белое? Это закон природы. И жизни.
       Но я почему-то до сих пор так и не узнала вот чего.. Скажите, а у майских жуков есть зубы?