Ах, две души живут в моей груди!

Майя Андреева
Ах, две души живут в моей груди!
И хочет от одной избавиться другая.

Так сказал Гете примерно 200 лет назад, вложив эти слова в монолог Фауста. Устами Фауста здесь раскрывается великая тайна человечества: оказывается, у человека две души! Мы-то, поэты всегда думали, что душа одна, а на самом деле их две!

Первая душа совершенно простая, можно сказать, деревенская, совершенно чистая и наивная. Она живет в гармонии и мире с тем, что предоставляет ей жизнь, радуется солнцу, радуется красоте заката, радуется каждой травинке, каждому животному, человеку и Богу. Именно об этой душе мечтают поэты, воспевая ее на все лады, и это называется лирикой, а сама душа – душой ощущающей.

Вторая душа подходит к миру со своими собственными мерками, идеями и требованиями. Она очень упрямая, с характером, и постоянно хочет перекроить мир под свой идеал. Она пропитана интеллектуальностью и хочет все и всех обсуждать. Всякие критические взгляды, свои и чужие мнения, фантазии, планы – это ее стихия. Она моложе первой и потому думает, что за ней будущее. Все, что она делает, я бы назвала публицистикой, а саму душу – душой рассудочной или душой характера.

И эти две души непримиримо воюют друг с другом, порождая повсюду человеческие конфликты и драмы. Вторая душа очень сильна, она во всем стремится подчинить первую, эту наивную дурочку, стремится убить в себе этого восторженного лирика, мечтающего о райской жизни, селе и гармонии с природой. Но как только ей удается одержать победу, наступает что-то странное, вместо радости возникает опустошение, мрак - это забитая первая душа жадно требует жизни. И тогда наступает апатия, разлад, порою даже отчаяние. Человек начинает пить.

Ах, если бы наши публицисты вместо того, чтобы тратить силы на разборку ситуации в современной России, обратили бы внимание на две души! Ведь многое, очень многое из нашей грешной жизни сразу объясняется, и не надо искать других причин. Просто в наше время, в наших людях, в нас самих живут те самые две души, которые хотят уничтожить друг друга. На первый взгляд, это бред, и все-таки это так.

Однако все чаще я вижу, как не только Гете, но и наши современные авторы прямо или косвенно, на языке образов, начинают говорить о двух душах. Если человек вдруг заметил, что в нем живут две души, значит, в нем уже родилась третья – душа сознательная. Третья душа – это Иванушка-дурачок из русских народных сказок, а две первые души – это два его старших брата. Иванушка-дурачок, по сказке, должен поставить на место своих старших братьев, может быть в чем-то примирить их, а для себя открыть некую магию и благодаря этой магии стать царем. Этим указывается на путь души внутрь себя, на самопознание и раскрытие дремлющих в душе магических способностей, чего совершенно нет у первых двух душ. И именно с этим развитием и раскрытием души сознательной связано наше будущее.

Познаем же, что в нас борются две души, и тогда наступят мир и согласие! Ибо в мире могут жить только трое, а двое – никогда!
Итак, три души: душа ощущающая, душа рассудочная и душа сознательная.

Недавно я прочла прекрасный рассказ Геннадия Рудягина «Бред». По сути дела, речь в нем идет как раз о том великом душевном диссонансе, который вызван противостоянием первых двух душ, и также о том, как третья душа в человеке, пусть еще очень робко, но уже подает свой голос. Надо только правильно услышать живой язык образов. Ничто в этом рассказе не случайно.

Коротко содержание рассказа:
Некий автор пишет повесть о любви. Он пишет про то, как в одном городе во время уборки снега на главной площади встретились Клава и Коля. Они учились в одной школе, но Клава давно потеряла из виду Колю, а Коля давно переехал в другой город. У Клавы была ручная волчица Найда (образ ручной волчицы – это образ души ощущающей, живущей по инстинктам животной первозданной жизни), с помощью которой Клава разыскивает в другом городе Колю. И вот, в ясный солнечный день, среди сугробов снега происходит их встреча. Радость и смех, простой веселый разговор ни о чем, просто о том, что есть ты и я. И ясно, что они встретились навсегда, что они поженятся, Коля вернется в свой родной город, а добрая ручная волчица будет нянчить их детишек. «Они хотели жить долго-долго!».
Автор и дальше хотел бы продолжать повесть в том же духе, но он должен прерваться, потому что зазвонил телефон. Это редактор срочно требует информацию для газеты (редактор – образ души рассудочной). «Только никакой лирики!» - говорит он.
Автор (который сам олицетворяет душу сознательную) тщетно пытается подсунуть редактору то один, то другой лирический опус, однако редактор кричит: «Я же сказал, никакой лирики!» И тут автор выдает ему главную новость - без всякой лирики: в неком городе двое влюбленных покончили с собой, потому что власти постановили усыпить их ручную волчицу, которая представляет опасность для окружающих. Вот оно, что происходит сейчас везде и повсюду!
И знаменательно, что редактор (который не видит в упор душу ощущающую) воскликнул: «Бред! Из-за какой-то волчицы!». Однако сей материал очень годится для его газеты!

Поначалу и сам рассказ кажется бредом, если не знать, что за всем этим стоит. Как и в русских сказках, в нем образно говорится о триединстве трех душ: души ощущающей, души рассудочной и души сознательной. И в этом триединстве смысл всей жизни.

Ссылку на рассказ Геннадия Рудягина смотрите в первой рецензии.