В городском лесу

Игорь Ксенин
I. Биология.

Приближались летние каникулы. За окнами пели птицы, зацветали цветы. Ребята заканчивали учёбу, все веселились. Одному Вовке было не весело. Без особого энтузиазма он попинывал коробку из-под йогурта. Его выгнали с урока биологии. Подумаешь! Великая наука! Двадцать первый век на дворе. Человечество вот-вот откроет телепортацию, достигнет сверхсветовых скоростей, на Марс экспедиция собирается… Нет, на Марс Вовка в числе первых пожалуй, не успеет, а вот на Юпитер - как знать! Поэтому надо быстрее сворачивать бодягу со школой и: "Привет, Земля! С орбиты Юпитера вас приветствует Герой России Владимир Соколов. Долетел нормально. Разрешите высадку?" А чем он не герой? Спортсмен, в технике разбирается, трудностей не боится - хоть сейчас в экспедицию! А тут - биология. Ладно, хоть бы математика или физика у него хромала. А уж без этой допотопной науки разве он не обойдётся? Однако биологичка этого и слышать не хотела, и попёрла его с урока.
Наподдав последний раз коробку, он вдруг, сам не соображая зачем, прыгнул в закрывающиеся двери трамвая. Тётенька-кондуктор вопросительно посмотрела на него, но Вовка состроил умоляющую рожицу, и она лишь покачала головой. Ехать было - куда веселей. Вовка улыбнулся водителю "москвича" отставшего на повороте и показал язык мальчишке, переходившему дорогу. Тот погрозил ему кулаком, но, понятное дело, ничем больше ответить не смог. Это сильно развеселило Вовку. Однако, перед конечной кондукторша объявила: - Приехали, милочек! Трамвай дальше не пойдёт.
Пришлось выходить, И мысли о двойке по биологии навалились на

него с новой силой. Недалеко от конечной тёмно-зелёной полосой упирался в небо ленточный бор. Вовка зашагал к деревьям.
       Он спрятал портфель под кочкой и вошёл в лес.
 II. Грязнуля.

Вовка порядком углубился, становилось боязно - найдёт ли он дорогу назад? Но он тут же выпрямился: "Стоит ли возвращаться назад, в негостеприимный мир, где одни ставят за урок двойки, а другие могут за них отшлёпать. Лучше уж совсем оставить цивилизацию. Лучше… " Что - "лучше", он додумать не успел, потому что вышел на поляну. Роскошную поляну с небольшим пригорком и удобным подъездом, которую недавно облюбовали автотуристы, Вокруг сосен лежали полиэтиленовые пакеты, пустые газировочные полторашки, куски недоеденного хлеба, бумажные тарелочки, да мало ли чего ещё. Но не следы воскресного отдыха удивили Вовку. На краю поляны, У раздвоенной сосны копалось в кучке мусора существо. Оно было одето в потрёпаные великоватые джинсы, клоунские башмаки, залатаный джемпер и пытался из пластиковых стаканчиков и пустых бутылок построить пирамидку. А самым необычным в похрюкивающем существе был его хвост – серый, длинный как у крысы, c кисточкой: на конце он торчал из-под заплаты на джинсах. Во всем остальном чумазый архитектор ничем не отличался от обыкновенного мальчишки.
- Леший? - полуокликнул-полуспросил Вовка, хвостатое существо развернулось, сбив "замок" и отпрыгнуло за раздвоенную сосну. Пара хитрых глаз показалась из развилки: - Чего орёшь? Где леший?
- Как "где"? А разве ты не леший?
- Нет, - он подтянул штаны и протянул Вовке давно не мытую пятерню: - Грязнуля! А ты кто?
- Вовка.
- Тоже - ничего! - новый знакомец оглядел его с головы до ног,
- А у тебя ещё нету?
- Нет.
- Значит, скоро вырастет. - Авторитетно заявил Грязнуля. - А
пока помоги-ка башню достроить, а то я её из-за тебя опрокинул.


 III. Купание.

Когда башня была закончена. Грязнуля запрыгал вокруг неё, прошёлся колесом, а затем набрал полные горсти золы из кострища и с криком:
"Салют! Салют!"- подбросил её вверх. Мелкая серая пыль облаком села на отглаженный Вовкин костюм: - Ты чего?
- А что?
- Ты зачем мне костюм выпачкал?
- Подумаешь - запачкался! Невелика важность! - На что Вовка обиделся: - Может тебе и нравится немытым ходить, а я грязи не люблю!
- Тогда можешь умыться! этакий чистоплюй!
- Где?
-Пошли - увидишь. Только умывание тебе не поможет!
Идти пришлось не долго. Грязнуля хорошо ориентировался в лесу, Через пятнадцать минут ребятам открылась буроватая заводь небольшой речушки.
- Умывайся, пожалуйста, - Грязнуля был - сама любезность, - Мыла, извиняйте, не держим!
- Ерунда! - оттаял Вовка. - Пыль можно и без мыла отмыть, а пиджак вытряхну, - Он повесил костюм на куст, - Бр-р! Холодная!
- А ты иди сюда, ближе к трубе, - по бревну и старым покрышкам перешёл на .другой берег. Недалеко от куста из трубы текла в речку мутная пенистая жидкость. - Не боись!- подбадривал Грязнуля, - Умывайся!
Вода около трубы была и впрямь теплее. Настолько, что, пока Вовка умывался. Грязнуля окинул одежду и прыгнул в омут, обдав всё вокруг брызгами. Вовка аккуратно умыл лицо и протёр влажной рукой шею. - Иди сюда, тут мелко! - раздался бодрый голос, и Вовка с ужасом заметил, как по лицу и немытому телу Грязнули растекаются синие пятна. - Ты-ты… чего это такой?
- Какой? - Грязнуля оглядел себя со всех сторон, - А-а, это...

Тут, брат, моё секретное место? Здесь из трубы отходы с лакокрасочной фабрики текут. Грязновато, зато вода всегда тёплая?
- Ты с ума сошёл! - И только тут Вовка сообразил, что он и сам выглядит так же, плюнул и отправился искать место с чистой водой. Грязнуля вился вокруг ужом; - я ведь предупреждал, что умывание тебе не поможет! - Он уже оделся и вылил воду из башмаков, которые даже не снимал, ну что с ним было делать?

IY. Радуга.

Вовка умылся; мало того - он и Грязнулю заставил привести себя в порядок. Впрочем, тот ограничился тем, что утёр лицо рукавами и пригладил торчащие космы. Стал ли Грязнуля от этого чище - это ещё вопрос! Они шли вверх по течению речки пока не обнаружили прудик, скорее даже маленькую неглубокую лужицу. Видно, когда вода в речке упала, эта небольшая канавка от автомобильного следа разделилась с руслом. Теперь здесь плавали несколько рыбьих мальков, водяные жуки и ещё какая-то мелочь. Вовка с Грязнулей гоняли прутиками головастика с уже отросшими задними лапами. К речке подъехал отливающий перламутром, но изрядно запылённый автомобиль. Водитель включил музыку, прикурил от блестящей зажигалки с оленем и прищурясь обратился к ребятам:
- Отдыхаете, братцы? Помогите машину помыть.
Вовку, страстно любившего технику, не пришлось уговаривать дважды. Грязнуля нехотя поплёлся за ним. Вовка черпая из речки воду капроновым ведром, драил ветошью перламутровые крылья, Грязнуля грыз соломинку и наблюдал, как на землю текут мутные ручейки. Внезапно он оживился: - Гляди, гляди, - пихнул он Вовку, - Радуга!
По водной глади плыло большое маслянистое пятно, за ним
ещё одно и ещё, - Здорово!
- Это - масло, - пояснил Вовка. Грязнуля подошёл к хозяину
машины, протиравшему стёкла.
- Чего тебе, братец? - водитель обратил внимание на его пристальный взгляд.
       - Дядь, дай масла! А, дядь?
       - Зачем? - удивился автолюбитель.
- Я себе радугу сделаю. Свою, личную»
       Водитель усмехнулся, однако» масла в пробочку налил, Когда помывка машины была окончена, хозяин убрал ведро и тряпки в багажник и собрался закурить. Он долго искал золотистую зажигалку и не найдя задымил от прикуривателя.
- Молодец! - похвалил он Вовку. Подошёл Грязнуля. Мрачнее тучи он протянул хозяину пробку от канистры.
- А там все мальки подохли! Даже головастик не плавает, - объявил он.
- Так ты что же - не знал, братец? Масляная плёнка не пускает кислород в воду» Задохнулись они, - пояснил автолюбитель и поглядел на часы: - О-о-о! Мне пора! Давайте подброшу вас до города! Далеко ведь ногами топать.
- Не-а, я не хочу, - отказался Грязнуля, Вовке не хотелось бросать товарища, к тому же - ушёл он из дома или нет?
- Ну, как знаете, мне и вправду некогда, - и блестящее авто укатило в сторону шоссе. Грязнуля думал о своём.
- Вот тебе и радуга, - выдохнул он.
Y. Ночлег.

Незаметно подкрался вечер. Ребята нарвали щавеля и жимолости и, утолив голод, отправились на ночлег. Вывороченная сосна перекинулась мостиком через неглубокий овражек образуя не то шатёр, не то палатку. Грязнуля с разбега пролетел между ветками и плюхнулся на прохладный песок. Вовка наломал лапника, принёс охапку сухой прошлогодней травы и долго глядел через мохнатые ветви на ярко-синее звёздное небо. Грязнуля видел уже девятый сон. Вовка хотел его разбудить и показать совершенные формы Большой Медведицы и другие яркие звёзды. Звёзды Вовка любил и даже знал некоторые по именам: Альдебаран, Сириус, Бетельгейзе таинственно звали к себе. Вовка не заметил как уснул. Ему снилось, что он - капитан первой звёздной экспедиции - ведёт свой корабль, но в рубку всё время врывается Грязнуля и что-нибудь ломает. Под конец корабль терпит крушение в непроходимом лесу. Вовка оказывается совершенно один, но на этом его беды не кончаются, он замечает, что у него появляется длинный крысиный хвост, и всё тело под драным скафандром покрывается серой шерстью.
YI. Смог.

Когда Вовка проснулся, он не мог сообразить утро ещё или уже день. Над лесом стоял густой туман,
-Гляди, какой густой туман! А речка вроде маленькая.
- Зато город большой. Смог это, - пояснил Грязнуля.
- Смог? А что такое смог?
- Тот же туман, только с пылью и сажей. Долго будет стоять. Так нам В школе говорили. Было интересно, и я запомнил. ~ Ты, выходит, тоже в школу ходишь?
- Раньше ходил, а теперь всё! - отрезал Грязнуля. - Надоело. Кто раньше из леших чему учился?.. Никто. А теперь понапридумали школы. Занудство! Тьфу!
- Да, - согласился Вовка, но вдруг спохватился: - Так ты всё-таки леший?
- Нет ещё. Хотя лес этот подходящий. Бесхозяйный. Может скоро стану. А ты долго болтать будешь? Лучше бы дров натаскал,
Вовка заметил в руках у Грязнули длинную толстую щуку. Он хотел
ещё спросить про щуку, но вспомнил о дровах.
Грязнуля сложил костёр и достал из кармана джинсов знакомую золотистую зажигалку с оленем.
- Ты её украл? - возмутился Вовка.
- Я нашёл её на земле.
- Возле машины?
- Ага.
- А почему хозяину не отдал?
- Спросил бы – отдал. А сейчас она нам нужней. - Грязнуля обмазал щуку глиной и сунул в огонь.
YII. Пожар.

Несмотря на отсутствие соли щука оказалась очень вкусной. Сытый Грязнуля вдруг вскочил на ноги и запустил в Вовку шишкой. Вовка, недолго думая, ответил ему тем же. С полчаса они перекидывались шишками, затем нашли прошлогодний бурьян и с криками "Ура!" вырубили его кривыми прутами. Потом Вовка устал, а Грязнуля нашёл мокрый песок, и они принялись возводить дворцы и крепости.
       - Сколько теперь времени?
- Наверное – за полдень.
- Хорошо в лесу! Вот и смог рассеялся. Хотя, там, у реки какая-то дымка.
- А это и есть дым.
Вовка вскочил на ноги: - Ты не затушил костёр!
- Ты тоже хорош! Рядом был! - Грязнуля бросился за ним.
Дым струился и клубился, поднимаясь вверх. Горела хвойная подстилка, огонь быстро двигался вперёд. Вовка принялся сбивать огонь, он топтал хвою ногами, а она, едва погаснув, разгоралась с новой силой. Рядом как козёл прыгал Грязнуля, бестолково топая своими клоунскими башмаками.
- Тоже мне леший! Тебя вообще в лес пускать нельзя! - Тут Вовка увидел, как по лицу Грязнули текут два тонких ручейка. Вовке стало его жалко:
- Давай, делай, как я! - И они, схватив по палке, принялись сгребать хвою к пожарищу. Позади ребят оставалась широкая полоса, освобождённая от хвойной подстилки, которую огонь пересечь не мог.
К приезду пожарных огонь был зажат между оврагом, где ночевали ребята, и рекой.
 - Молодец! - похвалил его пожарный командир в брезентовом костюме и белом шлеме. Грязнуля как сквозь землю провалился, Вовке стало очень стыдно. Он молчал вою дорогу домой в пожарной машине. Лишь попросил остановиться на выезде из леса, там, где он закопал портфель.
YIII. Возвращение в лес.

Биологичка очень удивилась, когда Вовка без запинки рассказал ей все несданные темы. Она удивилась даже не тому, что он смог всё это выучить, а тому, что его отношение к биологии изменилось коренным образом. Это ещё что! В субботу, после уроков ребята под Вовкиным руководством отправились в лес. Там они долго трудились: собирали мусор, приводили в порядок полянки. Собранный мусор частью закопали, частью сожгли, но уже огородив кострище и хорошенько затушив перед уходом огонь.
Усталые и радостные возвращались ребята. Вовка обернулся, чтобы попрощаться с лесом и, вдруг, услышал тихий свист.
- Идите, я догоню вас, - сообщил он одноклассникам и шагнул в пушистый соснячок. Там сидел Грязнуля. Умытый и чисто одетый, он совсем не походил на того Грязнулю, которого Вовка узнал не так давно.
- Привет!
- Привет, - поздоровался Грязнуля. - А я, это... в школу вернулся.
       - Молодец! - похвалил Вовка.
       - Меня на второй год оставили.
       - Это ничего! Ты, всё равно, - молодец.
- Вовка, ты приходи ко мне ещё, ладно? - И Грязнуля, сунув что-то в руки Вовке, бросился в лес. В руках у Вовки фыркнул ёжик.
- Эх, Грязнуля-Грязнуля! Многому тебе ещё надо научиться. Ему же в лесу лучше! - и он выпустил ёжика на землю.
- До скорого. Грязнуля! Мы обязательно встретимся!


Игорь Ксенин.