Лилии

Игорь Ксенин
Давным-давно в далёкой западной Европе жили галльские племена. Жили они порознь, воевали друг с другом, поэтому неудивительно, что пришёл день, когда хорошо обученные и дисциплинированные войска римского императора захватили раздробленную Галлию и подчинили её жителей Риму. Долгое время жили свободолюбивые галлы под властью римлян, пока не появился в одном из племён вождь – молодой, могучий Арторикс. Как и многие галлы, подчинённые Риму, он служил в армии императора, воевал с германцами, но потом увидел, что римляне подчиняют себе германцев, британцев, саксов таких же разрозненных, какими были отцы и деды галлов. Однажды ночью Арторикс и его воины и отправились в родные края. Часть их разбрелась по своим деревням, а некоторые остались с Арториксом. Они облюбовали себе место на крутом, обрывистом берегу и основали своё поселение. Соседи приветливо встретили воинов Арторикса. За смелость, отвагу и заботу о поселянах они объявили его королём.
Как-то раз Арторикс пригласил к себе в деревню всех вождей и старейшин. Собрались вожди всех живущих вокруг племён. Пришли галлы, живущие по обе стороны реки, галлы с холмистых равнин, несколько племён лесных галлов и даже галлы с берега моря. Не было только горных галлов. Дело в том, что король горных галлов Панаикс таил давнюю обиду против Арторикса. Арторикс взял в жёны прекрасную Лили, которая очень нравилась Панаиксу. Он сам хотел жениться на ней, когда умерла его первая жена. Кроме того, Панаикс считал, что Горная Галлия слишком неприступна и независима, чтобы прислушиваться к мнениям и решениям других государств.
Тем временем собравшиеся галлы договорились сообща воевать против Рима.
Лёгкие отряды галлов, возникая то здесь, то там трепали неповоротливые римские легионы. Римские обозы оказывались разграбленными, дань с дальних поселений терялась в дороге вместе со сборщиками.
После одной из вылазок отряд, которым руководил Арторикс, был зажат на огромной неприступной скале. Натиск римского войска галлы сдерживали без труда, но у них давно закончилось продовольствие. Они впали в отчаяние. Больше других горевал Арторикс. Дело в том, что вместе с воинами в поход напросилась его жена Лили. Теперь и она испытала на себе все горести осады.
Арторикс подбрасывал сухие ветки в костёр и думал нелёгкую думу. Вдруг взгляд его упал на перевязь меча, лежащего возле ног. Тотчас велел он воинам нести все ремни, верёвки и даже сбрую, которые могли оказаться в лагере. Всю ночь и весь следующий день галлы плели канат. Затем они бросили жребий, кому спускаться со скалы и идти за подкреплением. Молодой воин, кому выпал жребий, несколько часов спускался вниз, но что это? Над обрывом показалась его голова, и, обессиленный, упал он на траву. Верёвка не доставала до земли. Тогда вперёд вышла Лили. Она потребовала, чтобы мужчины сняли свои плащи, затем порезали их на широкие полосы и сплели из них продолжение каната.
Второй день катился к вечеру. Римляне не могли взять скалу приступом, но они тоже ждали подкрепления. Наконец верёвка была готова. Воины обвязали её вокруг высокого дуба и решили опять бросать жребий. В этот миг белокрылой птицей к обрыву подлетела Лили. Не успели галлы ничего сделать. Когда воины подбежали к обрыву, смелая женщина была уже далеко внизу. Лишь горное эхо донесло чуть слышный голос:
- Верёвка ненадёжная, а я легче всех вас. Я вернусь с помощью.
Молча провожали взглядами галлы фигурку отчаянной женщины, пока она не пропала из вида.
А Лили продолжала спускаться, не смотря на боль в натёртых руках. Заходящее солнце освещало ей путь. Внезапно верёвка кончилась, а до земли ещё оставалось расстояние в два-три раза превышающее её рост. Конечно, с такой высоты можно было и спрыгнуть. Но что случится с воинами, если она повредит себе ногу и не сможет вовремя привести помощь.
Лили выхватила из-за пояса нож и одним движением срезала длинную белоснежную косу. Она привязала косу к верёвке и спустилась ниже. Вторая коса последовала за первой. Теперь до земли было совсем близко.
Солнце спряталось далеко за лесом. Сумерки окутали землю, но храбрая Лили знала, куда ей идти. Она нашла бы дорогу, даже если бы ей завязали глаза.

Когда центуриону Тиберию доложили, что из рассветного тумана показалось какое-то войско, он решил, что это к нему пришло долгожданное подкрепление. Каково же было его удивление, когда вместо римских когорт он увидел немного нестройную, но решительно настроенную дружину галлов из окрестных деревень. Центурион сам оказался в ловушке. Сзади напирали галлы, а спереди горстка храбрецов готова была драться насмерть. Галлы подошли уже вплотную. Центуриону со своим отрядом пришлось отступить выше на скалу. И тут издалека послышалось пение флейт и барабанный бой. Это к римлянам наконец-то подоспело подкрепление. Свежий легион прямо с марша окружил поселян. Отряд Тиберия застучал мечами в щиты.
Галлы опять упали духом.
Но тут туман рассеялся совсем, и все увидели величественную картину: на равнине перед горой, докуда хватало взора, стояли отряды галлов. Тут были и лесные галлы, и галлы с холмистых равнин, и даже галлы с берега моря. А напротив римского легиона выросло как из-под земли вооружённое до зубов войско горных галлов. Привели его бок о бок Панаикс и незнакомый юноша с короткими белыми волосами.

В этот день римляне не решились дать бой. Центурион Тиберий увёл свой отряд вместе с подкреплением. Горстка храбрецов Арторикса сошла с горы встреченная всеобщим ликованием. В объятия Арторикса со слезами радости бросился беловолосый воин, приведший с Панаиксом горных галлов. Как вы уже догадались, это была Лили. Ей удалось примирить соперников и превратить их в друзей.

С тех пор галлы осознали, какая сила кроется в их единстве. А когда это осознали и другие народы, пришло начало падения некогда могущественной Римской империи.

А под горой, на том месте, куда упали волосы из отрезанной косы, выросли необычайно красивые цветы. И в честь самой мужественной галльской женщины их назвали лилиями.

Игорь Ксенин