Будет лучше

Конкурсы От Репочесателя
P.S. Это последний текст, выставленный мною на ПрозаРу (кроме рецензий на конкурсе и новостей в "Мифах.." - пока не найду, кому передать доступ к "Мифам...")

Публикую его, чтобы участники конкурса могли понять, что их ждет (сам напишу более развернуто и постараюсь более чутко подойти, не так академично).

Рецензии написаны моим хорошим знакомым, профессиональным литератором. По моей просьбе - умею втравить в авантюры любого. Это рецензии на работы, прошедшие во второй тур вот этого конкурса (номинация СКАЗКА И ПРИТЧА):
http://proza.ru/2008/05/27/408

Инкогнито критика не раскрываю, зная нравы на ПрозаРу. Желающие получить от автора ответы на какие-то вопросы - письмо, переправлю его рецензенту. Ответит ли он - не знаю.

Кстати, автор одной из рецензируемых работ знает этого критика, возможно, увидится с ним осенью.

Сам напишу рецки лучше.

По ранжиру расставил работы сам автор. Переносы не стал править - пусть текст останется авторским.

Репочесатель.

* * *
ПО РАНЖИРУ

Мне было предложено оценить и расставить по ранжиру восемь текстов, написанных в жанре современной сказки или фантазии. Сочинения эти разные по технике, уровню исполнению и эстетической ценности. Но, несмотря на разноплановость и различие в авторской манере, можно выделить черты, свойственные практически всем произведениям.

Вот что прежде всего бросается в глаза: авторы соревнуются в воображении, выдумывают фантасмагорические ситуации и образы, но беда в том, что в большинстве случаев их фантазия довольно умозрительна, оторвана от реальных жизненных проблем, во многом виртуальна. Понятно, что сам жанр обязывает выстраивать невероятные коллизии и парадоксальным образом решать их, но всё равно достоинство подлинной сказки в том, насколько она символизирует и олицетворяет основы человеческого бытия. В конце концов искусство прозы – в каком бы жанре она ни была исполнена – состоит в том, что писатель рассказывает нам некую историю, и от того, насколько она трогает нас. Или не трогает. А все внешние и формальные ухищрения есть только средство воздействия на сердце и душу читателя. К сожалению, читая большинство этих текстов, лично я оставался эмоционально индифферентным. За редким исключением мне было, как нынче говорят, фиолетово, а тем авторам, которые затронули моё восприятие, я и выставляю наивысшие баллы.

Кроме того, многие участники конкурса демонстрируют общие и ставшие штампами сетевой литературы качества: стилевую лихость там, где она не нужна, стремление во что бы то ни стало казаться оригинальным (а когда видно, что человек пыжится, как утверждал Лев Толстой, впечатление смазывается), игра в интернетные словечки и каламбуры, связанные с компьютерной терминологией, пренебрежение знаками препинания.
И вот, собственно, рейтинг, который, на мой взгляд, соответствует распределению мест.

1. ОЖИВШИЕ КУКЛЫ МАКСА

Это действительно сказка в полном смысле этого слова, про-стая, и вместе с тем трогательная история о мальчике-калеке, кото-рый в завторничестве своего мезонина лепит из глины и фигурки, которые оживают, и он общается с ними. Нельзя без волнения чи-тать о его влюблённости в королеву кукол Сьюзи, которая отвергает его чувство («Ты - инвалид, а я – королева!»), и безответной любви к мальчику простой куклы Сесиль, которую он не любит. В этой сказочной схеме легко угадывается реальная типология несходства в человеческих отношениях.
Интрига разрешается трагически: мальчик-калека кончает с собой, кукол сводят на свалку и поломанную королеву берёт себе девочка (тем самым история как бы продолжается, ибо мы не знаем, как сложатся их отношения), а отвергнутая Сесиль раз за разом оказывается на могиле своего возлюбленного.
Разумеется, сюжет про ожившую куклу для мировой культуры – не новость, но автору здесь удаётся найти свои собственные мотивы и интонации.

2. СКАЗКА ПРО РАЗБОЙ С НАСИЛИЕМ
 
Совершенно в ином ключе написана эта сказка. Здесь пародируется фольклорный стиль в приложении к современной урбанистической цивилизации. Ёрническая манера поначалу несколько раздражает, но постепенно это чувство сменяется сочувствием по отношению к двум героям, которые познакомились через Сеть и, пройдя через череду обманов и мистификаций, обретают взаимопонимание и душевный контакт.
За клоунадой и словесной эквилибристикой просматривается живое человеческое чувство: экзистенциальное одиночество людей, которые неплохо зарабатывают, самореализуются, но общаются-то друг с другом только через Интернет. Разобщённость душ и преодоление её составляют смысл сочинения.
Хэппи-энд, к которому подводит автор своих героев Колю и Аню, выглядит совершенно закономерно: традиция сказки подразумевает финал со знаком плюс, ибо это жанр в основе своей оптимистический и душеспасительный, почему его так любят дети и старики. Отмечу также лёгкий, ненатужный юмор, которым пронизано всё повествование.

3. ДЕПИЛЯЦИЯ

Автор выстраивает очень ясную, внятную, принципиальную конструкцию: некий офисный клерк в самый неподходящий момент, когда шеф посылает его на задание, чувствует, что на спине у него нестерпимо зачесались две точки. Придя в кабинет, он обнаруживает, что это – не много, не мало, а ангельские крылышки. Он вспоминает, что с детства был пай-мальчиком, не делал гадостей, не грешил, и вот вам результат! Поразившись такой метаморфозе, он с тревогой размышляет, плюс это или минус в его положении, и приходит к выводу, что кроме неудобств эта перемена в состоянии ему не принесёт и решает избавиться от них. Но как? Он приходит к выводу, что выйти из положения проще всего срочно начать грешить. Через Гугль он получает десять библейских заповедей и принимается нарушать их (например, представил себе имущество, квартиру и жену босса и возжелал всё это). Когда же программа греха была выполнена, поутру он идёт в ванную, слышит цокающий звук и обнаруживает выросшие на ногах копыта.
Схема, как видим, простая, чёткая и не новая: или – или, ter-tium non datur, если не ангел, то бес. Но решена она достаточно оригинально, самостоятельно и выразительно.

4. ОДИНОЧЕСТВО ВЫСШЕЙ ПРОБЫ

В центре этого повествования – драматическое состояние да-мы, офисного менеджера. У неё тоже есть и престижная работа, и материальное благополучие. Нет одного, и, может быть, самого главного – любви, близкого человека. И отсюда идёт гнетущая тоска и режушая душевная боль, неудовлетворённость собой.
Поначалу, правда, героиня наоборот бодрится, более того – требует сделать её укол одиночества, который позволит ей задер-жать или даже остановить старение. С этого всё и начинается.
Контакт возникает, появляется другая девушка (присутствуют лесбийские мотивы, но, впрочем, достаточно приглушённые), готовая прийти на помощь. При помощи обоюдоострой иглы врач и пациент пытаются манипулировать с уровнем одиночества в крови и выяснить, кто из двоих более одинок.

Надо сказать, что по замыслу и развязке история несколько недодуманная и расплывчатая, но всё держится на ощущении бес-предельного одиночества.

5. НЕБЕСНОЕ МЕРИЛО

Коллизия этого текста состоит в том, что в мир являются представители высшего начала и призывают землян, погрязших в грехе, к покаянию. Повсюду устанавливаются кабинки для проведения всенародного раскаяния, и тут же выясняется, что многим из нас, не привыкшим к процедурам такого рода, нелегко осознать суть, размер и род греха, в котором надо каяться. Не каждый может сформулировать греховные поступки, не говоря о том, что многие неискренни или не осознают всего, что натворили.
Начинается история с цепи эпизодов, в которых живописуются всевозможные злодеяния. Затем, в рамках массового покаяния, опять-таки приводятся примеру всевозможных преступлений и гнусностей, в которых люди признаются. Впрочем, время покаяния ограничено и люди остаются со словами высшего завета, призывающего к добродетельному поведению.
Откровенно говоря, понять глубинный смысл этой сказки я не сумел. Если он в том, что все мы греховны, то философия эта не самой высокой пробы: сказать, что все грешны – всё равно, что ничего не сказать, это всё равно что: все – безгрешны. Моральный пафос призыва к отказу от греха хорош для проповеди, но литература от этого мало что выигрывает. Кроме того, текст перегружен деталями, подробностями. Притча подразумевает краткость, а лаконизма тут не хватает.

6. БЕЗДНЫ ТРАНСА И МЕГАТОННЫ ГИТАРНОГО ДРАЙВА

Грязноватая хиппи-сказка. Чернуха со смакованием инцеста (любовь к старшей сестре, здесь, очевидно, есть некая личная боль, но суть дела не меняет), наркотических состояний, апокалиптических настроений, глюков, которые опять-таки выводят на внутренние проблемы наркоты и бездуховности.
В мире, который воссоздаёт автор сказки, нет места ничему возвышенному и благородному: всё мрачное. В жизни всевозмож-ной чернухи, вообще-то, хватает, но есть же и что-то кроме. Есть нормальные люди, которые, кстати, кормят, одевают, обувают, обеспечивают электричеством, транспортом и другим наших стра-дающих и пребывающих в вечном трансе героев. То, что они не ведают о сём, в порядке вещей, но вот то, что сам автор не замечает окружающего мира – тревожный симптом.
С точки зрения композиции вещь выглядит несколько затянутой, многословной; есть повторы и сюжетные тупики.

7. СКАЗКО

Это также – история, выполненная в стиле народной сказки, но её отличает недостаточная продуманность замысла. Автор из кожи лезет вон, чтобы быть оригинальным (на самом деле, это стремление вздорное – если оригинальность у личности есть, то она проявится сама собой, без нашего нажима), а это не есть хоро-шо.
Воображение работает, в тексте много всего нафантазировано, но у читателя не выходит из головы вопрос: а ради чего разгорелся весь этот сыр-бор? Получается, что перед нами – чистая словесная эквилибристика, почти не подкреплённая реальным смыслом и искренним чувством. Образы вроде бы любопытные, но за ними ничего не стоит. Вот дерево ольха превращается девушку Ольгу, но что за этим стоит – непонятно. К тому же вся стилистика прозы несколько отдаёт «Кысью» Т. Толстой.

8. СКРИПУЧАЯ СКАЗКА

И, наконец, текст под таким названием показался мне самым слабым по смысловому наполнению. Я вообще не понял, во имя чего всё это написано. Истории отношений Скрипа с мальчиком остро недостаёт содержательности, она – по большому счёту, ни о чём. И что самое любопытное, в этом смысле продолжение работы над сказкой не бесперспективно, так как, если рассказанную здесь историю промодулировать глубоким и значимым смыслом, то она может заиграть в совершенно ином ключе. Надо преодолеть эмоциональный энергетический вакуум, и тогда созданные образы заиграют совсем по-другому.
У Юрия Кузнецова есть известное стихотворение «Поющая половица», где мы встречаемся с похожим образом (скрип), но поэт выводит его на высочайший уровень лиризма:
Но когда молодую подругу
Проносил в сокровенную тьму,
Он прошёл по одной половице
И весь путь она пела ему.
Иными словами, скрип просто необходимо преобразовать в нечто гораздо более возвышенное, а иначе он скрипом и останется.