Художница Леа-Тути Лившиц

Влад Лившиц
"Прославит мастер вещь
  иль вещь его прославит -
Лишь время скажет нам,
  да и оно слукавит"
    Александр Левиков

"Искусство начинается в человеке
 с самого рождения,а не приобретается
 в процессе обучения"
                Джеймс Бретт

"Как  золотоискателями «золотая лихорадка»,
так мною овладела стохатипия. Я начала
видеть одинаковую игру красок, светлых
и темных  контрастов в отражении в воде,
в вечерней мгле. Чем больше я пробовала,
тем сильнее входила в азарт.
                Леа Ливщиц


Леа-Тути Лившиц родилась 22 сентября 1930 г. на хуторе Каарепере, около г. Йыгева. Её отец Хуго Стурм — эстонский художник-наивист. Его работы находятся в Центре Кондаса в г. Вильянди.
Художественное образование художница получила на престижных в свое время  высших курсах дистантного обучения по изобразительному искусству при Тартуском государственном художественном музее (окончила в 1967 году, диплом № 10). Она ученица известной эстонской акварелистки Валли Лембер-Богаткиной (см. ру.Вики).  Ее учениками были эстонские художники Геннадий Ельцов (см. ру.ВИКИ) и Сергей Ежиков.[6]
Наибольшую известность Л-Т. Лившиц принесли её произведения в сложной технике китайской «мокрой акварели» (a la prima) и художественная графика (монотипия). Особенно ценятся её стохатипии (вид фрактальной монотипии). Термин стохатипия принадлежит также художнице, которая, тем самым, впервые выделила из монотипии в отдельную группу фрактальные рисунки (фрактальное искусство). Фрактальные рисунки - это не просто фракталы, а как правило, лишь основа для художественного произведения. На базе её стохатипии и была обнаружена в 2000 г. В. М. Лившицем фрактальная природа монотипии. Таким образом, Л-Т Лившиц можно отнести к одному из пионеров в создании фрактального изобразительного искусства. Интересно отметить, что художественные произведения Л-Т Лившиц обладают целебным воздействием на человека. Интересно отметить, что она создала Цветочный личностный тест (http://www.proza.ru/2016/11/25/1383). Он позволяет дать оригинальную оценку психологии личности человека.   
При жизни художницы состоялось 20 персональных выставок её произведений, а также 30 — мемориальных. В память о художнице, создательнице стохатипии, в 2005 г. установлена памятная доска в г. Кохтла-Ярве. Она умерла 23 ноября 1999 года в Тарту. Её последняя картина называлась "Музыка"  (http://proza.ru/2009/01/26/852).
  Известный эстонский художник Александр Игонин написал маслом в 2000 г. портрет Л-Т Лившиц.[13]
Из нового компакт-диска экспонируется далее восемь ее произведений:
*Натюрморт (http://proza.ru/2008/06/04/19)
*Розы (http://proza.ru/2008/12/26/232)
*Пейзаж 1 (Осень) http://proza.ru/2008/06/04/220
*Пейзаж 2 (Зима) http://proza.ru/2008/06/04/219
*Пейзаж 3 (Туманное утро) http://proza.ru/2008/06/04/216
*Пейзаж 4 (Зима) http://proza.ru/2008/06/04/214
*Пейзаж 5 (Море) http://proza.ru/2008/06/04/210
*Пейзаж 6 (Осень) http://proza.ru/2008/06/04/208
*Пейзаж 7 (Болгария) http://proza.ru/2008/06/04/206

Приложение 1
  Посвящается Леа Лившиц (к ее 60-летию)

Скрыта тайна в каждом цветке,
будь из сада он или лесной.
И тебе, их собравшей,
             в любом лепестке
так понятен язык потайной.

Так тебе их знакомы желанья.
Как же чувствуешь шопот их ты.
Твои руки для них - ожиданье
возвращенья их прежней красы.

Все цветы на полотнах твоих
полны запаха, им увяданье
не грозит, как тем в вазах,
             в местечках иных,
источающих благоуханье.

Поместилось в тебе мирозданье
красоты, совершенства, любви.
Награди ее, боже, стараньем
не свернуть со святого пути!

Дай, всевышний ей солнца и
                краски,
веру - символ всех добрых
                примет.
Чтобы радость была без опаски,
чтоб не гас тот божественный
                свет.

                Вирве Осила
            (Перевод с эстонского
             Н. Павленко)
Опубликовано 21 сентября 1990 г. в
газете "Ленинское Знамя" г. Кохтла-Ярве и
Ида-Вируского уезда Эстонии.


См. также:
* Духовная жизнь художницы Леа Лившиц продолжается (http://rusarhiiv.pohjarannik.ee/print.php?sid=4123)
* Коллеги (http://proza.ru/2010/06/15/1439)
* Мозаика Леа Лившиц (http://proza.ru/2012/08/03/1143)
* Яндекс.Картинки: найдено 42 картинки
* Альбом «Мини-выставка работ отца (Хуго Стурма) и дочери (Леа Лившиц)
(http://photo.qip.ru/users/kohtla-jarve2005/410985/)
* Фотография Леа Лившиц
(http://www.proza.ru/2015/05/27/1783)



Приложение 2 (статья из ру.ВИКИ):
Леа-Тути Лившиц (эст. Lea-Tuti Livshits; 22 сентября 1930 хутор Каарепере, близ Йыгева, Эстония — 23 ноября 1999, Тарту, Эстония) — эстонская художница.
Её отец Хуго Стурм — эстонский художник-наивист. Его работы находятся в Центре Кондаса в г. Вильянди.
Художественное образование художница получила на престижных в свое время заочных курсах изобразительных искусств при Тартуском художественном музее(окончила в 1967 году). Она ученица известной эстонской акварелистки Валли Лембер-Богаткиной[1]. Один из ее учеников был эстонский художник Геннадий Ельцов.
  "Не часто я на цветики гадаю.
Но эти своей тайной обладают. Вверну в них ключ я свой исповедальный, а вдруг он её сердце открывает?" "В цветы Леа" [1]
 
Наибольшую известность Л-Т. Лившиц принесли её акварели и художественная графика (монотипия). Особенно ценятся её стохатипии (фрактальная монотипия) [2]. При жизни художницы состоялось 20 персональных выставок её произведений, а также 30 — мемориальных. Для постоянной экспозиции работы художницы переданы в научно-художественную галерею Вирумааского колледжа ТТУ. В память о художнице, создательнице стохатипий, в 2005 г. установлена мемориальная доска в г. Кохтла-Ярве.

"Постепенно понятие «фрактальное искусство» вышло далеко за рамки математического, алгоритмического, цифрового искусства. Концепции фрактальности обязаны своим возникновением такие новые формы живописи и медийного искусства как фрактальный экспрессионизм или fractalage («фракталаж», аналоговая фрактальная живопись) Дерека Нильсена (Derek K. Nielsen), фрактальные монотипии Леа Лившиц, фрактальная абстракция Виктора Рибаса, фрактальный реализм Вячеслава Усеинова и Алексея Сундукова, фрактальный супрематизм (В. Рибас, С. Головач, А. Работнов, А. Петтай и др.)"               
                Проф     Е. В. Николаева (Примечание 2.)

ИССЛЕДОВАНИЯ ФРАКТАЛОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ                (НИКОЛАЕВА ЕЛЕНА ВАЛЕНТИНОВНА)
Постепенно понятие «фрактальное искусство» вышло далеко за рамки математического, алгоритмического, цифрового искусства. Концепции фрактальности обязаны своим возникновением такие новые формы живописи и медийного искусства как фрактальный экспрессионизм или fractalage («фракталаж», аналоговая фрактальная живопись) Дерека Нильсена (Derek K. Nielsen) [27], фрактальные монотипии Леа Лившиц [8], фрактальная абстракция Виктора Рибаса [43], фрактальный реализм Вячеслава Усеинова (Рис. 7)  [19]и Алексея Сундукова [15], фрактальный супрематизм (В. Рибас, С. Головач, А. Работнов, А. Петтай и др.) (Рис. 8).  [43]. Фрактальные картины самого разного композиционного и семантического типа, созданные разными медийными и программными инструментами с разной степенью мастерства выставляются ныне на многочисленных выставочных площадках – виртуальных и реальных3 .
Лившиц В.М. Фракталы и монотипия. // Химия и жизнь. 2004, №9.




Примечания

1. Над гладью белого листа.- Советская Эстония 29 июня 1980
2. Николаева Е.В. ИССЛЕДОВАНИЯ ФРАКТАЛОВ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ. Электронный рецензируемый научный журнал Выпуск №2, 2012 ISSN 2226-0072
3. В Русском музее открывается уникальная выставка  художников-монотипистов
( http://www.spbin.ru/news/27446.htm)

24-Авг-2011
 
4.Сегодня Русский музей впервые представит зрителям практически в полном объеме свою редкую коллекцию произведений художников, работающих в технике монотипии.
В экспозиции будут показаны более 80 произведений таких известных художников-монотипистов как Елизавета Кругликова, Александр Шевченко, Ростислав Барто, Адриан Каплун, Константин Рудаков, Давид Боровский, Валентин Левитин, Евгений Михнов-Войтенко.
Некоторые работы этих художников известны широкой публика, а часть их до нынешнего дня не выставлялась. Выставка откроется сегодня, 24 августа в 16:00.
Техника монотипии представляет собой симбиоз печатной графики и живописи. Изначально она была изобретена итальянским художником и гравером Джованни Кастильоне в 17 веке, и представляла собой нанесение красок от руки на идеально гладкую поверхность (например, керамическая плитка) печатной формы с последующей печатью. Получавшийся в итоге оттиск являлся уникальным и неповторим. Затем на монотипию от руки можно дорисовывать различные детали.
В 2001 году была открыта фрактальная природа монотипии. Монотипию также используют в педагогике для развития воображения у детей.

5. В. Е. Николаева. Нецифровая фрактальная живопись: историко-культурологический экскур./ Вестник Самарского госуниверситета. 2013. 8/1 (109) с. 223-228
(http://vestnik.ssu.samara.ru/tgt/2013_8_1_109_39.PDF)


   Появляются такие направления нецифровой фрактальной живописи, как фрактальная монотипия (Леа-Тути Лившиц)… Таким образом, нецифровая фрактальная живопись не только – вместе с цифровым искусством – манифестирует новый способ  концептуализации действительности, трансформируя «традиционный» художественный нарратив во фрактальные смысловые ряды упорядоченного хаоса, но и иллюстрирует специфического для современной культуры парадигмы цифрового метоязыка.

6. Киылиские художники заявляют о себе. СП 10 января 2015 с.7
 В детстве я  четыре года учился в студии при Доме культуры.  Первый год нам  ставила руку Леа Лившиц, думаю, что это имя достаточно хорошо известно и в Ида-Вирумаа, и в Эстонии.
                Сергей Ежиков

7. Мозаика «Дети» в Кивиылиской школе
Категория: Культура
Опубликовано 22.08.2012 10:16
Автор: Юри Окс
 Произведения художника Леа Лившиц хорошо известны многим жителям Кохтла-Ярве и Кивиыли, поскольку в свое время она их щедро дарила, или отдавала за небольшую плату. Менее известна ее педагогическая деятельность. Несколько лет она работала учителем рисования в Кивиылиской первой средней школе, и руководила кружком рисования в Народном доме того же города.

Прошло много лет, но сохранилась память и об этой ее деятельности. В школе в 1964 году учениками под ее руководством была создана мозаика из раскрашенного картона «Дети», которая сохранилась, и радует зрителя богатством красок и мастерством исполнения.

А о результатах ее работы в Народном доме, помимо прочего, напоминает деятельность Геннадия Ельцова, известного нашего художника, которому азы рисования передала в кружке Леа Лившиц.


8. Патент А № 054058
на занятие индивидуальной трудовой деятельностью
В соответствии с постановлением СМ Эстонской ССР от 25.09.1990 Лившиц Леа-Тути Хуговне разрешено осуществлять индивидуальную трудовую деятельность в сфере ручной работы. Настоящий патент удостоверяет право гражданки Лившиц, Леа Хуговне  заниматься акварельными рисунками и реализовывать их в Эстонской республике.

9.  Лившиц В.М. Новация в области изобразительного искусства и ее научное объяснение.
 (http://www.psychology-online.net/link.php?id=289.)

10. Стохатипия - необычная техника художников
(http://www.proza.ru/2015/11/30/852)
В галерее «Руут» Кохтла-Ярвеской школы искусств открылась большая выставка стохатипий Леа-Тути Лившиц, которые предоставил хранитель наследия известной ида-вирумааской художницы Владлен Лившиц. В этом году художнице исполнилось бы 85 лет, так что выставку можно назвать не только мемориальной, но и юбилейной. Художественные работы должны выставляться, им нужен зритель, как и они нужны зрителю. Это краткое изложение статьи известного журналиста в Ида-Вирумаа Ирины Кивисельг в газете «Северное Побережье» от 28 ноября 2015 года - «Наследие художника для воспитания нового поколения»

11. М. Кокк Природа, краски и человек. "Ленинское знамя" 20 сентября 1980.
Она закончила в 1967 году заочные курсы изобразительного искусства  при Тартуском художественном музее. Она разносторонний художник. В ее работах ярко выражается определенное настроение. Когда ей грустно, то и тона на картинах становятся грустными, печальными. Даже цветы печалятся. Излюбленный предмет изображения  - цветы.   Они  невообразимое множество оттенков. Они - как и люди, бывают очень разными. Рисовать цветы и писать портреты - почти одно и то же. Основная ее техника - акварель.  Много писала и маслом, увлекалась и мозаикой. В последние годы прибавилась и монотипия, техника, которая требует большой фантазии и ощущения цвета.

12. Цветочный личностный тест Леа-Тути Лившиц
(http://www.proza.ru/2016/11/25/1383)

13. Светлый путь Леа Лившиц


 

 





 


 



Ссылки
• Художница Леа Лившиц сквозь призму времени

Акварели Леа Лившиц завораживают своей легкостью. Леа Лившиц родилась 22 сентября 1930 года, ушла из жизни десять лет назад. Художественное образование получила на престижных в свое время заочных курсах изобразительных искусств при Тартуском художественном музее. Наибольшую известность художнице принесли ее произведения в сложной технике мокрой акварели, а также художественная графика (монотипия).
За минувшие десять лет с творчеством Леа познакомилось много ценителей искусства. Если при жизни Леа было 20 персональных выставок, то мемориальных состоялось 30! В наш виртуальный век нельзя ограничиваться только реальными выставками. За это время было изготовлено два компакт-диска с ее произведениями. Эти компакт-диски в качестве моего дара были переданы во все школы Кохтла-Ярве.
Она многие годы возглавляла Кохтла-Ярвеский клуб художников. Именно с него в городе начали систематически проходить художественные выставки. В то время была лишь одна художественная галерея – в Музее сланцев. Интересная деталь: известная эстонская акварелистка Валли Лембер-Богаткина постоянно помогала художникам этого клуба, делилась своим богатым опытом в области изобразительного искусства. Еще один человек заботился о клубе – тогдашний директор Музея сланцев Артур Руусмаа. Достойной памятью о Леа является и памятная доска, которая установлена в 2002 году на доме, в котором жила художница.

• В.М. Лившиц. Новация в области изобразительного искусства и ее научное объяснение
• Мастер-класс «Монотипия»
• Arthur Ruusmaa. Livsits, Lea — Virumaa Rahva kunstnik(эст. яз.)

 Пакет Золотой серии:

 *Из серии стохатипий Леа Лившиц 1-3 http://proza.ru/2014/03/29/2096
 *Из серии стохатипий Леа Лившиц 4-7 http://proza.ru/2014/03/29/2130
 *Из серии стохатипий Леа Лившиц 8-11 http://proza.ru/2014/03/29/2148
 *Из серии стохатипий Леа Лившиц 12-15 http://proza.ru/2014/03/29/2168
 *Из серии стохатипий Леа Лившиц 16-19 http://proza.ru/2014/03/29/2184
 *Из серии стохатипий Леа Лившиц 20-23  http://proza.ru/2014/03/30/428
 *Из серии стохатипий Леа Лившиц 24-27 http://proza.ru/2014/03/30/770
 *Из серии стохатипий Леа Лившиц 28-31 http://proza.ru/2014/03/30/839
 *Из серии стохатипий Леа Лившиц 32-35 http://proza.ru/2014/03/30/1207
 *Из серии стохатипий Леа Лившиц 36-39 http://proza.ru/2014/03/30/1249
 *Из серии стохатипий Леа Лившиц 40-42 http://proza.ru/2014/03/30/1272

*Стохатипии появились в Кохтла-Ярве

 Категория: Культура Опубликовано 04.07.2014 16:38 Автор: Рийна Иванова
ozero-tmb
Как известно, автором такого интересного направления в изобразительном искусстве, как стохатипия, является художница из Кохтла-Ярве Леа Лившиц (1930—1999). Первая выставка ее стохатипий состоялась в 1981 году. Наш город – промышленный, его история не богата крупными достижениями в области искусства, и тем более важен для нас тот факт, что стохатипия – заметное явление даже в масштабе мировой культуры, - появилась именно в Кохтла-Ярве.

Владлен Лившиц, супруг Леа Лившиц, предложил депонировать на 10 лет в городской Музей Сланца стохатипии, составляющие значительную часть творческого наследия художницы. Наше городское самоуправление очень благодарно ему за это. Не сомневаюсь, что Музей сланца воспользуется такой прекрасной возможностью для организации выставок стохатипий Леа Лившиц. Художественные работы должны выставляться, им нужен зритель, как и они  зрителю.

Рийна Иванова,
председатель Кохтла-Ярвеского городского собрания

На фото: «Озеро», стохатипия Леа Лившиц

*Фрактальное искусство Водопад
(http://www.proza.ru/2013/10/23/846)

Фрактальная монотипия (стохатипия) Леа Лившиц «Водопад» (эст. Kosk) 16х27 создана художником Леа Лившиц в 1985 году. Эта произведение фрактального искусства типично для художника. Оно отвечает всем требованиям современного  цифрового искусства, хотя и создано не на компьютере, а методом монотипирования.   


Как  золотоискателями «золотая лихорадка»,
так мною овладела стохатипия. Я начала
видеть одинаковую игру красок, светлых
и темных  контрастов в отражении в воде,
в вечерней мгле. Чем больше я пробовала,
тем сильнее входила в азарт.
                Леа Ливщиц