Уроки никольских затворников

Сергей Строков
В середине мая 2008 года, последний затворник покинул пещеру в селе Никольское Пензенской области. Полгода назад это село стало известно всему миру, а несколько десятков человек ушедших под землю «правды искать» стали главными героями сотен репортажей и публикаций СМИ.

На данный момент пещера взорвана, и история не представляет интереса для голодных до сенсаций журналистов. Однако я возвращаюсь к этой теме не потому, что знаю какие то новые или нераскрытые старые факты, а я их знаю, но потому что порой события кажущиеся важными, на поверку оказываются дверками, открывающими путь к более глобальным вопросам.

Если вы спросите меня, что мне как жителю Пензенской области известно об этих отшельниках, я буду говорить не много, самое главное для меня, это то, что они искренне верили в свое заблуждение. Лично мне очень симпатичны слова Архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета, сказанные в самом начале этого полугодового для всех нас испытания, но, к сожалению, быстро потонувшие в волнах громких газетных заголовков: «Это наша православная паства, хотя и заблудшая». Очень честное заявление.

Заблуждение последователей Петра Кузнецова налицо. Любой христианин знакомый с учением о последнем времени знает, что дату конца времен невозможно предсказать, ибо это перечит словам самого Господа и Спасителя нашего. И все же эта маргинальная группа верила, что на Пасху 2008 года конец наступит. Плохо это или хорошо? С богословской позиции, конечно плохо. А с чисто человеческой позиции в этом плохого ничего нет, если люди не делают зла себе и другим.

Стоило ли забираться под землю? Для меня как для протестанта ответ вроде бы очевиден: это лишнее. С другой стороны православие имеет такой опыт, более того для Пензенской земли он характерен. На всю Россию известен Троице-Сканов монастырь с его пещерным комплексом, даже после частичного разрушения в годы безбожия, остающимся самым крупным по протяженности в России. Его основали монахи из Киево-Печерской лавры, кстати, и она уступает протяженностью пензенскому пещерному комплексу.

Пример Троице-Сканова монастыря не единичен. Известны пещеры под городом Сердобском, в селе Вирга. Была ли пещера в Никольском таким же старинным памятником православного аскетизма, на что есть некоторые свидетельства или плодом труда самих затворников ответить я уже не смогу, т.к. ее уже нет. Но это и не главное. Главное в том, готово ли сегодняшнее общество, власть, СМИ и конечно же церковь отнестись к вере ближнего с уважением?

Каждый по-разному сдавал этот экзамен, вскрывавший нашу внутреннюю сущность, взрослость, мудрость и духовность. Отрадно, что церковь сдала экзамен первой и на мой взгляд сдала его с отличием. Повторяя вышесказанное, отмечу, что настоятель православной паствы в Пензе очень скоро и лаконично дал понять позицию церкви – этих людей нужно оставить в покое, не прекращая при этом увещевать к доброй воле и истине.

И если церковь оказалась на высоте, то СМИ этот экзамен, на мой взгляд, завалили под корень. Видимо рейтинги «Аншлага» и «Дома-2» идут вниз, иначе трудно объяснить рождение нового реалити-шоу «Пензенские сектанты». Показательно, что комментарии священнослужителей Русской православной церкви исчезли со страниц и экранов, в тот же миг, когда журналистам стало понятно, что «попы» рейтинги сенсации поднимать не собираются. А честные заявления о том, что затворники это православная паства на роль «жаренных» новостей не подходят.

Что же власть? Ее становиться модно обвинять в контролировании СМИ, но честное слово, в данной ситуации я был обеими руками за то, чтобы она эти самые СМИ контролировала. Почему? Потому что тогда, на мой взгляд, можно было бы надеяться на то, что свободные от сотен наблюдательных глаз затворники иногда выбирались бы наружу, по крайней мере, не дошло бы то того ультимативного нежелания принимать какую либо помощь и поддержку извне. И может быть, умершие в пещере женщины могли бы и сегодня жить. Так вот власть оказалась заложницей СМИ. «По-тихому» решить ситуацию не дали. Оно конечно для власти вредно иметь привычку решать все по-тихому, но тут был как раз именно тот случай.

Когда затворники еще были под землей, с группой протестантских пасторов я оказался на приеме пензенского вице-губернатора Олега Мельниченко. По иронии судьбы он стал, пожалуй, самым известным жителем региона, т.к. каждый день с экранов телевизоров рассказывал о последних новостях из Никольского. Так вот на той встрече он с досадой говорил, о постоянном напряжении от СМИ: то телеканалы вырежут фразу без контекста, дав ей свой контекст, изменив до неузнаваемости смысл, то печатные издания напечатают то, что вообще не звучало, а то, что звучало, просто проигнорируют. Власть не привыкшая идти на поводу у СМИ напрягалась.

За время пока затворники были в пещере, при губернаторе прошло два заседания межрелигиозного совета. Первое в самом начале, прошло почти незаметным для СМИ, т.к. имело задачей реальный поиск решения проблемы. Второе было ближе к концу и по сути ничего уже не решало, но весьма доходчиво, ярко и с масштабом показало, что власть уже не держит себя в руках. Измученная с одной стороны циничными журналистами, а с другой ушедшими в глухую оборону затворниками власть пришла к единственному прогнозируемому в такой ситуации решению: «Надо бороться с сектами».

Видимо девиз этот был дан не только в местные СМИ, но и в различные структуры. Ирония ситуации в том, что в истерике совсем позабыли указать, кто такие сектанты и с кем в реалии нужно бороться. Я помню, как в мою дверь позвонили и я играя в это время с детьми, не снимая их с родительской шеи пошел открывать. Моему взору предстали два молодых милиционера с весьма удивленными физиономиями. Оказалось, что они пришли по наводке, что в этой квартире может собираться «неизвестная секта». Стражи порядка были удивлены, увидев вместо замоленных монашек молодого папу с двумя детьми на шее. Видимо эта картина спасла меня от визита на территорию моего жилища, в котором, кстати, не мало религиозной атрибутики и литературы. Как потом выяснилось, за несколько лет до того как я переехал в данное жилье, его снимали кришнаиты и устраивали прямо дома свои служения. Видимо кто-то из пожилых соседей в то время написал жалобу участковому, и вот спустя несколько лет «квартиру с сектантами» решили проверить.

Как я сказал, мне повезло. Но не всем протестантским пасторам повезло так же. Меня как пастора церкви ведущей прозрачный диалог с властью минули какие либо вызовы, но пасторы небольших общин получали приглашения в УБОП, ФСБ и т.д. Не в коей мере я не хочу высказать претензии к власти и структурам, но, честно говоря, у некоторых священнослужителей неправославных церквей они были. А это продолжение цепи в реакции на затворничество и нарастание снежного кома напряженности.

Мне порой любопытно, чтобы было дальше в отношениях СМИ, власти, неправославных общин, если бы затворники не вышли наружу? До чего дошла бы эта цепная реакция взаимонепонимания?

После второго межрелигиозного совета одна из местных газет выстрелила материалом большого объема под названием «Бегущие от реальности». Эта была первая ласточка перехода СМИ от реалити-шоу к откровенно низкопробному желтому чтиву. В той статье так называемым сектам приписывались все мыслимые и немыслимые преступления против общества и личности, а в качестве примера были приведены общины Евангельских христиан баптистов, Адвентистов седьмого дня и почему-то отдельно название нашего прихода, видимо как самого крупного объединения пятидесятников в регионе.

И если до этого я сказал об экзаменах для церкви, СМИ и власти, то после этой публикации наступил экзамен для общества. В городе Кузнеце в молитвенный дом церкви «Живое слово» вошли неизвестные и избили пастора. По свидетельству очевидцев напавшие угрожали пистолетом. Через некоторое время нападение повторилось, но обошлось без рукоприкладства. В городе Сердобске так же была попытка нападения на пастора, но он спрятался в своем доме.

По первому факту было заведено дело об административном правонарушении, но суд постановил дело пересмотреть, усматривая состав уголовного преступления. Хотя церковь и пастор простили нападавшего, он не избавился от проблем с законом и имеет реальный шанс попасть за решетку. Особо отмечу, что у нападавшего несовершеннолетняя дочь. У пастора трое несовершеннолетних детей. Сдало ли общество в лице этого случайного читателя желтой газеты экзамен на взрослость? Вряд ли.

Оно его не сдало, когда с жадностью поглощало «Аншлаг» и «Дом-2». Не сдало, когда под закуску принесли ему реалити-шоу о чьем-то личном, интимном, пусть и заблудшем взгляде на вопросы бытия. Не успев проглотить жирный кусок «Алены Водонаевой», потребитель откусывал «свеженького Петра Кузнецова», не особо разбираясь, что его заставило отправить 35 человек под землю. Потребитель с хрустом прожевал этих бедолаг, словно биомассой заполняя свой тракт развлечения.

Спрос рождает предложение – такова философия мира, и по этой философии не в чем обвинить СМИ, запустившие дьявольский механизм лицедейства на судьбах заблудших православных овец. Когда затворники уже вышли, журналисты ухватили последний кусок, который еще можно было скормить потребителю – фото внутри пещеры. Наверное, я тоже потребитель в чем то, т.к. смотрел эти фото. Притом смотрел с чувством пренебрежения, т.к. это картина грязи, бардака и антисанитарии. И все же эти заблудшие, несговорчивые, грязные и антигламурные затворники видятся мне намного чище той нашей потребительской сущности, которую они словно гноящуюся рану вскрыли своим безумным на первый взгляд, но не без промысла Божьего сотворенного поступком.