Кто дал начало театру?

Сергей Строков
Кажется уже невозможно себе представить русских без театра. Мы всегда, а особенно в советское время, без лишней скромности осознавали себя нацией читающей и образованной. Мы говорим на том языке, на котором говорили Пушкин, Чехов и Толстой и было бы странно не считать себя театральной державой.

Но истины ради нужно признать, что любовь к театру у нас была не всегда. Долгое время единственным «театральным действом» на Руси были маскарады, да потехи скоморохов и Петрушки. Но мы живем в этом мире не одни, поэтому царские послы во второй половине XVII в. все чаще стали рассказывать о представлениях, очевидцами которых они бывали заграницей.

Царь Алексей Михайлович проявил интерес и даже любопытство к рассказам придворных и было решено организовать что-то подобное и в Москве. Для этого Полковнику ван Стадену объявили царский указ: ехать за границу и приискать там людей, "которые умели б всякие комедии строить". Но в силу неясных причин посыльный затягивал свою «командировку», что в итоге подвигло к поискам своих талантов среди местных иностранцев. Алексей Михайлович поручил завести переговоры с Немецкой слободой об организации театра.

К тому времени число протестантов в Москве, год от году увеличивалось: к концу царствования Михаила Романова их было там уже до 1000 семейств лютеран и реформатов. Появились они также в Ярославле, Вологде, Холмогорах. Московское правительство ставило себе за правило для государственных нужд призывать из-за границы только протестантов, а не тех, кои "папежские веры".

Царь Алексей в начале правления позволил оставаться в Москве только тем, которые согласны были присоединиться к православию; остальным (за исключением лиц особенно почетных и нужных) велено переселиться. Но в 1662 г. по ходатайству саксонского двора уже в самой Москве образовалась особая лютеранская община — саксонская, первым пастором которой был Иоанн Готфрид Грегори, личность, замечательная и выдающаяся к нему в "театральную школу", для обучения, отданы были 26 избранных русских юношей.

В это время в селе Преображенском, летней резиденции царя, строилось специально приспособленное для представлений здание - "комедийная хоромина". Для царя было отведено особое, богато разукрашенное место, а сбоку устроены ложи для царицы и царевен, отгороженные деревянной решёткой, сквозь которую они могли видеть всё происходившее на сцене, оставаясь сами невидимыми.

Первой 17 октября 1672 г. была поставлена пьеса на библейский сюжет «Эсфирь», или «Артаксерксово действо». Представление длилось целых 10 часов, в нём участвовало более 60-ти актёров. Декорации в виде так называемых "рам перспективного письма", богатые костюмы из персидского шёлка, гамбургского сукна и турецкого бархата были выполнены русскими умельцами.

За ней следовали «комедии» «Товия младший», «Юдифь», «Жалостная комедия об Адаме и Еве» и др. Большинство пьес театра Грегори принадлежало к репертуару так наз. «английских комедий», обрабатывавших в полуэпической, полудраматической форме библейские и исторические сюжеты и изображавших и трагическое и комическое в сильно утрированных формах, используя при этом разнообразные театральные эффекты.

В 1676, со смертью Алексея Михайловича, созданный по его инициативе театр прекратил свое существование, возобновившись только при Петре I, но уже в форме театра общедоступного, а не исключительно лишь придворного.

Сегодня любой может посетить сотни театров по всей России, но не каждый помнит, что в основании русского театра стояли протестанты.