Цирк

Фаина Канашева
Давно это было, кажется, в конце сороковых или начале пятидесятых годов.Моя сестра тогда работала в Московском цирке на Цветном бульваре.Не раз приглашала она меня на представление.Дала свой рабочий телефон.И вот я собралась. Поехала на поезде в Москву, на трамвае добралась до цирка.Раньше я там бывала на представлениях.

Вот я вошла в цирк, в небольшое помещение, где в стенах два небольших окошка, через которые продают билеты.У окошек толпа за билетами. Висит на стене телефон.Я взяла трубку и набрала нужный номер. Сестра сразу же ответила:

- Подожди минуты две, не вешай трубку.

Я с нетерпением жду.

-Стой на месте,- проговорила она снова в трубку,- сейчас к тебе выйдет человек и проведет к трибунам.

- Спасибо,- ответила я и повесила трубку. Минут через 10 из центральной двери, из фойэ, вышел человек и подошел ко мне.Я была крайне удивлена, что за мной пришел карлик, маленький человек, как он сам себя назвал.

-Ты так похожа на свою сестру, что я тебя сразу узнал. Тебя зовут.. -и он назвал мое имя.

Я кивнула как-то растерянно, ведь впервые вижу рядом с собой настоящего карлика.

-Меня зовут Сеня,-сказал он, взял меня за руку и повел на выход, на улицу. Я испугалась:"Почему Сеня не пошел в помещение цирка?"

       А он словно прочел мои мысли и сказал:

- Я тебя проведу через другой вход.

Мы подошли к двери, далеко от главного входа, и Сеня открыл эту дверь. Дальше пошли по коридору и вышли в помещение, похожее на склад.За столом сидела маленькая женщина и считала на конторских счетах.

-Это моя жена Рита, знакомься,-сказал он указывая на эту женщину. Я поздоровалась, Рита приветливо улыбнулась и сказала:

-Добрый день.

Мы прошли складское помещение , в котором хранились разные артистические костюмы,затем по каким-то коридорчикам Сеня вывел меня в конюшню,потом мы прошли звериные и птичьи клетки и только после этого оказались у входа, задрапированного занавеской.

Пока мы шли, люди, видимо работники цирка, приветливо улыбались Сене, шутили с ним. Чувствовалось, что Сеню здесь любят и уважают.

Откинув полу занавески, мы вошли в главное помешение, где расположены большим полукругом зрительские трибуны и манеж.Сеня подвел меня ко второму ряду правой трибуны и указал место. Я села и тут же подумала, что билета у меня нет, вдруг меня попросят с этого места.

Сеня опять, словно угадав мои мысли, сказал:

- Сиди спокойно, никто с места не сгонит. И, попрощавшись, ушел.

Постепенно места заполнялись зрителями. Со мной рядом сел молодой человек, как мне показалось, долговязый, худой с продолговатым, не очень красивым, лицом. Он со мной поздоровался,назвался Юрием. Я назвала свое имя. Рядом с ним с другой стороны села молодая женщина. Одеты они были простовато, как и большинство людей в то время. Я подумала: "Муж и жена, наверное".

Юрий нас стал развлекать анекдотами.Началось представление: гимнасты, атлеты, акробаты, наездники. Цирк есть цирк. Вышел клоун Карандаш (Румянцев) и начал смешить публику.Ему приволокли какое-то толстое бревно.Он делал попытки его поднять, но не получалось.Клоун обратился к публике со словами:

- Кто хочет попробовать свои силы, выходите на манеж. Есть у нас тут силачи?

Мой сосед тут же поднялся и крикнул:

 -Я хочу поднять бревно. И стал пробираться по ряду к проходу на арену. Женщина, сидевшая рядом с ним, тоже поднялась, схватила его за полы пиджака и и закричала:

 Не ходи, не пущу, побереги себя.

Он отмахнулся от нее и пошел , а она так и шла за ним постоянно его хватая, то за руки, то за пиджак.Когда молодой человек вышел на арену, женщина быстро скрылась за занавесками входа, откуда артисты выходят на арену.

Позже я узнала, что это был розыгрыш, оба, мужчина и женщина, были артистами цирка.

А мой сосед, тем временем, выбравшись на арену, пытался поднять это бревно.Делал он все так комично, что зрители хохотали вовсю.Свои чувства он выражал мимикой и глазами, лучше всяких слов.В конце концов он поднял бревно одной рукой, как перышко и бросил его на пол.

Дальше они с Румнцевым(Карандашом) уже вместе смешили публику разными клоунскими действиями и загадочными фокусами.Мне со своего второго ряда было все очень хорошо видно, и насмеялась я тогда вдоволь.

А мой сосед оказался Юрием Никулиным. Так я впервые его увидела на представлении, молодого и начинающего.Позже Юрий Владимирович стал знаменитым, любимым людьми артистом цирка. Знали Никулина и по фильмам.Он неоднократоно снимался в кино. Я благодарна судбьбе, что попала в тот день в цирк, и до сих пор помню, возможно не все, но те часы проведенные в цирке всплывают довольно часто в мыслях, хотя с тех пор прошло более пятидесяти лет.