Мастер Буривой Шторм

Анна Зюканова
Ювелир Буривой Шторм появился в Портенбурге,когда король готовился к свадьбе. Королевская свадьба должна быть красивой и запоминающейся-как и любая другая свадьба...
К ней готовился не только король и его слуги,но и весь город. Гильдия краснодеревщиков мастерила стол для пира. Гильдия ткачей делала скатерти и шторы. Гильдия кузнецов ковала изящные подсвечники и кубки. Стеклодувы занимались королевской посудой. Повара изобретали рецепты блюд.
Гильдия ювелиров должна была преподнести королю и королеве обручальные кольца,и,кроме того,украшения для наряда королевы.
Буривой Шторм не состоял в гильдии. Он был сам по себе. А это совсем не приветствовалось! Гильдия ювелиров существовала долгие века и в ней были только признанные мастера. У них был свой устав,свои законы,и каждый ювелир сдавал экзамен на мастерство. На всех изделиях-кольцах,серьгах,браслетах,стояло клеймо со знаком гильдии. Ладонь и на ней буква П-первая буква названия города. Доходы от продажи частью шли в городскую казну.
Буривой появился во дворце,когда мастера гильдий показывали королю образцы своего искусства. Король выбирал то,что ему нравилось. Белый атлас для штор,подсвечники в виде кистей винограда,фарфор,розовый на свету,как ушко ребенка и многое другое. Дошла очередь и до ювелиров. Они выложили на черном бархате сверкающие драгоценности. Король примерял кольца и перстни,любовался бликами света на бриллиантах. Тут к нему обратился человек,до этого скромно стоявший за спинами гильдийцев.
-Разрешит ли король показать ему то, что принес я? Может, и мои поделки будут интересны?
Гильдийцы заворчали. Но выяснять отношения с неизвестным ювелиром при короле не решились.
-Мое имя Буривой Шторм,-представился ювелир.
-Иностранец?-уточнил король.
-Я знаю много стран,-туманно ответил ювелир и высыпал из мешочка на бархат зазвеневшие украшения. Гильдийцы ахнули. Такой красоты они еще не видели. Золото и серебро,бриллианты и сапфиры,изумруды и гранаты. Они сияли как сотни свечей,их блеск завораживал и притягивал взгляд. Каждый камень,каждая капля металла были на своих местах. Казалось,что это не изделия человеческих рук,а создания самой природы.
Король осторожно прикоснулся к кольцу,сделанному из множества тончайших золотых волосков. Внутри,меж этих волосков,была чернота,в которой блестели крошечные камни.
-Я боюсь брать его в руки,-восторженно произнес король.-Боюсь смять его даже дыханием.
-О, это кольцо очень прочное!-сказал Буривой. -Вы можете даже наступить на него и оно не сломается. У него основа из прочного металла,золото лишь сверху.
Гильдийцы презрительно зафыркали.
-Как можно предлагать королю не-золото?-возмущенно спросил один из них.
-Золото ценно только потому,что это редкий металл. Но есть металлы,которые встречаются еще реже,а значит,они еще ценнее,-возразил Буривой.
Он предложил королю взглянуть на янтарные подвески для королевы. Король восхищенно ахнул. Внутри каждой подвески,выточенной в виде капли,был вырезан бутон розы. Причем так искусно,что каждый лепесток трепетал от движения воздуха.
-Это волшебство!-сказал король. Он был еще молод и охотно верил в чудеса.-Я беру все,что ты принес!
Он щедро заплатил ювелиру.
-Не хочешь ли ты поставлять драгоценности как личный королевский ювелир?-спросил король.
Буривой ответил:
-Я не живу постоянно в городе. Но буду рад сделать еще что-нибудь для вас.
Когда он покинул дворец,его уже ожидали мастера из гильдии. Они обратились к нему:
-Постой,мастер Шторм. Ты нехорошо поступил с нами. У ювелиров не так часто заказывают дорогие украшения,а ты отобрал у гильдии этот верный заработок.
Мастер Шторм с улыбкой снял с пояса кошель и протянул говорившему.
-Я могу себе позволить подарки самому королю,-сказал он весело.
Пожилой гильдиец покачал головой.
-Мы не можем принять эти деньги,-молвил он.-Твой труд заслужил их.
-Как же я искуплю свою вину?-спросил Буривой.
-Это просто. Научи нас делать золотую паутину и работе с янтарем.
Ювелир покачал головой.
-У вас не получится делать это так,как делаю я...но если хотите, я сделаю много таких колец и янтарных подвесок.
Гильдиец оскорбленно ответил:
-Если ты считаешь нас недостойными,чтобы учить своему искусству,тогда уходи из города. У нас не принято работать в одиночку.
-Это может плохо кончиться,-добавил хриплый голос из толпы гильдийцев.
Буривой положил кошель на мостовую и,не оглядываясь,пошел по улице,ведущей к морю.
Королевская свадьба прошла со всей полагающейся пышностью. Супруги были диво как хороши в нарядах,сшитых гильдией ткачей. На королеве было шелковое лимонного цвета платье с нашитыми на лиф янтарными лепестками. В ушках покачивались подвески с розами,купленные у мастера Шторма. Когда священник произнес традиционное предложение обменяться кольцами, король и королева надели друг другу кольца из золотых волосков,через которые сияли,как звезды,драгоценные камни.
Через несколько дней после королевской свадьбы глава гильдии ювелиров увидел на шее цветочницы,торговавшей на городском рынке,необычное ожерелье. У девушки навряд ли были деньги на покупку дорогой вещи.
-Скажи,кто подарил его тебе?- спросил он.
-Один добрый человек,-смущенно ответила девушка. -Я была сильно расстроена в тот день и плакала...Это было на берегу моря. Человек подошел ко мне и сказал "Возможно,мой подарок утешит тебя?" Я отказывалась принять ожерелье. Никто не дарит золото просто так. Но он сказал "Я могу делать такие подарки всем жителям Портенбурга. Это всего лишь золото и алмазы. Их у меня очень много. "
Ювелир поблагодарил цветочницу за рассказ и купил у нее букет фиалок. Затем он поспешил поведать эту историю гильдийцам.
Конечно,подарки,сделанные пришлым ювелиром,не разорят гильдию. Но если он будет продолжать разбрасываться своим богатством, им придется менять профессию...
-Надо найти его и убедить вступить в гильдию. А если он откажется,то попросить остановиться и не делать ни украшений,ни подарков.
-А если он не послушает добрых советов...-многозначительно добавил хриплый голос,не окончив фразу. Но всем стало ясно,что это означало...
Мастер Буривой Шторм нашелся на берегу моря. Он сидел на черном,нагретом солнцем валуне и кидал в море камушки. Причем старался делать это так,что камни отскакивали от воды пять,а то и семь раз,прежде чем утонуть. Рядом стояли дети рыбака,живущего на берегу в старенькой лачуге. Все они старательно копировали замахи ювелира и их камни скакали по воде разве что на пару подскоков меньше.
-Мастер Буривой,-окликнул его глава гильдии. -У нас есть важный разговор к вам.
-Я слушаю,-отозвался Шторм,спрыгнув с валуна.
-Недавно вы подарили девушке-цветочнице ожерелье...
-Да,-признался он.
-Вы разрешите узнать,почему?
-Она была ужасно расстроена. И ее слезы капали прямо в море. А оно и без того солёное. Я подумал,подарок ее утешит.
-Вы сказали ей,что можете одарить драгоценностями весь город.
-Это правда,-ответил ювелир. - Я могу подарить что-нибудь и вам тоже.
-Не нужно. Лучше перестаньте делать подарки вообще. А также продавать свои поделки. Иначе гильдия разорится и семьи ювелиров станут нищими.
-О!-удивился Буривой.-Я не знал,что лишаю вас заработка...
-Ваши драгоценности слишком хороши. Я честно скажу-они гораздо лучше того,что можем сделать мы. Поэтому люди предпочтут покупать их у вас. А нам ничего не останется,как распустить гильдию и сменить профессию...Вы богаты,как следует из ваших слов,у вас нет необходимости зарабатывать трудом. Оставьте эту возможность нам!
Буривой был расстроен словами гильдийца.
-Мне просто нравится делать красивые вещи,-сказал он.-У меня много времени и иногда его совершенно нечем занять. Может,я буду делать их для вашей гильдии?
И мастер Буривой Шторм стал гильдийцем. Ему не понадобилось сдавать экзамен. То,что его украшения понравились королю,уже было почётным...
Ювелиры работали в собственных мастерских. Конечно,им захотелось узнать,как новый мастер делает такие чудные вещи. Какими особенными инструментами создает золотую паутину и прочую красоту.
-Позволишь ли,мастер Шторм,побывать в твоей мастерской?-спросил старший гильдиец.
-Мастерской?-переспросил Буривой.-Что это?
-Ты иностранец,ты просто не понял вопроса,-спохватился гильдиец.-Место,где ты делаешь свои украшения. Пригласишь ли ты нас туда?
Буривой задумался.
- Позже,-сказал он.- Я хотел бы посмотреть на ваши мастерские.
Его провели по всем мастерским города. Он с интересом разглядывал тигли и меха, тисочки и песок для полировки, и многое другое.
-У меня ничего подобного нет,-сказал он.- Я работаю по-другому.
-Когда же ты пригласишь нас в свою мастерскую?-напомнил старший ювелир.
-Прямо сейчас,-улыбнулся Буривой.
Он повел гостей улицей,ведущей к морю. Недоумевающие ювелиры переглядывались. На берегу не было никаких мастерских.
Уже наступил вечер,время прилива, и приливная волна с шуршанием перекатывала камни.
-Я работаю здесь,-сказал Буривой.
-На берегу?-изумились мастера.
-Здесь я беру готовые вещи,-загадочно пояснил ювелир.
Мастера решили,что Буривой скрывает свою мастерскую. На следующий день старший дал ему задание сделать по заказу перстень. И послал мальчика-подмастерье проследить,куда пойдет ювелир.
Вернувшись,мальчик рассказал,что весь день ювелир провел на берегу. Он играл в "блинчики" с детьми рыбака,потом выходил в море с самим рыбаком.
-Когда же он будет заниматься перстнем?-встревожился старший гильдиец.-Купец просил сделать его к завтрашнему дню!
Через пару часов в здании гильдии появился мастер Буривой. Он положил на ладонь старшего тяжелый золотой перстень. Как и заказывал купец,на перстне был изображен герб Портенбурга.
Старший удивился. Если,как рассказал мальчик,весь день ювелир пробыл на берегу,у него не было времени сделать перстень.
-Отличная работа,-похвалил он Буривоя. -Должно быть,ты работаешь не один? Раз так быстро сделал перстень с гравировкой...
-Это несложная работа,-пожал плечами мастер Шторм.- Что-нибудь еще сделать для гильдии?
-Да,есть еще заказ на золотой набалдашник для трости.
И старший старательно и долго объяснял новому ювелиру замысел хозяина. Когда Буривой ушел,за ним снова следил подмастерье.
Мальчик вернулся с испуганным лицом. Зубы у него стучали от страха. Старший дал ему кружку горячего вина с пряностями,усадил к камину и потребовал объяснить,что его так напугало.
-Он бросился в море!-плача,сказал мальчик.-Залез на скалу и шагнул прямо в воду! Оттуда поднялась огромная волна!
Старший был потрясён. Странно,что мастер Буривой решил прыгнуть в море!
Наутро он был потрясён еще раз. Шторм вошел к нему как ни в чём не бывало и отдал готовый заказ.
-Что-то здесь нечисто,-сказал старший сам себе.
Он решил сам проследить за новым ювелиром.
Буривой шагал быстро,так что старик запыхался и поглаживал колени,уставшие от ходьбы. Шторм вышел к морю,где на берегу его ждали дети рыбака.
Теплые синие волны накатывались на галечный берег. Мелкие рыбацкие лодочки почти на горизонте то скрывались из виду,то снова поднимались на волнах.
Дети бросились к ювелиру и тот с улыбкой протянул им ладони,полные леденцов.
Грызя конфеты, малыши показали Шторму горки плоских камней,которые приготовили для игры.
Старый ювелир с досадой наблюдал всё те же "блинчики". Весь день он потратил на созерцание бесцельного блуждания мастера Шторма по берегу. Благо,погода не подкачала и он не замерз в своем укрытии за одним из валунов. А прихваченный из дома сыр,хлеб и квас не дали ему проголодаться.
Когда солнце стало быстро опускаться,а синева сменяться непроглядной чернотой,Шторм вошел в воду. Но не собираясь купаться,а просто склонился и зачерпнул воды ладонью. Потом поднял ладонь и старик ахнул,прикрыв тут же рот.
На ладони лежало колье. В сумерках оно не выглядело золотым,ведь для блеска нужен свет.
Дрожа от страха,старик поднялся из-за камня.
-Мастер Буривой!-негромко позвал он.
-О, вы пришли за заказом сами?-мягко удивился Шторм. -Надеюсь,я всё правильно сделал?
Старый ювелир принял из его рук безупречно сделанное колье.
-Кто ты,мастер Шторм?-спросил он напрямик.-Кто делает эти вещи для тебя?
Буривой стоял рядом,глядя старику в глаза. Теплый влажный ветер,пахнущий солью
пошевеливал одежду и волосы.
-Я Буривой Шторм,-сказал он.-Я вой бури,я шторм,я соленая вода. Я море. Я могу делать любые вещи из янтаря или металлов. У меня миллионы драгоценных камней.
-Но зачем ты принял облик человека?-потрясенно прошептал старик.-Зачем решил быть ювелиром?
-Из-за того,что люди этого города чаще плачут,чем смеются. А их слёзы делают море всё солонее,и дельфины выбрасываются на берег. Им жжет кожу лишняя соль.
-И ты думаешь,благодаря твоему искусству люди будут чаще смеяться?
-Теперь я не уверен в этом,-с грустью признался Буривой.- Но на всякий случай я приготовил городу подарок. Подарки обычно нравятся людям...И может,хоть один день и мои дельфины будут счастливы.
Сказав это,мастер Шторм обернулся невысокой волной и слился с морем. Его следы тут же разгладила волна. Старый ювелир прижался спиной к теплому от солнца валуну и попытался унять волнение от странной беседы с самим морем.
Наутро он проснулся от удивленных,радостных возгласов.
-Все на берег!-кричали бегущие по улице мальчишки,дети рыбака.-Посмотрите,какое чудо!
Старый ювелир спешил изо всех своих сил. Еще издалека он услышал приятное пение-пели не то птицы,не то так искусно играла флейта или другой инструмент.
На берегу собрались все жители Портенбурга и ювелир принялся протискиваться к тому,что видели первые ряды смеющихся,взволнованных людей.
Большая стая дельфинов катала лодку с сидящими в ней русалками. Русалки пели теми голосами,что издали услышал ювелир. Дельфины выскакивали из воды,кланялись в воздухе,плавали на кончиках хвостов,верещали и перебрасывали друг другу кольца. Русалки смеялись, плескали в людей водой.
Зрители аплодировали и были искренне радостны,как в детстве. А уж дети визжали и прыгали не хуже дельфинов.
-Тебе нравится?-раздался голос над ухом завороженного ювелира.
Рядом был сам Буривой Шторм.
-Это чудесно!-ответил старик.
-И дельфинам нравится. А русалки ненастоящие,я придумал их.
-Ты волшебник,мастер Буривой,-уважительно сказал старый ювелир.-Кстати,у меня есть один сложный заказ...