Размышления

Юлианна Селиванова
Казахстан - одна из бывших советских республик, здесь, как повсюду в Советском Союзе на протяжении десятилетий русский язык имел статус не только языка многонационального общения, но и преобладал во всех сферах политической, социальной, экономической жизни. Казахский язык с юридической точки зрения обладал не меньшими правами, чем русский, но в реальной жизни знание и широкое использование казахского языка вовсе не считалось жизненно важным для успешного строительства социализма.
Русский язык был везде - в названиях улиц, на плакатах, на телевидении, радио, повсюду. И хотя некоторые газеты печатались на казахском языке, издавались книги казахских писателей, всё же сохранялось, и поддерживалась атмосфера, когда в республике, где основную массу населения составляли казахи, главным языком стал не казахский, а русский.
Сложилась парадоксальная ситуация - казахский язык не изучался в средних школах, а школ с обучением на казахском языке было крайне мало (особенно в городах).
1991- стал переломным в судьбе Казахстана и крайне важным для судьбы казахского языка, ведь теперь он стал государственным языком нового, независимого Казахстана. С тех пор прошло 16 лет, пройден трудный путь, решены и решаются вопросы экономического и политического развития нашего государства, но вопрос об изучении казахского языка, его значении и использовании во всех сферах по- прежнему остаётся одним из самых актуальных и насущных вопросов жизни современного Казахстана.
Казахский язык стал государственным языком, его изучают в школах, колледжах и университетах, вскоре всё официальное делопроизводство будет переведено на казахский язык. Знание казахского языка становится поистине жизненно важным и необходимым. И всё же есть несколько проблем без полного решения, которых подлинное и глубокое освоение казахского языка невозможно. Они связаны, прежде всего, с тем, что изучение казахского языка в масштабах государства не должно стать очередной политической компанией. Сейчас, когда необходимость знания и свободного владения государственным языком осознаётся всем обществом, всеми его социальными и возрастными категориями, на первое место встаёт потребность в умных, опытных, влюблённых в своё дело профессионалов, способных создать и уже создавших первоклассные и современные методики обучения казахскому языку.
Задача, стоящая перед обществом, заключается в том, чтобы умная, дальновидная и тщательно спланированная языковая политика способствовала созданию благоприятной атмосферы для изучения казахского языка. Каждый человек независимо от возраста, социального статуса и образования должен иметь доступ к самым современным методам овладения языком и возможностям его всестороннего применения. Если при этом языки других народов Казахстана (русский, корейский, татарский, уйгурский и др.) будут мирно сосуществовать и развиваться вместе с казахским языком, это станет серьёзным залогом дальнейших успехов на пути развития независимого Казахстана.