Роман Иличевского Матисс

Луша Галушкина
Лауреатом литературной премии "Русский Букер-2007" стал писатель Александр Иличевский за роман "Матисс". Это произведение не о французском художнике Анри Матиссе.

Тогда почему "Матисс"? И почему мне захотелось написать о романе?

Потрясающего впечатления, как от произведений Пелевина, я не получила.
Темы и мысли уже встречались в других произведениях. Это постижение реальности через изнанку жизни. И от этого образуются рванные изнаночные швы не только на теле, но и в душе. Это первое что приходит на ум. Но роман Иличевского совсем не об этом.

Стиль знаком. Необычные метафоры, от которых происходит "смущение зрения" или красивости, сны, грезы, многословие.

Мне даже показалось, что вместе с героем романа Леонидом Королевым из подвала на свет вышла цветистая сетевая литература.

Только есть одно "но".Наверно, поэтому я и захотела написать о романе "Матисс".

Матисс начинал рисовать в стиле импрессионизма, и был под влиянием живописи Сезанна. Буквально импрессионизм - впечатление, ощущение. Художники стремились передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое ощущение пастельными мазками, которые располагались в беспорядке, в зыбкости контуров, срезах фигур, фрагментарности, неожиданных ракурсах, между тем в целом создавалось ощущение вибрации воздуха, света и настроения. Но импрессиониста из Матисса не получилось.
Он становится фовистом. Фовист буквально дикий. Художник начинает поиск обнаженных цветовых сочетаний, игру цветовыми пятнами, грубыми и размытыми, но одновременно насыщенными и яркими, совершенно иными, нежели у импрессионистов.
Затем пуантилистом. Пуантилизм буквально — точечность — стиль письма в живописи, когда чистый цвет, наносится мелкими мазками прямоугольной или круглой формы. Смешение цветов с образованием оттенков происходит на этапе восприятия картины зрителем.
Пройдя через импрессионизм, пуантилизм, фовизм Матисс начинает рисовать цветом, радостным, ясным, чистым, светлым. Он пишет обнаженную женщину, и там нет запаха пота, секса - там красота цветового пятна и света.

Цвет, который становится светом, берет Иличевский для своего романа. А техника Матисса, творчество - это ключ к прочтению романа.

Толстыми но легкими мазками очень трепетно рассказывает Иличевский о своих героях, бомжах Ваде и Наде, кишащих вшами, выселенных домах, обосанных подъездах, алкоголиках, хиппующие художников, наркоманах. И все это не вызывают чувства брезгливости, жалости, ненависти, жестокости. Потому что автор пишет цветом, это создает настроение, впечатление искренности, детскости, нежности. Иличевский - цветовик в литературе. Он умеет живописать словом, не просто создавая образы, но заполнять все пространство романа вибрациями настроения и мысли. Это не картинки, в каждый образ он вкладывает мысль.



Посмотрите, как через цвет снежинки, реки, облаков, полотнищ снегопада, шкуру зверя он заполняет пространство города отрешенностью, и сколько цвета в одном образе.
«Мелькнувшая вначале структура снежинок, безукоризненно строгая и чистая, принесенная из многокилометровой вышины, возносила его над городом, запруженным стальным светом, над черным горбом реки, хордами проспектов, над высотками и взгорьями улиц, над безмолвием мятущихся, танцующих полотнищ снегопада, за муть и темень низких рваных облаков — туда, где звезды тонули в седой косматой шкуре зверя, задавившего город, где постепенно он набирался отрешенности, восходя все выше и дальше над холмистой икрой городских огней, — и этот подъем был его глубоким вздохом."

И до Иличевского так писали. Ван Гог наоборот учился у Золя и других писателей некоторым литературным приемам для живописи.
Булгаков в "Белой гвардии". Но у него цвета - символы: красный - это не только физическая, но и духовная смерть( мебель красного бархата, надпись вишневым соком на изразцовой печке, красноватая Венера), белый цвет - это святое в жизни героев(белый снег, им заполнен весь роман), серый цвет - самый страшный цвет(серые шинели, серые броневики, серые пулеметы) - это цвет уничтожения, кремовый цвет штор - это цвет, отгораживающий от трагедии, от него веет миром, уютом, голубой цвет проходит пунктиром - это цвет стихий и цвет надежды.

Платонов. Вот пример из "Фро", "за двадцать лет прожитой жизни она не помнила такого опустевшего, сияющего, безмолвного пространства, она чувствовала, что в ней самой слабеет сердце от легкости воздуха, от надежды, что любимый человек приедет обратно". Это импрессионизм, здесь много воздуха, легкости и света, - и все это передает субъективное впечатление, ощущение, настроение героини.

Иличевский. У него окружающее пространство отрешенное, дымчатое, расплывчатое. И вдруг на этом на фоне появляется цвет, яркий. Например, "...небо на востоке стало малиновым. Снег выпал. Как обморок".
Свет из всего цвета романа появляется только в конце, когда два бомжа и главный герой, бывший ученый, лишившийся всего, уходят из Москвы на юг. Идут медленно, растворяясь в свете, в пространстве, наполненном красками природы, и для героев это радость и солнце.

Где же это «но»? Про многих авторов можно сказать, что они мастерски рисуют. У Иличевского свой стиль. Яркий закрученный образ с настроением и мыслью он лепит цветом, линию  жизни  героев   спрятал  в   живописи. Матисс - это не только любимый художник главного героя романа, но и автора. И он взял его технику для написания романа. Матисс невидимым рефреном проходит через все произведение. Он появляется в грезах главного героя только в конце романа.   
На   вопрос   почему  Матисс  автор  отвечает:
 "— «Матисс» в названии — это потому, что Матисс — художник цвета и, соответственно, история про зрение, про цвет? Про то, что Королев узрел?

— Да, это история про цвет, свет, про творящий цвет. В детстве мне казалось, что самое худшее, что может произойти с человеком, это слепота; раз человек не видит, он не существует. Зрение художника — это творящий свет. Видишь — значит, ты творишь. Матисс вообще мой любимый художник, я, еще не умея разговаривать, открыл
у родителей альбом Матисса, и у меня такое ощущение, что я превратился
в художника, открылся тайный зрачок."

Кто-то скажет, что это роман о бомжах. И он будет прав. Но никто еще о бомжах не писал э интеллектуальный роман,  да, интеллектуальный роман, зная творчество Матисса, его разнообразную технику написания картин, познаешь эстетский роман Иличевского.