Золотое правило роста для России

Людмила Уварова-Момджи
Золотое правило роста для России

Долгосрочная Стратегия развития России до 2020 года, которую Правительство надеется разработать до конца этого года, предусматривает два основных сценария развития

Елена Шарипова, ведущий экономист инвестиционной компании «Ренессанс Капитал» комментирует ситуацию Людмиле Уваровой-Момджи


-Насколько, на Ваш взгляд, реалистичны заявленные в концепции развития экономики параметры, которые она должна достичь к 2020 году?

-Эти параметры предполагают несколько сценариев развития экономики.
Крайними являются инновационный сценарий, это когда наша экономика перестраивается и отходит от сырьевой зависимости и развивает высокие технологии. Причем, этот спектр у нас становится достаточно весомым вкладом в развитие всей экономики. А с другой стороны, довлеет инерционный вариант развития.

В случае, если наша экономика продолжает зависеть от цен на энергоносители, - развивается большой спектр сырья и очень малый - экспорта готовых товаров. То есть, все остается так, как сейчас. Темпы роста экономики зависят от выбора: пойдет ли страна развиваться инновационно или инерционно.

При инновационном сценарии, темпы роста экономики значительно выше, чем при продолжающейся зависимости от нефтяного сектора.

Насколько это реалистично, чтобы наша экономика стала инновационной? Вопрос спорный, который во многом на ближайшее время будет определять именно бюджетная политика: запустят ли основные национальные проекты в области высоких технологий - локомотив роста всей экономики.

-Какие добавления, исправления в концепцию было бы желательно внести?

-Концепция развития достаточно глобальная, она охватывает большой спектр проблем. Там серьезная проблема демографической политики, и развитие финансового сектора. Вопрос в том, что действительно предстоит сделать в правительстве, чтобы эта концепция стала как-то выполняться на практике.

-В настоящее время Минфин готовит альтернативный концепции документ, который он должен представить до 1 августа. Каково Ваше отношение по поводу ведущейся полемики, относительно увеличения либо сокращения расходов в налоговых изменениях?

-Да, полемика действительно большая. Минфин выступает за умеренный рост бюджетных расходов, а Министерство экономического развития - за скорейшее увеличение роста расходов. Цель благая - для направления в реальный сектор экономики и получения в дальнейшем отдачи в виде экономического роста.

Но точка зрения Минфина - более оправдана. Бюджетные расходы должны быть эффективны, приводить к тому, что у нас будут, например, создаваться новые предприятия или создаваться новые инфраструктуры. Вероятнее, государство собирается вкладывать в инфраструктуру.

Но мы все знаем: очень часто вложения государства - огромные, а отдача очень маленькая.

-А проконтролировать никак нельзя эти вложения?

-А вот вопрос, да, а кто будет контролировать?

-А у нас нет такой структуры?

-Опять государство, наверное, будет контролировать.

-Значит, нужен альтернативный контроль и уже не со стороны государства? Раз уж оно само себя не будет контролировать?

-Безусловно. В общем-то там вариантов не так много.

-Может быть, какие-то общественные организации надо создавать для этого, специально?

-Ну да. Но мы тогда должны подумать о том, насколько эти общественные организации будут независимы.

-Не коррумпированы?

-Неподкупны, конечно. Ну, а какому человеку... Все мы люди, и у каждого есть своя цена...

-А тогда, Елена, такой маленький вопросик. А что, нет никакого опыта в других цивилизованных странах? Как они с этим борются?

-Во-первых, многие страны как раз сокращают государственные расходы. А именно, есть ряд стран, у которых маленький процент бюджетных расходов по отношению к ВВП. Это например, США, не учитывая расходы на оборону, которые очень существенны, - остальные расходы очень незначительны!

С другой стороны, существуют страны Западной Европы, у которых очень большой процент расходов государственных.

Но у них же настоящая демократия! У них правительство действительно подчиняется. Им в общем-то достаточно небольшого скандала, чтобы министра отправить в отставку, чтобы уличить его там в неправильном расходовании средств бюджетных и он сам даже уйдет в отставку! Вот у нас такого нет...

Поэтому нам лучше не наращивать расходы большими темпами, как сейчас предлагается. Я не говорю, что их не надо наращивать, в принципе. Их, конечно, увеличивают, и даже сам Минфин выступил два дня назад, чтобы увеличить расходы. Но все это надо делать по мере того, как растет экономика, но никак не быстрее.

Вот если мы будем увеличивать расходы темпами, соответствующими темпам роста экономики, то это будет нормально. Если - больше, то это скорее всего будет инфляционное давление. Мы ничего не получим. Не построим ни дорог, ни мостов, а цены у нас на все товары вырастут.

-Поспешать надо, не спеша?

-Совершенно верно.
29.05.2008